Улыбки азиатских широт

05.06.2019 Владимир Елистратов 1
Фото: zen.yandex.ru
Можно вспомнить и такие определения: «смех это выражение страха перед смертью», «смех это одна из форм протеста против эксплуатации человека человеком», «человек есть умеющее смеяться животное» и т.д. и т.п.
Над тайной смеха в той или иной степени глубины размышляли многие великие люди – начиная от Платона с Аристотелем и заканчивая философами XXI века. В разных языках мира понятие «смех» связано с самыми различными, порой совершенно неожиданными значениями: гримаса, краска, вредить, зло, слово, дуля, думать, жердь, вино, пустой, храм, рожать, умирать, ложь, совокупление, жертва, любовь, число… И соответственно отношение к смеху в различных культурах у разных народов, казалось бы, диаметрально противоположное. Никто никогда, например, не видел и не увидит смеющегося Иисуса, который, по одному из преданий, никогда не улыбался, т.е. был «агелаетом»: от греческого «a» (не)  «gelo» (смеяться). Зато вся Азия заставлена статуэтками пузатого смеющегося Будды. Кто был в буддистских странах – видел. Такую статуэтку, кстати, надо обязательно купить: она приносит удачу.

Смех
Фото: chinasmack.com

Смеются все народы. Хотя считается, что есть народы, от природы склонные к юмору, а есть – не очень склонные, это не более чем миф. Достаточно вспомнить хотя бы миф о сотворении мира. Бог решил сделать человека. Он слепил фигурку из глины и стал ее обжигать на огне. Сначала он пережег фигурку. Перебор. Получились черные люди. Потом поосторожничал и недожог. Недобор. Получились белые люди. А уж в третий раз бог как следует постарался и вынул фигурку из огня вовремя. И получились правильные люди азиатской наружности. Очаровательная история, хотя и довольно своеобразно изложенная. И здесь нет никакого «азиатского шовинизма», наоборот – здесь присутствует очень тонкая, может быть, даже и не всегда ощутимая для нас самоирония, вообще свойственная азиатам. Это что-то вроде анекдотов про «русского, немца и поляка», «русского, француза и американца» и т.п., где русский всегда выигрывает, хотя ведет себя и не очень умно.
Надо сказать, что и русский юмор пока плохо знают на планете Земля. А он у нас очень своеобразный. Ну, так многим другим народам кажется.
Так или иначе, смех – явление интернациональное. Смеются все. Человек, будучи «умеющим смеяться животным», смеялся, по всей видимости, всегда. То, что смех имеет глубочайшие корни в человеческой культуре, корни сакральные, связанные с верой в сверхъестественное, тоже ясно. Смех мог сопровождать встречу или проводы того или иного времени года, акт жертвоприношения, похороны (чтобы умершему не было скучно и одиноко, на таких похоронах можно побывать, например, в Азии) и т.д.

Смех
Фото: askideas.com

Можно ткнуть пальцем в любую точку календаря, и обязательно попадешь в какой-нибудь праздник. В марте, например, в Китае  ежегодно отмечают замечательный китайский праздник «пробуждения личинок». Все смотрят на отходящие ото сна личинки и громко смеются. Какие смешные личинки!
Хотите от души посмеяться в сентябре? Замечательно! Тогда нужно отправляться в Японию на праздник «белой росы». Все смотрят на белую росу и радостно улыбаются. Какая красивая белая роса!
Вообще, если говорить начистоту и серьезно, то «смеховые экзерсисы» народов мира не сильно отличаются друг от друга по сути и все достаточно незатейливы. Все сводится к некой «куче-мале» с немного эротическим привкусом. Вот, например, типичное увеселение монголов, трогательно именуемое «кидать белую палочку» («уагаан мод хаях»). Летней теплой ночью монгольские хлопцы и дивчины собираются в степи, делятся на две команды и выбирают судью. Судья берет белую палочку примерно 20 см и что есть силы кидает ее в темную степь. Все бросаются искать белую палочку. Кто ее находит, громко кричит: «Я нашел белую палочку!» — и бежит к судье. На пути его (ее) стараются задержать представители другой команды. Все смеются, заваливают друг друга, хватают за всякие-разные места и все такое прочее. Писк, визг, сопение и т.д. Одновременно парочки одна за другой по-английски удаляются в степь. Иногда бывает, что судья остается один со своей белой палочкой. Примерно так же играют буряты, туркмены, гагаузы, тувинцы и многие другие народы. Если есть иностранные туристы, и их тоже зовут играть в «кидать белую палочку». Все очень уютненько, как в пионерлагере.

Смех
Фото: pinterest.at

Пожалуй, самая разветвленная и продуманная система смеха существовала (и существует) не в Европе, а на Востоке, прежде всего – в Китае. Есть такой средневековый китайский (как бы) справочник. Называется «Сотня игр» (VI – VII века). Там описаны древнекитайские праздники. В «Сотне игр» говорится, что количество шутов на подобных гуляньях доходило до 30 тысяч. Это хороший московский микрорайон. «Игры» то запрещались властями (в I веке н.э., потом – в  XIII – XIV веках), то снова разрешались и даже поощрялись. Сейчас китайцы всячески возрождают свои смеховые традиции. А «карнавальный туризм» в Китае очень популярен. Действительно, это впечатляет. Например, новогодний праздник «Встречи Дракона». Огромный (до ста метров) бумажный дракон на бамбуковом каркасе, освещенный изнутри сотнями огней и приводимый в движение шестами. Перед драконом — светящийся шар, символизирующий солнце. Дракон набрасывается на шар, пытаясь его проглотить (миф о гибели солнца). И тут хохочущая многотысячная толпа китайцев начинает – в буквальном смысле – зажигать Дракона и запускать в него петарды и т.д. До полного сожжения. Барабаны, гонги, всем весело. Хочешь не хочешь, а захватывает. В «Сотне игр» обязательно участвует Учан, Посланник Ада, Образ Смерти, Символ Возмездия. Весь в белом, в белом же колпаке с надписью «Я пришел за тобой!». Очень страшный. Только при этом он зачем-то неприлично острит, распевает комические куплеты и, простите, «пускает газы».
Раз уж мы затронули тему «объектов» или «причин» смеха, продолжим ее.

Смех
Фото: fasttech.com

Во-первых, люди могут смеяться просто так. «Смех без причины» – совсем даже не «признак дурачины». У многих народов широко практикуется своего рода беспричинная  смехотерапия. Довольно много таких «клубов смехотерапии», например, в Индии. Вы приходите в такой «хихи-клуб», встаете в густую толпу индусов. Перед вами – индус-«смехотерапевт». Он начинает смеяться. Вслед за ним один за другим начинают смеяться все остальные. Просто так, для здоровья. Сеанс обычно – от десяти минут до получаса. А то можно доржаться «до посикоты» (русское народное выражение).
Во-вторых, как уже говорилось, смех может быть ритуальным, сакральным. В древности (и в современных культурах, сохраняющих традиции) такой смех был строго иерархичным, этикетным. Он был назначен не только для связи с потусторонними силами, но и для сохранения существующей иерархии в обществе, иерархии, санкционированной этими высшими силами.

Смех
Фото: shanghaiist.com

Например, у японцев смеяться надо по правилам. Не как у нас, когда директор завода хихикает болонкой, а домохозяйка заливается басом, как бассет. Нет. Каждой ситуации и каждому типу личности – свой смех. Есть смех «эгао». Даже не смех, а улыбка. Это – «нейтральная улыбка». В стиле эгао может улыбаться каждый. «Овараи» – это громкий, искренний мужской смех. Он должен в целом соответствовать японскому звуку «а» и звучать примерно так: «Ва-ха-ха!» Смех  типа «такавараи» – это женский, громкий, высокий, искренний смех, не выходящий за рамки приличия. (У мужчин приличия не оговариваются). Звучит такавараи так: «О-хо-хо!». «Синобивараи» налегает на «у» («У-ху-ху!») и является скрытым, нехорошим смехом исподтишка. Пол не оговаривается. «Тэрэвараи» («Э-хэ-хэ!») – это смех неестественный, льстивый, искусственный, униженный. Бесполый. Им рекомендуется также смеяться в ситуации, когда привели в замешательство или когда с вами произошло что-нибудь неприятно-неожиданное. А вот смехом типа «бурейко» нужно смеяться, например, в бане, во время дружеского чаепития. В бане надо смеяться непринужденно, раскованно, неформально.

Смех
Фото: pikabu.ru

В-третьих, люди смеются над людьми. Над их отрицательными и не только качествами. С этим делом надо быть осторожнее путешествующему и общающемуся с представителями других культур человеку. Дело в том, что по всему миру распространены сотни и сотни различных систем политкорректности. Американско-европейская система политкорректности, интенсивно развивающаяся в последние несколько десятилетий, – детский лепет по сравнению с уже существующими в мире и древними как мир системами. Религиозные табу – это само собой. Но сложившиеся культурные традиции очень своеобразны. Например, во Вьетнаме нельзя смеяться над заиками и над, так сказать, «неотесанными крестьянами»», т.е. над их грубоватой манерой выражаться и т.п. В Европе же, наоборот, чуть ли не половина смеховой культуры построена как раз на осмеивании «деревенщины».

У большого числа народов нельзя смеяться над так называемым «телесным низом» (термин великого «смеховеда» М.М. Бахтина, создавшего знаменитую теорию карнавала). Наоборот, к «телесному низу» надо относится с уважением. Над ушами – смейтесь, сколько влезет, а вот, например, то, что ниже пояса, надо уважать. Его можно называть только какими-нибудь высокими и торжественными словами. И шепотом. А обзывать его каким-нибудь «дрыном» никак нельзя. В европейских же культурах «сниженных», карнавальных наименований соответствующей реалии очень много, в азиатских — меньше.

21:30 «Защитники Китая: Танцы в высоте». Документальный фильм (с субтитрами) 12+
22:00 Новости 12+
22:10 Поплыли! 12+
23:35 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония