Шорцы - одна из самых маленьких народностей России
07.03.2019 Олег Волгин 1Еще в первой четверти прошлого века всех шорцев — абинцев, каларцев, каргинцев и некоторые другие этнические группы — называли тадар-кижи (или татар-кижи). В переводе на русский это означает «человек-татарин». Российские власти в свое время не захотели глубоко вдаваться в этнические нюансы этой народности, поэтому одним махом во всех официальных документах многие тюркоязычные народности Южного Кузбасса «зачислили» «шорцами» — так было проще вести отчеты. В шорцы попали даже мрасские и кондомские татары.
Сегодня шорцев в России всего 14-17 тыс. человек. Большинство из них, примерно две трети, действительно проживает в Кемеровской области. Также представители этой народности живут и в некоторых смежных районах — в Хакасии и на Алтае. Различают две группы шорцев. Первая — южная, или горнотаежные шорцы. Вторая — северные, или лесостепные, их еще называют абинцами. В Кемеровской области эта народность оказалась преимущественно после известного постановления Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 года. Его название было в духе того времени — «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных». Тогда-то и случилась массовая миграция шорцев.
Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи — у алтайцев и хакасов он примерно такой же. А вот по культуре шорцы все же ближе к чулымцам.
Основные поселения шорцев расположены в бассейне реки Томь, в среднем ее течении. К началу XX века все эти люди официально считались православными, хотя на самом деле информация не соответствовала действительности, так как многие шорцы даже не скрывали, что сохраняют свои традиционные верования и обычаи, унаследованные от предков. Они почитали верховных божеств Ульгеня и Эрлика, верили в личных и родовых духов-покровителей. Посредниками между мирами духов и людей выступали шаманы.
На землях, которые сегодня являются российскими, шорцы появились давно — их эпос сформировался примерно в VI-IX веках. Тогда на тех территориях полностью господствовали тюркские племена. Угорские и самодийские — их непосредственные предки, когда-то смешавшиеся с тюркоязычными кочевниками. Русские называли шорцев кузнецкими татарами, поскольку ценили их как искусных мастеров кузнечного дела.
Южные шорцы, в основном, занимались охотой и рыболовством, также собирали в лесу кедровые орехи — постепенно собирательство превратили в промысел. А вот северные шорцы предпочитали кочевое скотоводство. Проживающие в горных районах освоили подсечно-огневое земледелие — сеяли ячмень, обрабатывая поля мотыгами. В начале XVIII века шорцы стали засевать и пшеницу, а скотоводы-кочевники постепенно переходили к оседлому образу жизни, предпочитая больше заниматься разведением крупного рогатого скота.
Традиционная одежда шорцев не отличалась особым разнообразием — все поголовно носили широкие штаны и холщовые рубахи, поверх которых надевался халат с вышитыми воротом, обшлагами и подолом. Что примечательно, зимой одежда также практически не менялась — вместо одного халата надевалось несколько, один на другой. Мужчины, как правило, надевали шапки, а женщины повязывали голову платком. Самая распространенная обувь — высокие кожаные сапоги, их носили и мужчины, и женщины. Северные шорцы проживали в так называемых улусах, южные — в аилах. Обычно каждая этническая группа образовывала небольшие поселения, состоявшие из нескольких юрт или срубленных изб с берестяной крышей. Отапливались жилища с помощью глинобитного очага, который назывался чувалом. Летом шорцы строили также и жилища-времянки — конической формы сооружения из бревен, жердей и досок. Эти «стройматериалы» прислоняли чаще всего к большому дереву, а затем крыли берестой.
Агысом называлось зимнее жилище. Это уже была каркасная постройка из бревен, жердей и досок. Она представляла собой усеченную пирамиду, которую также крыли берестой или ветвями. В центре устанавливался очаг — дым выходил через крышное отверстие.
Современные шорцы проживают в рубленых деревянных избах, к которым их приучили русские. Юрты используются как летняя кухня.
Сегодня шорцы, по большому счету так и не принявшие христианство, с удовольствием отмечают свои языческие праздники. До наших дней, например, дошел Мылтык-Пайрам — главное праздничное событие для всей народности. В этот день принято объедаться пельменями. Но смысл состоит не в том, чтобы наесться до отвала так, что дышать трудно, а в том, чтобы найти внутри пельменя некий знаковый предмет (их туда, само собой, закладывают повара), символизирующий то или иное событие, которое непременно случится в ближайшей перспективе.
Весной же, 20-21 марта, отмечается день весеннего равноденствия — Чыл пазы. Это шорский Новый год. Также из глубины веков пришел праздник в честь Ольгудека — мифологического героя, прародителя всего шорского народа. К слову, шаманы до сих пор играют важную роль в повседневной жизни; никуда не делись и культы медведя, огня и гор.
Как принято питаться в дни праздников? Да также, как это делали предки. Считается, что одним из самых известных национальных продуктов этого этноса является кровяная колбаса кан. Если вместо крови используется ливер, то это уже ыста — домашняя «ливерная». Шорские женщины любят и умеют готовить выпечку — пирожки с различными начинками, хворост, лепешки с мясом. Пекут они и большие пироги с начинкой — кюрмек. Но пельмени пелбен — все равно самое любимое блюдо. Лепятся они по-особенному — непременно большими, и варятся в молоке. В мясо (свинина исключена) очень часто добавляются измельченные кедровые орешки. В целом шорская кухня довольно калорийная — чуть ли не в каждом блюде используется мясо, его шорцы едят много. Есть у этого народа и свои любимые алкогольные напитки — из ячменной муки приготавливается водка аргы, также в некоторых поселениях до сих пор большой популярностью пользуется бражка абыртка.
Фото: travelask.ru
Подпишитесь на рассылку последних новостей.