Стратегический поворот США и новая партия на Евразийском континенте: китайско-российское взаимодействие и баланс в Центральной Азии в условиях дифференцированного позиционирования
09.12.2025
Новый доклад США «Стратегия национальной безопасности» предлагает дифференцированный подход к Китаю и России. В отличие от прежней рамки, отождествлявшей Китай и Россию как «ревизионистских» оппонентов, данный доклад демонстрирует значительную дифференциацию и корректировку приоритетов. Его суть обычно обобщают следующим образом: Китай позиционируется как «единственный конкурент, обладающий способностью изменить международный порядок» и «вызов по темпам», в то время как Россия рассматривается как «острая, но нивелируемая угроза», с которой можно вести переговоры.
Аналитики в целом считают, что эта корректировка стратегического фокуса, характеризующаяся «сокращением на Западе, продвижением на Восток», проистекает из осознания США ограниченности своих ресурсов и направлена на концентрацию усилий на Индо-Тихоокеанском регионе как «ключевом экономическом и геополитическом театре военных действий». Эта корректировка глубоко перекраивает геополитическое взаимодействие на Евразийском континенте, оказывая комплексное влияние на стратегическое взаимодействие Китая и России, а также на сотрудничество Китая со странами Центральной Азии.
I. Стратегическое ядро:
От «противостояния на двух фронтах» к «концентрации на приоритетном»
Данный доклад знаменует переход стратегической философии США от стремления к тотальному превосходству к «сфокусированному сдерживанию», основанному на реальных ресурсах.
- В отношении Китая: позиционирование как «системного долгосрочного вызова». США рассматривают Китай как единственную силу, обладающую как намерением, так и потенциалом изменить международный порядок, при этом конкуренция охватывает всю гамму областей: технологическую, экономическую, геополитическую и идеологическую. Ключевая цель – мобилизовать систему союзников для построения конкурентных преимуществ и сети сдерживания Китая в Индо-Тихоокеанском регионе и ключевых сферах по всему миру.
- В отношении России: понижение статуса до «управляемой региональной угрозы». Хотя в докладе сохраняется критика в адрес России, в нем четко оценивается, что ее национальная мощь «существенно ослаблена» войной на Украине, а прекращение конфликта обозначено как приоритет с публично декларируемым стремлением восстановить со стороны США «стратегическую стабильность» с Россией. Это отражает намерение США обеспечить контролируемые издержки на европейском направлении, чтобы сконцентрировать ресурсы на противодействии главной угрозе.
Корень этой корректировки лежит в ресурсной дилемме. Доклад признает неспособность США одновременно противостоять двум крупным противникам, что требует разграничения главного и второстепенного. Как отмечает анализ, по сути, это означает принятие стратегии «сжатие на Западе (в отношении России), наращивание давления на Востоке (в отношении Китая)».
III. Влияние на стратегическое взаимодействие Китая и России: проверка давлением и испытание устойчивости
Данная стратегия США оказывает «двойной эффект» на китайско-российские отношения: с одной стороны, усиливает внешнее давление, подталкивающее к взаимодействию, с другой – создает пространство для неопределенности, которым Вашингтон может попытаться воспользоваться, применяя «стратегию раскола» (стратегию вбивания клина).
- «Толкающая» сила, укрепляющая взаимодействие: общее давление сдерживания со стороны внешних сил остается наиболее мощным связующим фактором для углубления китайско-российского взаимодействия.
Для Китая: Всестороннее давление со стороны США и их союзников не ослабевает, а усиливается.
Для России: Западные санкции и изоляция не сняты, стратегическое сжатие сохраняется в долгосрочной перспективе.
Такая ситуация стимулирует обе стороны к дальнейшему углублению координации в рамках расчетов в национальных валютах в энерготорговле, военно-политического доверия, а также в рамках международных многосторонних структур (таких как ШОС, БРИКС), формируя более тесную взаимную поддержку по принципу «спина к спине».
- «Тянущая» сила потенциального раскола: смягчение риторики США в отношении России создает реальный соблазн для раскола.
Предоставляя России определенное тактическое уважение в вопросах переговоров по Украине, диалога по контролю над вооружениями и т.д., США может попытаться сигнализировать, что «противоречия между США и Россией поддаются урегулированию через переговоры, тогда как противоречия между США и Китаем носят структурный характер», осуществляя тем самым ограниченные попытки раскола. Однако ожидается, что эффективность этой стратегии будет невысокой. С одной стороны, структурные противоречия между США и Россией по фундаментальным вопросам (расширение НАТО, безопасность в Европе) трудноразрешимы. С другой стороны, зависимость России от Китая в экономической, технологической и геополитической сферах всесторонне углубилась. Кратковременное тактическое смягчение вряд ли поколеблет основы стратегического взаимодействия, сформированные на базе долгосрочных национальных интересов. Устойчивость китайско-российских отношений подвергнется испытанию.
III. Влияние на сотрудничество в Центральной Азии: обострение конкуренции и усиление акцента на балансе
Новая стратегия США придает Центральной Азии новую геополитическую значимость, рассматривая регион как альтернативный источник критически важных полезных ископаемых для цепочек поставок и как передовой плацдарм для ослабления влияния Китая и России. Через модернизацию формата «C5+1» и обещания масштабных инвестиций США инициировали преимущественно экономическую «транзакционную дипломатию» (транзакционную дипломатию), напрямую бросая вызов углублению китайской инициативы «Один пояс – один путь».
Однако, как отмечает ряд аналитиков, наступательный подход США сталкивается со структурными ограничениями и даже может усилить стремление региональных государств к «многовекторному балансу»:
- Прочные позиции Китая: Китай уже является крупнейшим торговым партнером и основным инвестором для стран Центральной Азии. Созданные в рамках «Одного пояса — одного пути» сети взаимосвязанности и производственной кооперации формируют глубокую взаимозависимость, которую трудно заменить. США не могут в краткосрочной перспективе соперничать с Китаем по объему инвестиций и согласованности проектов.
- Устойчивая роль России в сфере безопасности: Через механизмы, такие как ОДКБ, Россия продолжает играть ключевую роль в сфере традиционной безопасности Центральной Азии. Отсутствие у американской стратегии четких и надежных гарантий безопасности снижает привлекательность ее экономических инициатив. Страны Центральной Азии в вопросах безопасности по-прежнему в основном полагаются на Россию и рамки ШОС.
- Выбор «стратегической автономии» странами Центральной Азии: Ключевой запрос стран Центральной Азии — использовать конкуренцию великих держав для максимизации собственных выгод, а не для «выбора определенной стороны». Они приветствуют американские инвестиции как новую опцию для усиления переговорных позиций в отношениях с Китаем и Россией, но ни в коем случае не откажутся от устойчивых отношений с последними. Сбалансированная дипломатия таких стран, как Казахстан (одновременное углубление сотрудничества с Китаем, Россией и США), является воплощением именно этой логики.
Таким образом, результатом конкуренции становится не «замещение», а усложнение баланса сил. Это требует от Китая перехода в сотрудничестве со странами Центральной Азии от «экстенсивного роста» к «качественному развитию», с уделением большего внимания «зеленым» и цифровым технологиям, проектам в области благосостояния населения, локализации бизнеса. Также необходимо на основе уважения суверенитета стран Центральной Азии усиливать коммуникацию и координацию с Россией по региональным экономическим инициативам и вопросам безопасности.
Заключение
Новая стратегия США, используя дифференцированный подход к Китаю и России, пытается перекроить евразийский порядок. Однако она не устраняет конкуренцию великих держав, а, напротив, делает ее более сложной. В отношении китайско-российских отношений: Стратегия создает совместное давление, но также открывает ограниченное пространство для попыток раскола. Тем не менее глубина и широта китайско-российского стратегического взаимодействия обеспечивают их сотрудничеству достаточную устойчивость (прочность), чтобы противостоять этим попыткам. В отношении сотрудничества Китая со странами Центральной Азии: Стратегия вносит острую экономическую конкуренцию. Однако, будучи ограниченной геополитическими реалиями и стремлением государств Центральной Азии к автономии, она не может поколебать позиции Китая как ключевого экономического партнера. Напротив, она стимулирует переход регионального сотрудничества на более высокий уровень качества.
В конечном счете, будущая конфигурация Евразийского континента будет определяться не односторонней стратегией какой-либо внешней державы, а тем, смогут ли Китай и Россия предложить более привлекательную модель совместного развития. Тем, как страны Центральной Азии, используя свое растущее мастерство в поддержании баланса, смогут максимизировать свой суверенитет и интересы развития в условиях многовекторной игры. Новая стратегия США стала еще одним стресс-тестом на устойчивость и глубину сотрудничества в Евразии.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.
