Празднование Сабантуя в селе Кадниково, Свердловская область. Фото: rg.ru
Когда-то татарами называли кочевников, которые проживали на территориях, находившихся севернее Китая. Но со временем так стали именовать одну из самых многочисленных народностей, которая относилась к тюркской языковой группе.
Сегодня в России насчитывается около 6 млн человек, которых можно отнести к татарам. Волго-уральская группа — самая многочисленная. В ее состав входят племенные подразделения казанлы, меселман, мишэр, ногайбак и некоторых других групп. Численность двух других групп – крымских и сибирских татар — несколько меньше.
Так называемых «чистых татар» сегодня осталось не так уж и много. Фото: yuga.ru
Религия, язык, обычаи, традиции, письменность — это все то, что объединяет татарский народ. Большинство татар исповедуют ислам, однако одна группа — кряшен — православные.
Расселение татар по тем территориям, которые в настоящее время принадлежат России, произошло во времена Золотой Орды. Так называемых «чистых татар» осталось не так уж и много — веками люди этой национальности активно смешивались с представителями монгольских и тюркских племен.
Волго-уральские татары в основном занимались земледелием, преимущественно сеяли рожь, яровую пшеницу, ячмень, овес, горох, чечевицу, применяя при обработке земли соху и тяжелый плуг-сабан, но с середины позапрошлого века появились и более современные орудия труда. А вот в северных районах России проживали татары, занимавшиеся в основном животноводством: на своих подворьях они выращивали скот и птицу — коз, овец, лошадей, кур и гусей. Свиней не выращивали, поскольку религия не позволяла. Правда, малочисленной группы православных татар этот запрет не касался — в хозяйствах кряшен водились и свиньи. «Южные» татары активно занимались и земледелием, и животноводством, они вели полукочевой образ жизни.
Дом в татарской деревне. Фото: myjulia.ru
Как отмечают этнографы, огородничество среди татар не отличалось разнообразием — основной культурой был картофель, хотя в южной степной зоне татары занимались бахчеводством, а на севере — пчеловодством. Татары, проживающие на берегах Волги и Урала, промышляли рыболовством, а охотниками были лишь татары-приуральцы.
Поселения татар — аулы — располагались чаще по берегам рек и дорог. Мечеть, продуктовые и прочие лавки, зерновые амбары и жилища зажиточных селян, как правило, находились в самом центре поселка. Татарское подворье делилось на передний и задний двор. На первом находились непосредственно дом, хлев, хранилища, на заднем — огород, гумно, ток и баня.
Что примечательно, планировка татарского жилья очень сильно походила на северную русскую избу. У входа обычно ставилась печь русского типа, вдоль фасадной стены сооружались нары из досок. Самое почетное место — тур — находилось посередине нар. От печи вешали занавеску, которая делила жилище на женскую и мужскую части. Кстати, на нарах пили, ели, спали и даже работали. Татары-северяне строили нары не во всю стену. Стены дополняли стол и лавки. Спальные места завешивались пологом.
Многие татарские блюда стали популярны у других народов. Фото: vdomiks.ru
Основой в татарской кухне всегда считалась мясная и молочно-растительная пища. Татарские первые блюда — супы — обычно заправлялись пшеничной мукой и кусочками теста. Суп-лапша на мясном бульоне — популярное первое блюдо. Баурсак — жаренные в масле шарики из теста — считалось одним из основных татарских лакомств. Не отказывали себе татарские семьи и в приготовлении всевозможных каш — из гороха, чечевицы, пшена, ячменя. Колбаса тутырма делалась с крупой и кровью животных. Хлеб, лепешки, блины и пироги пеклись из дрожжевого теста. Очень часто в пироги клали мясную начинку. В результате получалось блюдо, которое теперь у нас принято называть мясным пирогом или беляшом. По-татарски — бэлеши. Основной национальный молочный напиток — катык, особым способом сквашенное молоко. Для утоления жажды готовился айран — разбавленный водой катык. Чай и ширбэт — напиток из меда и фруктов. Все эти блюда никуда не делись и сегодня.
До начала XX века татарские женщины были ущемлены в своих правах — им «предписывалось» вести затворнический образ жизни, общения с чужими мужчинами сильно ограничивались. Что примечательно, молодые люди, юноши и девушки, вне семьи практически не общались друг с другом. Мужской статус был несравненно выше женского. Многоженство в татарских семьях считалось нормой. Ислам этого не запрещает. Однако наличие большой семьи предполагало и соответствующий социальный статус мужчины, в обязанность которого входило достойно содержать своих жен. Если же он был гол, как сокол, то довольствовался лишь одной женой – да и то не всегда.
Татарская свадьба. Фото: fotkay.ru
Поженить молодых людей могли и без их согласия. Порой хватало и устных договоренностей родственников. Главный вопрос — вопрос о калыме, который давался за невесту. Однако калым выплачивался не всегда: если жениху удавалось умыкнуть невесту у ее родственников, то никаких выплат не предполагалось, также молодой человек освобождался и от свадебных затрат.
Интересный факт: свадебные обряды, включая и само праздничное застолье, происходили без молодоженов в доме невесты. И даже после проведения всех свадебных условностей молодая жена порой очень долго продолжала оставаться в доме своих родителей — до тех пор, пока полностью не утрясались вопросы с калымом. Случалось, что лишь с рождением первенца молодая супруга могла уйти из родительского дома — даже если вопрос с выкупом так и не был решен.
Праздники у татар тесно связаны с исламом. До сих пор самыми значимыми считаются Корбан гаете — праздник жертвоприношения, Ураза гаетэ — окончание поста, Мэулид — день рождения пророка Мухаммеда.
Татарская борьба кереш. Фото: history-doc.ru
Однако у татар остались многие праздники, которые появились еще в доисламский период. Например, знаменитый Сабантуй. На русский название можно перевести как «праздник плуга». Отмечался перед весенним севом.
Сабантуй требует определенных ритуалов. И сегодня в каждом селении подготовка к этому торжеству начинается загодя. Сначала в огромном котле варится каша, которой угощаются все желающие в округе. У татар этот обряд называется «карга боткасы»: самые старейшие аксакалы дают добро на его проведение, затем девочки и мальчики, собираясь в группы, обходят все дома, где собирают продукты для приготовления каши. В буквальном смысле дети заставляют некоторых прижимистых односельчан выдавать побольше продуктов. Они учат специальные кричалки, а затем хором у каждого дома их исполняют. Когда дети набирают нужное количество продуктов, то на окраине аула разводится большой костер, на котором в большом котле и варится каша. Ее подросткам помогают приготовить пожилые женщины. Затем угощение раздается всем желающим, а для детей устраиваются всевозможные веселые игры.
Дальнейший этап подготовки к Сабантую — сбор крашенных куриных яиц, они красятся загодя. Яйца варятся с луковой шелухой или молодыми березовыми листьями. В это же время хозяйки готовят баурсак и пекут булочки. Этого момента всегда с нетерпением дожидаются маленькие дети. Для них шьются специальные красные мешочки, с которыми они затем обходят соседские дома. Когда детвора переступает порог чужого дома, то все хором говорят: «Пусть будет легкой моя нога! Пусть будет много кур и цыплят». Хозяйка дома усаживает одного из маленьких гостей на подушку и некоторое время за ним наблюдает: если сидит спокойно, значит, из яиц вылупятся курочки, а если ребенок больше ерзает на месте, ведет себя нервно, то считается, что из яиц вылупятся петушки. В конце концов ребенку дают подарки и он побыстрее отправляется в другой дом. Увы, сегодня некоторые из тих традиций и ритуалов постепенно забываются, но в некоторых селениях все же стараются как можно точно придерживаться обычаев предков.
Подушечные бои во время Сабантуя в Башкирии. Фото: дворцы-сады-парки.рф
Во время праздника в специально отведенном месте, майдане, устраиваются конные скачки, соревнования по татарской борьбе кереш, прыжкам и бегу. Но сначала проводятся скачки — своего коня может выставить даже ребенок, а наездниками, как правило, становятся подростки и молодые мужчины. Основной приз победителя — красиво вышитое полотенце. Состязания в беге обычно проходят так: на окраине аула выбирается место для старта, откуда участники соревнования бегут до майдана, примерно 10 километров.
Однако самым зрелищным мероприятием во время Сабантуя считаются соревнования борцов. Традиционно те используют полотенца вместо кушаков. С их помощью они обхватывают талии друг друга. Побеждает тот, кто сумел положить противника на лопатки. Страсти болельщиков вокруг борцов разгораются нешуточные.
Почетное звание батыра получает тот силач, который проводит несколько удачных схваток подряд. За него борются изо всех сил. Еще бы — стать сильнейшим в ауле! Да и приз батыр получает самый значимый.
Впрочем, не только спортивные соревнования украшают Сабантуй. Во время праздника также проводятся всевозможные шуточные мероприятия. Одно из самых распространенных — бег с ложкой во рту, на которую помещается яйцо. В некоторых аулах носятся наперегонки с коромыслами, на которые подвешиваются ведра с водой. Особое веселье вызывают парные бега, когда ноги участников состязания связываются одной веревкой. Очень популярны коллективные перетягивания каната и бои мешками, набитыми соломой. Последние устраиваются так: двое участников усаживаются верхом на бревно, которое устанавливается над землей на высоту примерно метр или чуть больше, а дальше нужно что есть мочи размахивать своим мешком, нанося удары противнику, — до тех пор, пока кто-то не окажется внизу. Кстати, этот вид состязаний очень популярен и в Башкирии, где также с размахом отмечают Сабантуй.
Скачки во время Сабантуя. Фото: redfolk.ru
В некоторых аулах на майдане устанавливается высокий гладко обструганный столб, на верхушку которого помещается ценный приз. Нужно не только побыстрее забраться на самый верх, но и решить саму главную проблему, так как столб хорошенько смазывается жиром. Цепкость и сноровка — вот что требуется от участников соревнований больше всего, чтобы заполучить петуха в клетке, который часто и становится главным призом.
Также на Сабантуе поют и пляшут – много, от души и до упаду, как говорится. Переплясать и перепеть соперника — что еще нужно для полного счастья?! Особенно, когда всем весело.