Выбор читателей
Сикхизм – религия воинов
10.11.2019 Олег Мироненко 1В период с VII по XIIвека многочисленные исламские набеги на Индию оказали негативное влияние на древнюю религиозную культуру народов северной части полуострова Индостан. Однако в южную часть захватчикам было сложнее проникнуть, и там намного лучше сохранились старинные религиозные традиции. В Пенджабе же до границ с Кашмиром широкое развитие получило новое религиозное течение, в котором индуистские верования причудливо сочетались с элементами ислама.
Считается, что сикхизм сложился в Пенджабе в конце XV – начале XVI веков, а слово «сикх» на пенджабском диалекте означает «ученик». Основателем этой религии считается гуру (то есть «наставник») Нанак, который в юности стал изучать основные религиозные книги других религий – индуизма и ислама. Проштудировав их, он подверг сомнению их традиции и обряды – поэтому принял решение самостоятельно обрести истину и знание. В итоге Нанак создал собственное учение.
Фото: supercoolpics.com
Родился будущий гуру сикхизма в 1469 году в небольшой деревушке Талаванди, что на берегу реки Рави в штате Пенджаб. Отец его бы сборщиком налогов, что, скорее всего, отложило свой отпечаток и на воспитание юного Нанака, который еще с детства выучил несколько языков. Мальчик не только знал хинди и санскрит, на которых говорят индуисты, но выучил и фарси, и арабский, на которых говорят мусульмане.
Когда он вырос, то считался очень образованным молодым человеком, уже успевшим хорошо изучить основы индуизма и ислама. Казалось бы, этому человеку была предначертана обычная жизнь, которой жили многие люди его сословия: свой дом, жена, дети… Все это у него вскоре появилось, но в 30 лет Нанак вдруг покинул отчий дом и стал аскетом – по сути бродягой, коих в Индии всегда хватало. Он обошел почти всю Индию, бродил и по другим странам, посетил многие святые места. Как утверждают последователи сикхизма, именно в это время он подолгу разговаривал с учеными людьми и мудрецами своего времени.
Наконец будущий учитель сикхов возвратился домой, «обремененный» полученными знаниями. Вскоре он заявил: «Нет ни индуистов, ни мусульман. Так чьей же дорогой мне идти? Я пойду по тропе Бога». И создал собственное религиозное учение. По его представлениям, оно должно было объединить индусов и мусульман, стычки между которыми случались довольно часто.
Фото: indiarelax.ru
Нанак во всеуслышание заявил, что человеческую душу на пути к Богу должен вести духовный учитель – гуру. Ему отводилась особая роль – научить людей честности и порядочности, доброте и чувству долга. И эту миссию он возложил на себя – по крайней мере, на этапе становления новой религии.
Непосвященному во все тонкости сикхизма не так-то и просто понять это учение, ведь примерно о том же проповедуют и многие другие религии. Но у гуру Нанака со временем нашлось много сторонников и последователей, хотя первая община его учеников, или сикхов, появилась лишь в 1520 году, когда гуру Нанака исполнилось уже почти 50 лет.
Современные сикхи признают десять духовных учителей-гуру. Они оказывают божественные почести священной книге «Гуру Грантх» («Книга учителей»), или «Ади Грантх» («Изначальная книга»). В ней содержатся религиозные гимны, написанные как самим Нанаком, так и его последователями в более позднее время.
Фото: round.glass
Центром сикхизма стал город Амритсар. Здесь и сегодня стоит прекрасный и великолепный во всех отношениях Золотой храм – старейшее из всех сикхских религиозных сооружений. Это здание больше напоминает церковь, чем мечеть. А еще на нем лежит незримая печать времен и… тех сражений, которые велись между сикхами и индусами за его обладание. Построенный в 1766 году, он расположился на берегу священного озера, его украшают медные позолоченные надписи из текстов священных рукописей, которые, как бесценные сокровища, хранятся в каждом сикхском храме.
Но сколько бы яростных сражений не разгоралось рядом с храмом и даже внутри него, ему, как и Мекке, удалось сохраниться как священному месту, которому постоянно поклоняются верующие. У сикхов нет ритуального паломничества, но большинство из них в Золотом храме хотя бы раз в жизни да побывали. А вот туристы здесь гости не такие уж и частые – борьба за этот храм продолжается до сих пор, поэтому путешественники в своем большинстве предпочитают оставить Золотой храм в Амритсаре верующим.
Фото: hindustantimes.com
Одним из самых почитаемых среди сикхов – практически наравне с Нанаком – считается десятый гуру Говинд Сингх, до которого никаких инноваций в религию вообще практически не вносилось. Именно он в 1699 году основал Братство чистых, или хальсу, а также армию хальсы. Все вступающие в братство прибавляли к своему имени имя Сингх (то есть лев) и брали на себя обязательство соблюдать правило пяти «К» — носит длинные волосы и бороду (кеш), штаны особого покроя (качх), гребень (кангха), короткий меч (кирпан) и стальной браслет (кара). К слову, все женщины прибавляли к своему имени слово «Каур» (принцесса). Когда учитель Говинд умер, то самой главной «учебной» книгой сикхов стала считаться книга «Гуру Грантх». Иногда к ее названию еще добавляют слово «Сахиб», то есть «господин».
В XVII— XVIII веках Пенджаб являлся составной частью империи Великих Моголов. О том, что на этих землях существует большая сикхская община — на северо-западной границе – монархам было хорошо известно. И это их беспокоило, поэтому противостояние было неизбежным. А из него в итоге вместо мирной религиозной общины вдруг появилась военизированная мощная и могущественная организация – собственно, тогда-то сикхи и приобрели тот воинственный дух, который с той поры стал с ними ассоциироваться. Постепенно сикхизм превратился в религию воинов.
Фото: artisticbook.ru
Самые главные сикхские праздники – это торжества по поводу рождения или смерти одного из десяти гуру. Праздники, отмечающие рождение или мученическую кончину одного из наставников, называют гурупурб, а все остальные — мела («ярмарка»). Все праздники включают «Арханд патх» — непрерывное чтение «Гуру Грантх Сахиб». Удивительное дело, но эти непрерывные чтения длятся двое суток – 48 часов. Постоянных дат торжеств нет – из года в год они меняются, поскольку сикхи пользуются лунным календарем.
Так, например, в декабре — январе отмечается День рождения гуру Говинда. А в июне – июле – годовщина смерти гуру Арджуна. Последнего, кстати, особо чтят за то, что он собрал воедино все религиозные трактаты учителя Нанака. Эта книга и стала называться «Гуру Грантх».
Но не нужно думать, что сикхи игнорируют общие индуистские праздники. Отнюдь нет – например, они широко, как и во всей Индии, отмечают в ноябре индуистский праздник Дивали, или Праздник светильников. Пожалуй, это один из самых зрелищных индийских праздников. Иногда его отмечают целых пять дней. Как правило, кульминация наступает на четвертый день, когда во всех домах страны, на улицах и в храмах зажигается множество огоньков, фонариков, электрических гирлянд, светильников. Вокруг все усыпано мириадами сверкающих огней, а сами индийцы бегают по улицам, размахивая бенгальскими огнями. Повсюду взрываются петарды, а вечернее небо усыпано всполохами, идущими от фейерверков, — оно усыпано миллионами сверкающих искр.
Фото: 29palms.ru
В ноябре сикхи отмечают один из главных своих праздников – День рождения основателя религии гуру Нанака. Праздник похож на другие сикхские торжества – непременно читается «Гуру Грантх Сахиб». А годовщина этой священной книги, как правило, отмечается в августе. Непременно проходит торжественная церемония – как и во время большинства сикхских праздников – «Тропа Акханда». Сначала саму книгу относят на специально отведенное место в храме, или гурдваре, — низкий стол на возвышении. Люди сидят на полу и внимают чтецу, одетому в белые одежды и голубой тюрбан. Другой чтец сидит слева от первого – в любой момент он готов сменить его, чтобы продолжить чтение. Один человек просто физически не сможет читать два дня подряд без остановки…
В целом же верования сикхов довольно просты, хотя в них — глубокий смысл: Бог недоступен человеческому пониманию, но он является единственной подлинной реальностью, а все остальное — иллюзия. Бог может иметь много имен – все они священны. Лучший путь к постижению Бога лежит через ритуальное повторение этих священных имен, пение хвалебных гимнов и медитации под руководством гуру.
ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ
9:07 «Биокол - живая кожа». Документальный фильм 12+
9:35 Вне зоны. Чемальский тупик 12+
9:45 Вне зоны. Национальный парк Вашловани 12+
10:00 Новости 12+
Интересное
Получайте лучшие новости от Большой Азии
Подпишитесь на рассылку последних новостей.