Судебно-правовые реформы в Узбекистане: 10 важных шагов в 2020 году

10.04.2021 Элдор Туляков, исполнительный директор Центра «Стратегия развития», Нилуфар Нодирхонова, начальник отдела Центра «Стратегия развития» 1
Фото: https://internationalaffairsreview.com/

Ведь в коренной модернизации государства и общества важное значение имеет, прежде всего, надежная защита прав и свобод граждан, обеспечение независимости судебной власти, достижение правосудия, укрепление законности, эффективная борьба с коррупцией. В прошедшем 2020 году в Узбекистане наряду со всеми сферами была проведена широкомасштабная работа и в этом направлении.

Исходя из результатов анализа итогов минувшего года, стоит обратить особое внимание на следующие 10 аспектов.

Во-первых, в целях совершенствования юридической науки и образования в стране, подготовки, переподготовки и совершенствования системы повышения квалификации юридических кадров Ташкентскому государственному юридическому университету предоставлено право организации дистанционной, заочной и вечерней форм обучения. Начиная с 2020/2021 учебного года предусматривается реализация соответствующих мер по организации приема в бакалавриат и магистратуру Ташкентского государственного юридического университета в форме дистанционного обучения. Также в целях совершенствования системы для удовлетворения потребностей населения в квалифицированных юридических услугах разрешена деятельность негосударственных судебно-экспертных организаций. Негосударственная судебно-экспертная организация при проведении судебных экспертиз осуществляет те же функции, что и государственные судебно-экспертные учреждения, обладает теми же правами, несет те же обязанности и ту же ответственность. Негосударственная судебно-экспертная организация имеет право проводить судебную экспертизу на основании заказов, полученных из всех регионов республики, а также из зарубежных стран.

Во-вторых, сделан еще один очень важный шаг по защите прав и интересов человека. В частности, принят закон «О гражданстве Республики Узбекистан» в новой редакции в части предоставления гражданства Республики Узбекистан лицам без гражданства и обеспечения того, чтобы и эти лица в полной мере пользовались политическими правами и участвовали в избирательных процессах в качестве граждан страны. В результате, около 50 тысяч лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории страны, обрели возможность получить гражданство Республики Узбекистан. Важно, что при рассмотрении этих вопросов будут применяться механизмы межведомственного электронного сотрудничества.

В-третьих, в целях усиления защиты прав и свобод граждан совершенствуются нормы законодательства, направленные на усиление охраны прав и свобод граждан, участвующих в уголовном процессе. Согласно им, теперь процесс отказа подозреваемого, обвиняемого или подсудимого от защитника должен быть зафиксирован посредством видеозаписи. Также процессуальные действия по задержанию, личному обыску и выемке, совершаемые в процессе задержания, теперь будут фиксироваться посредством видеозаписи. Кроме того, установлено, что дознаватель, следователь, прокурор, применив к подозреваемому, обвиняемому меру процессуального принуждения в виде задержания, а суд – в виде заключения под стражу, домашнего ареста, обязаны незамедлительно уведомить о применении к лицу меры процессуального принуждения и месте его содержания кого-либо из членов его семьи, а при их отсутствии – иных родственников или близких лиц (ранее уведомление должно было быть сделано не позднее 24 часов).

В-четвертых, внесены изменения и дополнения в законодательство в целях обеспечения подлинной независимости судебной власти, повышения авторитета суда, демократизации и совершенствования судебной системы. По ним была прекращена инстанция по рассмотрению дел в надзорном порядке. Установлено, что дела по инвестиционным спорам и конкуренции относятся к экономическим судам. Отменено право прокуроров на участие во всех экономических судебных заседаниях. Прокурор теперь может участвовать только в случаях, предусмотренных законом, или в делах, возбужденных по исковому заявлению прокурора. Расширены полномочия Бизнес-омбудсмена по участию в судебном процессе. Кроме того, было установлено, что судья Верховного суда имеет право запросить дело в экономическом суде по кассационной жалобе. Такие изменения внесены и в процессуальный регламент по административным, уголовным и гражданским делам.

В-пятых, в целях дальнейшего усиления гарантий прав человека при рассмотрении дел в суде и практической реализации принципа состязательности сторон в судах по уголовным делам будет внедрён институт предварительного слушания.

В Узбекистане в 2019 году 469 дел
были возвращены прокурору для устранения недостатков в ходе предварительного расследования после нескольких месяцев рассмотрения в суде. Теперь в процессе назначения дела в суд в течение 7 суток судья может решить этот вопрос.

Также установлено, что прокурор может изучать дела по вступившим в законную силу приговорам, решениям, определениям или постановлениям суда путем отзыва их из суда только при наличии обращений сторон по этим делам. В случае отказа государственного обвинителя от обвинения было введено прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям.

Исключение участия прокурора по собственной инициативе в рассмотрении в судах гражданских и экономических дел, возбужденных по инициативе других лиц (за исключением случаев, предусмотренных законом), позволило внедрить принцип «один суд – одна инстанция» и провести, в связи с этим ряд, организационно-структурных изменений в судебной системе.

Следует особо отметить, что до настоящего времени жалобы на решения, вынесенные областными судами, рассматривались в самих этих судах. А по данным 2019 года, 13 тысяч таких решений областных судов были изменены или отменены Верховным судом.

На основе вновь вводимого принципа «один суд – одна инстанция» налаживается пересмотр решений межрайонных, районных (городских) судов в апелляционном порядке судами областного уровня, а судебных решений, рассмотренных в апелляционном порядке — Верховным судом в кассационном порядке, судебных решений по делам, рассмотренным в кассационном порядке, по протестам председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей, повторное их рассмотрение в кассационном порядке.

Таким образом, упраздняется институт надзорного рассмотрения судебных дел. В результате установления такого порядка будет обеспечена стабильность судебных решений и предотвращено причинение излишних хлопот гражданам и предпринимателям путем достижения окончательного решения по каждому делу в суде.

В-шестых, установлено, что получение заявления, объяснения или показаний от подозреваемого, обвиняемого или подсудимого может осуществляться на основании письменного разрешения дознавателя, следователя, прокурора или судьи, находящихся в производстве по данному уголовному делу, и только в присутствии защитника. Указано, что защитник обязан присутствовать при рассмотрении дел в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, а также при рассмотрении вопроса о применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. Также, был внедрен институт соглашения о признании вины. При этом, по некоторым категориям преступлений предусматривается заключение письменного соглашения с органами дознания и предварительного следствия, и назначение судом наказания не более половины размера и (или) срока максимального наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса, в отношении лиц, явившихся с повинной, чистосердечно раскаявшихся, активно способствовавших раскрытию преступления и загладивших причиненный вред.

В-седьмых, в результате соответствующих изменений, внесенных в законодательство, в целях обеспечения подлинной независимости судей и повышения эффективности предупреждения коррупции в судебной системе с 1 февраля 2021 года впервые введена практика онлайн-освещения экзаменационных процессов по отбору кандидатов на должности судей.

Теперь дела в судах распределяются с использованием автоматизированной системы, с учетом объема и специализации работы судей, в порядке, исключающем влияние заинтересованных лиц на результат обсуждения. Кроме того, Экономический процессуальный кодекс дополнен нормой о том, что выписки из искового заявления и прилагаемых к нему документов могут быть направлены ответчику и третьим лицам в электронном виде через информационную систему.

В-восьмых, продолжена системная работа по противодействию коррупции, создан отдельный государственный орган по противодействию коррупции. Агентство является специально уполномоченным государственным органом по формированию и реализации государственной политики в области предупреждения и противодействия коррупции. Одной из основных задач агентства является проведение глубокого анализа сфер с высоким уровнем коррупции и устранение причин и условий совершения коррупционных правонарушений. Агентство формирует Национальный доклад о борьбе с коррупцией, который должен ежегодно публиковаться через средства массовой информации. Предупреждения, представления и обращения агентства должны быть рассмотрены в десятидневный срок и представлена письменная информация о результатах. Кроме того, осуществляет контроль за достижением полного возмещения ущерба, причиненного интересам общества и государства в результате коррупционных преступлений.

Также совместно с институтами гражданского общества организует формирование национального Индекса восприятия коррупции, оценивающего уровень коррупции в разрезе регионов, отраслей экономики и других сфер. Агентство устанавливает требование, согласно которому государственный заказчик в целях предотвращения коррупции и борьбы с ней в сфере государственных закупок применяет антикоррупционный стандарт ISO: 37001.

В-девятых, в качестве доказательства того, что проводимые в стране реформы основаны на принципах гуманизма, последовательно продолжается система помилования, введенная главой государства. В частности, в течение 2020 года в этой связи было подписано 5 соответствующих указов Президента. В результате были помилованы в общей сложности 616 осужденных. В том числе, условно-досрочно освобождены от отбывания наказания 274 помилованных лица, сокращены сроки лишения свободы, назначенные в отношении 237 лиц, наказания, назначенные в отношении 76 лиц, заменены на более мягкие. 87 из помилованных составили женщины, 29 — иностранные граждане, 290 — участники запрещенных организаций.

В-десятых, коренным образом реформирована система «прописки», которая на протяжении многих лет являлась болезненной темой для населения страны по обеспечению гарантий надежной защиты прав и свобод человека, права граждан на свободное передвижение. Теперь гражданам, наряду с адресом по месту своего постоянного проживания, предоставлена возможность регистрации по месту постоянного проживания родственников первой и второй степени родства на жилой площади, владельцами которой они являются. Также, согласно Указу, было отменено условие совместного проживания супругов в течение одного года после заключения брака для регистрации по месту постоянного проживания, а также нормы об утрате регистрации по месту постоянного проживания в случае расторжения брака в течение одного года. В свою очередь, лица, взятые на воспитание в семью (патронат), подлежат перерегистрации по месту постоянного проживания их приемных родителей, а граждане, ранее зарегистрированные по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области, при их возвращении на постоянное место жительства, соответственно, перерегистрируются по месту постоянного проживания без каких-либо препятствий. Кроме того, отменены ограничения права на регистрацию по месту постоянного проживания на период пребывания должности, предоставляемого гражданам, избранным, назначенным и утвержденным на соответствующие должности, а также специалистам высокой квалификации, приглашаемым на работу в государственные организации республиканского значения.

В связи с этим, с учетом мнения широкой общественности, начата работа по поэтапному переходу от системы постоянной прописки разрешительного характера — к системе регистрации уведомительного характера. Требование иметь постоянную регистрацию для того, чтобы иметь недвижимость в столице, было отменено.

Также в 2019 году численность лиц, зарегистрированных по месту постоянного проживания в городе Ташкенте, составила 43 527 человек, а в 2020 году этот показатель составил 79 632 человека.

Безусловно, вышеуказанные кардинальные изменения и обновления, проводимые в судебно-правовой сфере, дают свои положительные результаты.

В частности, оправданы около 2,3 тысячи несправедливо обвиненных лиц, более, чем 3,5 тысячам молодых людей и женщин, по заблуждению вступившим на путь преступности, которые могли быть приговорены к наказанию в виде лишения свободы, на основе поручительства махалли и общественности назначены более мягкие наказания, что позволило им остаться в кругу семьи.

Согласно Индексу верховенства закона (The Rule of Law index), Узбекистан в 2019 году занимал 94-е место из 128 стран, а в 2020 году поднялся на 92-е место.

По показателю «Порядок и безопасность» Узбекистан зафиксировал лучший результат, заняв 9-е место наряду с Канадой, ОАЭ и Венгрией.

Также в опубликованном в 2020 году международной неправительственной организацией Transparency International Индексе восприятия коррупции за 2019 год Узбекистан занял 153-е место среди 180 стран с 25 баллами и поднялся на 5 позиций. В 2018 году этот показатель составлял 23 балла, и республика занимала 158-е место.

Таким образом, очевидно, что в новом Узбекистане предпринимаются важные шаги по обеспечению верховенства закона, являющегося актуальным звеном реформ, реформированию судебно-правовой системы, защите прав и интересов граждан. Эти кардинальные изменения – результат практической работы, проводимой в интересах народа.

13:15 «Охота на лис». Телесериал 16+
14:00 Новости 12+
14:10 «Охота на лис». Телесериал 16+
15:00 Китайская панорама 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония