Стратегический поворот США и новая партия на Евразийском континенте: китайско-российское взаимодействие и баланс в Центральной Азии в условиях дифференцированного позиционирования

09.12.2025 Шао Цзяньгуан, заместитель директора Евразийского бюро Медиакорпорации Китая 1152
Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Новый доклад США «Стратегия национальной безопасности» предлагает дифференцированный подход к Китаю и России. В отличие от прежней рамки, отождествлявшей Китай и Россию как «ревизионистских» оппонентов, данный доклад демонстрирует значительную дифференциацию и корректировку приоритетов. Его суть обычно обобщают следующим образом: Китай позиционируется как «единственный конкурент, обладающий способностью изменить международный порядок» и «вызов по темпам», в то время как Россия рассматривается как «острая, но нивелируемая угроза», с которой можно вести переговоры.

Аналитики в целом считают, что эта корректировка стратегического фокуса, характеризующаяся «сокращением на Западе, продвижением на Восток», проистекает из осознания США ограниченности своих ресурсов и направлена на концентрацию усилий на Индо-Тихоокеанском регионе как «ключевом экономическом и геополитическом театре военных действий». Эта корректировка глубоко перекраивает геополитическое взаимодействие на Евразийском континенте, оказывая комплексное влияние на стратегическое взаимодействие Китая и России, а также на сотрудничество Китая со странами Центральной Азии.

I. Стратегическое ядро:

От «противостояния на двух фронтах» к «концентрации на приоритетном»‌

Данный доклад знаменует переход стратегической философии США от стремления к тотальному превосходству к «сфокусированному сдерживанию», основанному на реальных ресурсах.

  • ‌В отношении Китая:‌ позиционирование как «системного долгосрочного вызова». США рассматривают Китай как единственную силу, обладающую как намерением, так и потенциалом изменить международный порядок, при этом конкуренция охватывает всю гамму областей: технологическую, экономическую, геополитическую и идеологическую. Ключевая цель – мобилизовать систему союзников для построения конкурентных преимуществ и сети сдерживания Китая в Индо-Тихоокеанском регионе и ключевых сферах по всему миру.
  • ‌В отношении России:‌ понижение статуса до «управляемой региональной угрозы». Хотя в докладе сохраняется критика в адрес России, в нем четко оценивается, что ее национальная мощь «существенно ослаблена» войной на Украине, а прекращение конфликта обозначено как приоритет с публично декларируемым стремлением восстановить со стороны США «стратегическую стабильность» с Россией. Это отражает намерение США обеспечить контролируемые издержки на европейском направлении, чтобы сконцентрировать ресурсы на противодействии главной угрозе.

‌Корень этой корректировки лежит в ресурсной дилемме.‌ Доклад признает неспособность США одновременно противостоять двум крупным противникам, что требует разграничения главного и второстепенного. Как отмечает анализ, по сути, это означает принятие стратегии ‌«сжатие на Западе (в отношении России), наращивание давления на Востоке (в отношении Китая)»‌.

‌III. Влияние на стратегическое взаимодействие Китая и России: проверка давлением и испытание устойчивости‌

Данная стратегия США оказывает «двойной эффект» на китайско-российские отношения: с одной стороны, усиливает внешнее давление, подталкивающее к взаимодействию, с другой – создает пространство для неопределенности, которым Вашингтон может попытаться воспользоваться, применяя «стратегию раскола»‌ (стратегию вбивания клина).

  1. ‌«Толкающая» сила, укрепляющая взаимодействие:‌ общее давление сдерживания со стороны внешних сил остается наиболее мощным связующим фактором для углубления китайско-российского взаимодействия.

Для Китая:‌ Всестороннее давление со стороны США и их союзников не ослабевает, а усиливается.

Для России:‌ Западные санкции и изоляция не сняты, стратегическое сжатие сохраняется в долгосрочной перспективе.

Такая ситуация стимулирует обе стороны к дальнейшему углублению координации в рамках расчетов в национальных валютах в энерготорговле, военно-политического доверия, а также в рамках международных многосторонних структур (таких как ШОС, БРИКС), формируя более тесную ‌взаимную поддержку по принципу «спина к спине».

  1. ‌ «Тянущая» сила потенциального раскола:‌ смягчение риторики США в отношении России создает реальный соблазн для раскола.

Предоставляя России определенное тактическое уважение в вопросах переговоров по Украине, диалога по контролю над вооружениями и т.д., США может попытаться сигнализировать, что «противоречия между США и Россией поддаются урегулированию через переговоры, тогда как противоречия между США и Китаем носят структурный характер», осуществляя тем самым ограниченные попытки раскола. Однако ожидается, что эффективность этой стратегии будет невысокой. С одной стороны, структурные противоречия между США и Россией по фундаментальным вопросам (расширение НАТО, безопасность в Европе) трудноразрешимы. С другой стороны, зависимость России от Китая в экономической, технологической и геополитической сферах всесторонне углубилась. Кратковременное тактическое смягчение вряд ли поколеблет основы стратегического взаимодействия, сформированные на базе долгосрочных национальных интересов. ‌Устойчивость китайско-российских отношений подвергнется испытанию.

I‌II. Влияние на сотрудничество в Центральной Азии: обострение конкуренции и усиление акцента на балансе

Новая стратегия США придает Центральной Азии новую геополитическую значимость, рассматривая регион как альтернативный источник критически важных полезных ископаемых для цепочек поставок и как передовой плацдарм для ослабления влияния Китая и России. Через модернизацию формата «C5+1» и обещания масштабных инвестиций США инициировали преимущественно экономическую «транзакционную дипломатию» (транзакционную дипломатию), напрямую бросая вызов углублению китайской инициативы «Один пояс – один путь».

Однако, как отмечает ряд аналитиков, наступательный подход США сталкивается со структурными ограничениями и даже может усилить стремление региональных государств к «многовекторному балансу»:

  • Прочные позиции Китая:‌ Китай уже является крупнейшим торговым партнером и основным инвестором для стран Центральной Азии. Созданные в рамках «Одного пояса — одного пути» сети взаимосвязанности и производственной кооперации формируют глубокую взаимозависимость, которую трудно заменить. США не могут в краткосрочной перспективе соперничать с Китаем по объему инвестиций и согласованности проектов.
  • ‌Устойчивая роль России в сфере безопасности:‌ Через механизмы, такие как ОДКБ, Россия продолжает играть ключевую роль в сфере традиционной безопасности Центральной Азии. Отсутствие у американской стратегии четких и надежных гарантий безопасности снижает привлекательность ее экономических инициатив. Страны Центральной Азии в вопросах безопасности по-прежнему в основном полагаются на Россию и рамки ШОС.
  • ‌Выбор «стратегической автономии» странами Центральной Азии:‌ Ключевой запрос стран Центральной Азии — использовать конкуренцию великих держав для максимизации собственных выгод, а не для «выбора определенной стороны». Они приветствуют американские инвестиции как новую опцию для усиления переговорных позиций в отношениях с Китаем и Россией, но ни в коем случае не откажутся от устойчивых отношений с последними. Сбалансированная дипломатия таких стран, как Казахстан (одновременное углубление сотрудничества с Китаем, Россией и США), является воплощением именно этой логики.

‌Таким образом, результатом конкуренции становится не «замещение», а усложнение баланса сил.‌ Это требует от Китая перехода в сотрудничестве со странами Центральной Азии от ‌ «экстенсивного роста» к «качественному развитию»‌, с уделением большего внимания «зеленым» и цифровым технологиям, проектам в области благосостояния населения, локализации бизнеса. Также необходимо на основе уважения суверенитета стран Центральной Азии усиливать коммуникацию и координацию с Россией по региональным экономическим инициативам и вопросам безопасности.

Заключение

Новая стратегия США, используя дифференцированный подход к Китаю и России, пытается перекроить евразийский порядок. Однако она не устраняет конкуренцию великих держав, а, напротив, делает ее более сложной. В отношении китайско-российских отношений: Стратегия создает совместное давление, но также открывает ограниченное пространство для попыток раскола. Тем не менее глубина и широта китайско-российского стратегического взаимодействия обеспечивают их сотрудничеству достаточную устойчивость (прочность), чтобы противостоять этим попыткам. В отношении сотрудничества Китая со странами Центральной Азии: Стратегия вносит острую экономическую конкуренцию. Однако, будучи ограниченной геополитическими реалиями и стремлением государств Центральной Азии к автономии, ‌она не может поколебать позиции Китая как ключевого экономического партнера. Напротив, она стимулирует переход регионального сотрудничества на более высокий уровень качества.

‌В конечном счете, будущая конфигурация Евразийского континента будет определяться не односторонней стратегией какой-либо внешней державы, а тем, смогут ли Китай и Россия предложить более привлекательную модель совместного развития. Тем, как страны Центральной Азии, используя свое растущее мастерство в поддержании баланса‌, смогут максимизировать свой суверенитет и интересы развития в условиях многовекторной игры. Новая стратегия США стала еще одним стресс-тестом на устойчивость и глубину сотрудничества в Евразии.‌

Следующая публикация
6:35 Самые опасные путешествия. Вьетнам 16+
7:00 Новости 12+
7:07 Поехали в Оренбург. 12+
7:25 Вкусы России. Алтайский рецепт: щучья колбаса 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония
Мы используем файлы cookies и рекомендательные технологии. Пользуясь сайтом, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных.
Принять
Отказаться
Privacy Policy