Нурмухаммед Атаев: «Зрители должны были запомнить первостроителей молодыми, полными сил и желания через годы увидеть здесь цветущий город»

26.10.2020 1
Фото: http://www.turkmenistaninfo.ru/

Имя мастера монументальной, станковой и декоративной скульптуры Нурмухаммеда Атаева широко известно не только в Туркменистане, но и за его рубежами. Работы мастера отличаются живостью и точностью форм, пластичностью, большим вниманием к малейшим деталям, к мельчайшим подробностям образа. Это касается всех жанров, в которых работает художник. Портреты великих туркменских классиков Махтумкули, Кемине, Зелили, Мятаджи, Сейиди, а также портреты простых людей, например, Мухамеда Гарагозова, репрессированного в сталинскую эпоху и проведшего 25 лет на Калыме, отсылают нас к целой палитре чувств и эмоций, решая не только эстетическую задачу, но и общечеловеческую.

— Нурмухаммед, где Вы родились, как прошло Ваше детство? 

— Я родился в 1943 году в одном из Марыйских селений, в крестьянской семье. Отец мой был скотоводом, часто с семьёй кочевал по бескрайним туркменским пескам. А уже потом семья моя осела в новом селении «Тязе оба» Марыйского велаята (области). В нашей семье было много детей, отец и мать воспитывали в нас трудолюбие, безграничную любовь к плодородной туркменской земле. Моё детство проходило в тяжёлые послевоенные годы, когда наравне со взрослыми работали даже дети, чтобы прокормиться. В моих руках часто можно было увидеть лопату, мотыгу — физический труд постепенно воспитывал во мне любовь не только к тяжёлой, но и кропотливой работе, требующей большого усердия и терпения. 

Нурмухаммед Атаев 2.png

— Как начинался ваш творческий путь? 

— Прошло детство, наступила пора обучения, и в 14 лет по настоянию своего двоюродного брата я уезжаю в столицу – в Ашхабад, чтобы учиться.  Судьба меня привела в Туркменское государственное училище, где учат рисованию. Безусловно, моим родителям, особенно отцу, мой выбор профессии не был по душе. Ему хотелось, чтобы я учился на врача или механика. Так и мне самому по началу профессия художника была чужда. Помню как сейчас, когда директор художественного училища Ашир Атаевич посоветовал поступить на отделение скульптуры, мне это не понравилось.

В то время я считал, что лепка фигурок из глины не является большим делом. Тем не менее, в 1957 году я поступаю на живописное отделение, а через месяц по настоянию преподавателей перехожу на скульптурное. Первые два года учился у педагога Чудина, а последние два года у народного художника Туркменистана Алексея Тимофеевича Щетинина. В первые годы учёбы меня почти не интересовали ни искусство, ни пластика. Я очень тосковал по родным краям, особенно ждал встречи с родителями, братьями и сестрами, мне не хватало теплоты домашнего очага. Но усердное учение педагогов и стремление однокурсников после окончания училища продолжить учёбу в художественных вузах зарубежных стран стали толчком для моего дальнейшего хода учёбы. По вечерам я стал заниматься рисунками, оттачивать свои навыки в лепке.  

В 1962 году, после окончания училища три года служил в армии в Подмосковье – в Клину, Одинцове, Наро-Фоминске, там в свободное время не переставал лепить и рисовать, После армии в 1965 году решил поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина в Ленинграде. Первые два года в академии мы, будучи студентами, трудились над портретами, фигурами и рельефами, на третьем году обучения нас распределяли по отдельным мастерским известных скульпторов для изучения тонкостей исполнения тематических произведений. 

Тогда-то я подружился с двумя скульпторами: Владимиром Горевым и Сергеем Кубасовым. Горевой с Кубасовым были столичными ребятами, а вот я родился в самом сердце Каракумов. Мы жили и работали в Ленинграде. Нас объединяла не только дружба. Все мы были учениками известного академика Михаила Константиновича Аникушина и коллегами по творческому цеху. Мой путь в искусстве, в сравнении с моими товарищами, был тернистый и не всегда однозначный, но успехи в учёбе были отмечены ленинской стипендией – в то время это был высокий показатель в вузах. 

Нурмухаммед Атаев 3.png

— Кого бы вы могли назвать своим наставником либо ключевой фигурой вашей художественно-творческой деятельности? 

— В начале третьего курса мне посчастливилось учиться у знаменитого скульптора академика Михаила Константиновича Аникушина, народного художника СССР, российского скульптура, представителя классической школы. Михаил Константинович был не только талантливый скульптор и замечательный педагог, но и добрый, отзывчивый человек. Он как никто понимал студентов, продвигал их интересы, помогал во всём. Чем больше я узнавал в мастерской Аникушина о сложности работы скульптура, тем яснее становилось, сколько трудностей стоит на пути истинного творчества. Мои академические рисунки в качестве иллюстраций были включены в «Пособие по академическому рисунку» для студентов. Свою дипломную работу «Народное восстание» я защитил на «отлично» и получил направление в аспирантуру. Академик Аникушин взял меня в свою творческую мастерскую, и в течение трех лет я изучал и перенимал опыт и знания своего учителя. Я очень благодарен судьбе за возможность учиться у такого знаменитого мастера. Став свободным художником, я обзавёлся собственной мастерской и работал днями и ночами для приобретения бесценного опыта разножанровой скульптуры. 

— Нурмухаммед Атаевич, Ваша первая монументальная работа – это «Памятник первостроителям Комсомольска-на-Амуре», установленный в 1982 году. Могли бы вы рассказать поподробнее об этом произведении?  

— В 1981 году Центральный комитет комсомола в ознаменование 50-летнего юбилея возникновения Комсомольска-на-Амуре учредил конкурс на лучший памятник первостроителям. Горевому и Кубасову, как обладателям премии Ленинского комсомола, настоятельно рекомендовали участвовать в конкурсе, но на то время они были уже маститым скульпторами и считали, что памятник для Комсомольска-на-Амуре могут сделать без всякого конкурса, если Центральный комитет им это доверит. В ЦК всё понимали, но конкурс был объявлен, идти на попятную было уже поздно, а без участия Горевого и Кубасова конкурс терял свою престижность, о чем скульпторам очень внушительно заявили в ЦК. «Делать нечего, придется участвовать», — решили друзья. Им в голову пришла хорошая идея – пригласить к участию и меня, так как мне как раз было необходимо нарабатывать опыт. В тот же год ЦК комсомола организовал поездку в Комсомольск-на-Амуре. 

И вот набережную Комсомольска-на-Амуре уже почти 40 лет украшает памятник, который считается визитной карточкой города – Монумент первостроителям. Горожане любят его – ведь он, по их мнению, отражает истинный дух города. Пять фигур (четыре мужских и одна женская), высотой в пять метров каждая, изображают молодых комсомольцев, сошедших с парохода на пока еще дикий и необузданный берег Амура. Рядом их нехитрые пожитки: тачка со скарбом, гитара, книги. Замысловатого пафоса в этом памятнике нет, он всего лишь запечатлел миг из прошлого: высадку первостроителей на берегу реки. Вроде бы обыкновенный мемориал обыкновенным людям, приехавшим из разных концов большой страны ради единственной цели — поднять в таежной глуши город, в котором будут жить и работать люди, возводиться новые дома и производства, вестись торговля. Памятник является истинным символом города: ведь первостроители были простыми людьми, приехавшими в эту глушь из разных уголков Союза. Кто-то из них, отстроив город, вернулся домой, а многие остались, дав начало новому поколению. Так что памятник — это подлинная история города, ведь именно так все начиналось: в 1932 году на пароходах «Коминтерн» и «Колумб» на левом берегу Амура высадились комсомольцы-строители. Молодые комсомольцы прошли такой огромный путь не по принуждению, не ради денег, а по велению души и горящего энтузиазмом сердца. Они-то и запечатлены в бронзе, но так жаль, что история возникновения этого мемориала позабыта, имена его создателей помнят немногие. 

Памятники Росси в Твиттере.jpg
Группа «Памятники России» в Твиттере

— А в какой момент известность пришла к вам? 

— Когда я одержал свою первую победу во Всесоюзном конкурсе на лучший проект памятника первостроителям города Комсомольска-на-Амуре в честь 50-летия его образования. Город мне понравился, выглядел он аккуратно, ухоженно, немного напоминал Ленинград, ведь в его строительстве большую роль сыграли именно ленинградские специалисты. Впервые увидев широкие просторы Амура, я невольно сравнил многоводную реку с бескрайними барханами пустыни. Сердцем почувствовал, что памятник будет именно здесь, на набережной, откуда взгляду открывается вся мощь и сила дальневосточной реки. Отчётливо представил себе, как в далеком тридцать втором молодые люди высаживались на берег, восхищенно и тревожно оглядывая эти дикие края. Целая гамма чувств на их лицах: красота этих мест пленит, завораживает, но смогут ли они выжить в этом суровом краю, не сломаться? Так ведь для того они сюда и приехали, чтобы победить, поэтому — никаких сомнений!

«Нет, — рассуждал я про себя, — здесь не должно быть абстрактных конструкций и посылов. Строительство этого города — эпохальное событие для страны, а история не терпит абстрактного отношения, она любит точные детали, конкретику. Памятник, который мы создадим должен быть понятен всем: художнику и работнику производства, приезжему гостю и местному рыболову. Пусть все помнят, как это было, как приезжали сюда ребята, многих из которых, нет уже в живых. Пусть все запомнят пассажиров «Коминтерна» и «Колумба» молодыми, полными сил и желания через годы увидеть здесь цветущий город». 

—  Вы поделились с кем-то такими своими мыслями? 

— Вернувшись с пристани, я всё рассказал другу. Горевому понравилась моя идея, и по приезду в Ленинград наша авторская группа с удвоенной силой приступила к работе. Затем в нашу творческую мастерскую влился Николай Соколов — архитектор, который помог сделать расчеты в подготовке макета. И вот макет был готов и его повезли на конкурсный смотр в Москву. Когда наш проект выиграл, друзья даже не удивились, ведь в него было вложено столько души, что они даже мысли не допускали, что он кому-то не понравится. В Ленинград мы вернулись победителями, но необходима была еще одна поездка на Дальний Восток, для того чтобы на месте согласовать все детали проекта. Миссию презентовать чертежи и макеты возложили на архитектора Соколова, которого сопровождал я. Вместе мы прибыли в Хабаровск, где состоялась встреча с руководством края, и я представил все чертежи и макеты будущего мемориала, после чего они отправились в Комсомольск-на-Амуре. Здесь я представил будущий памятник самим первостроителям. Меня взволновала эта встреча, поскольку я увидел вживую тех уже немолодых людей, которые стояли у самых истоков. Хоть и прошло немало лет с той поры, глаза их горели энтузиазмом и гордостью за свой город. Макет мемориала им сразу понравился. Первостроители заявили, что были именно такими и, конечно же, их в первую очередь интересовало, кого конкретно изображают пять фигур. Они начали строить предположения: «Этот похож на Славку, а тот на Ивана. Да, нет, тот третий – это Вася из Солнцевки». Но я развеял их сомнения, сказав, что изображенные первостроители не имеют привязки к конкретным личностям, это памятник всем и каждому. Старожилы согласились с этим убедительным аргументом, громкие аплодисменты и тёплые слова благодарности завершили эту знаковую встречу.

Нурмухаммед Атаев Работы 1.jpg
Фото: https://ukraine.tmembassy.gov.tm/

— И вы вернулись в Ленинград…

— Я и Соколов воссоединились с остальными участниками проекта. Времени на раскачку не было — с учетом масштаба монументальной композиции и сжатых сроков церемония открытия была запланирована на июнь 1982 года, надо было срочно приступать к работе. Друзья, как и обещали, во всём мне помогали – от шлифовки макета до объемных работ. К слову сказать, большую роль в продвижении проекта сыграла ленинградская комсомольская организация, которая оказывала нам всестороннее содействие, предоставляя материал, обеспечивая билетами, помещением, транспортом. В тот период на должность первого секретаря комсомольской организации только заступила Валентина Матвиенко, которую характеризовали как энергичного, дельного специалиста. И действительно мы сами в этом убедились, ведь она делала всё возможное, чтобы мы не думали о житейских проблемах, а занимались только творческим процессом. А процесс формовки памятника пришелся на суровую ленинградскую зиму. Поскольку работать над пятиметровыми фигурами в стандартной мастерской было бы невозможно, в центре города скульпторам предоставили помещение недействующего храма с высоким сводом. Летом там было очень удобно, а вот зимой — невыносимо холодно, но мастера-формовщики придумали выход. Площадку, на которой происходили работы, обтянули прозрачной пленкой, соорудив нечто вроде гигантской палатки, а потом над этой палаткой сделали ещё одну – побольше. Между палатками оставили коридор для передвижения, и установили тепловые радиаторы. На Ленинградском сталелитейном заводе все части композиции отлили из бронзы и готовые детали весом около пяти тонн отправили самолетом в Комсомольск-на-Амуре. 

Открытие композиции состоялось 10 июня 1982 года. Собрались представители всех советских республик: художники, артисты, общественные и партийные деятели. Памятник и по сей день живет своей жизнью на набережной Амура, являясь объектом гордости и любви простых горожан.
В том же году я возвратился в родной Ашхабад, где продолжил создавать…  Памятник великому композитору Нуры Халмамедову, полный драматизма мемориал жертвам страшного ашхабадского землетрясения 1948 года; парящие Пегасы над комплексом Национального музея, бюст-памятник Берды Кербабаеву в Теджене; живой и народный памятник Сеиди на родине поэта. 

Нурмухаммед Атаев Работы.jpg
Фото: https://ukraine.tmembassy.gov.tm/

— …вами был создан памятник Александру Сергеевичу Пушкину, гипсовую копию которого вы подарили туркмено-российской средней общеобразовательной школе в Ашхабаде, носящей имя великого русского поэта. 

— Несколько лет назад у сотрудников Посольства РФ в Туркменистане, представителей руководства Астраханской области, где в качестве подарка от туркменского государства был установлен монумент великому туркменскому поэту Махтумкули, появилась идея ответного дара со стороны Российской Федерации в виде памятника Александру Сергеевичу Пушкину – великому поэту, значение которого для туркменской словесности трудно переоценить. Скульптуру планировалось установить на территории туркмено-российской школы, носящей его имя, в городе Ашхабаде. 
В настоящее время я готов завершить работу над памятником поэта в бронзе. Уверен, что открытие монумента Пушкину в Ашхабаде подтвердит прочность культурно-исторических связей между Туркменистаном и Российской Федерацией и придаст им новый импульс.

Пользуясь случаем, хотел бы выразить искреннюю благодарность дипломатам Посольства РФ в Туркменистане, а также художнику, заслуженному деятелю искусств Туркменистана Батыру Бекмурадову за содействие в передаче гипсовой фигуры Александра Сергеевича Пушкина в качестве моего подарка совместной туркмено-российской школе. Гипсовый монумент был смонтирован и поставлен в фойе школы осенью 2019 года. 

Счастливчики, которым удалось лично посетить мастерскую известного туркменского скульптора Нурмухаммеда Атаева, признаются, что испытали то волнующее и радостное чувство, которое доставляет подлинное искусство, яркое и глубокое, правдиво отражающее жизнь. У мастера есть работы, перед которыми хочется долго стоять и разглядывать, работы, покоряющие с первого взгляда и вызывающие горячие чувства. В его ашхабадской мастерской многие работы напоминают ленинградский период творчества. В их числе медная гальваника «Портрет студентки» – работа, которую приобрела Государственная Третьяковская галерея. 


Часть произведений художника, «Строители», «Пограничник», портреты-бюсты, рельефная композиция «Кемине среди народа», находятся в коллекции Туркменского Государственного музея изобразительных искусств.  Его станковые произведения находятся в частных коллекциях России, США, ОАЭ, Таиланда. Почерк скульптора-реалиста чёткий, исполненный вдохновения и лиризма, ведь
Нурмухаммед Атаев всегда верен делу, выбранному когда-то в юности, делу, ставшему его призванием, его судьбой.

21:35 Самые опасные путешествия. Вьетнам 16+
22:00 Новости 12+
22:07 Тибетские впечатления. «Модная ткань пулу» 12+
22:25 «Здравствуй, новый Тибет». 1 серия. 16+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония