Новый Узбекистан - новая модель внешней политики

02.02.2021 Акрамжон Неъматов, Азизжон Каримов, Институт стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан 1

Одно из центральных мест в выступлении Президента заняли вопросы проведения эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для реализации масштабной программы реформирования и модернизации всех сфер жизнедеятельности общества и государства.

В этих целях Президент Шавкат Мирзиёев указал на необходимость совершенствования внешнеполитичес­кой стратегии республики и принятия обновленной концепции деятельности в этой сфере. При том особо подчеркнута важность обеспечения последовательности проводимой Узбекистаном открытой, проактивной и конструктивной внешней политики.

Востребованность концептуализации внешнеполитической деятельности обусловлена высокой динамикой трансформации Узбекистана, переходом к новому этапу формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой. Можно без преувеличения сказать, что в стране закладывается фундамент новой эпохи Ренессанса, требующей качественно новых подходов во внешней политике.

В этих условиях принятие указанной Концепции внешнеполитической деятельности призвано ускорить последовательное формирование благоприятной внешней среды для устойчивого внутреннего развития страны, эффективного продвижения национальных интересов на международной арене и поступательного повышения конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке.

В связи с этим сегодня первоочередными задачами являются консолидация и мобилизация всех внутренних и внешних ресурсов для безусловного достижения национальных целей развития. Разработка новой редакции Концепции внешнеполитической деятельности также указывает на приверженность респуб­лики ранее избранному внешнеполитичес­кому курсу, благодаря которому Узбекистан добился значительных успехов.

В целом системный анализ базовых принципов и характерных черт современной внешнеполитической стратегии Узбекистана демонстрирует глубокую продуманность проводимой внешней политики, которая сегодня могла бы служить в качестве образцовой модели для многих стран, особенно в условиях, когда международные отношения переживают кризис доверия, дефицит диалога и взаимовыгодного сотрудничества.

К этим отличительным особенностям нового внешнего курса страны, главенствующая роль в конструировании которого принадлежит Президенту Республики Узбекистан Шавкату Мирзиёеву, относятся следующие базовые принципы.

Шавкат Мирзиёев 8.jpg

Во-первых, характерной чертой современной внешней политики Узбекистана является прагматизм в выстраивании взаимоотношений со всеми традиционными парт­нерами, а также странами ближнего и дальнего зарубежья.

В этом контексте наша страна исходит из задач внутреннего развития. Среди них поддержание высоких темпов роста, модернизация и устойчивое развитие экономики, повышение уровня жизни населения и обеспечение полноценной интеграции в структуру мирохозяйственных связей.

Достижение этих целей невозможно без сопровождения запущенных масштабных внутренних реформ соответствующей региональной стратегией, налаживания тесных отношений с ближайшими соседями, координации планов в рамках международных организаций, таких как ООН, ШОС, СНГ, Тюркский совет, ВТО, ЕАЭС, ЕББР, и других структур.

Словом, внешнеполитические интересы Узбекистана основываются прежде всего на приоритетах внутреннего развития, что фактически означает очевидный сдвиг в сторону экономизации международного сотрудничества страны, усиление экономического прагматизма во внешних связях.

Благодаря активному использованию такого подхода значительно возросла эффективность работы по привлечению иностранных инвестиций и новых технологий, расширению туристского потока, а также увеличению экспорта национальной продукции на мировые рынки.

В частности, одним из драйверов экономического роста в последние годы был резкий рост инвестиционной активности. За прошедшие 4 года среднегодовые темпы роста инвестиций составляли 22 процента. Общий объем привлеченных иностранных инвестиций достиг 26,6 млрд долларов, в том числе прямых — 17,5 млрд. Для сравнения: такой объем инвестиций был привлечен в экономику страны за 2007-2017 годы.

В целом общий объем инвестиций за последние 4 года вырос более чем в 2,1 раза, в том числе иностранных инвестиций — в 2,7 раза. Доля инвестиций в ВВП по итогам 2019 года впервые превысила 38 процентов, что создает прочную базу для обеспечения экономического роста на предстоящие годы.

В то же время ВВП Узбекистана по итогам 2019 года вырос на 5,6 процента. Вопреки возникшим сложным условиям, связанным с последствиями пандемии, эксперты Всемирного банка предсказывают рост ВВП страны в 2021 году на 4,8 процента, что является одним из наилучших показателей среди развивающихся государств.

При этом внешнеторговый оборот Узбеки­стана растет значительно быстрее ВВП и в 2019 году увеличился на 26,2 процента, составив 42,2 млрд долларов. В то время как всего лишь за 9 месяцев 2020 года, несмотря на пандемию, внешняя торговля страны достигла 27,5 млрд долларов.

Шавкат Мирзиёев 2.jpg

Новый импульс получили также планы Узбекистана по усилению роли в формировании международных транспортных коридоров и совместной реализации с зарубежными партнерами других инфраструктурных проектов.

Так, широкая вовлеченность Узбекистана в реализацию трансафганского коридора и присоединение к различным международным транспортным коридорам (Север–Юг, Транскаспийский коридор, Китай–Кыргыз­стан–Узбекистан) создают благоприятные предпосылки не только для выхода страны из состояния транспортной замкнутости, но и повышения ее значимости в качестве транспортно-транзитного хаба и обеспечения доступа к перспективным рынкам.

Реализация этих планов также будет способствовать усилению роли республики в процессе оформления новой транспортной карты мира и укрепления ее позиций в формирующейся современной модели глобальных цепочек поставок.

Во-вторых, Узбекистан сегодня неизменно продвигает принцип многосторонности во внешнеполитической деятельности страны. Узбекистан выступает за развитие созидательных процессов глобализации, налаживание взаимовыгодного и равноправного международного сотрудничества, основанного на диалоге, взаимном доверии и уважении интересов друг друга.

Это диктует трансграничный характер современных вызовов и угроз. Среди них актуальными остаются эпидемиологический кризис и его социально-экономические последствия, терроризм, трансграничная преступность, продовольственный кризис, борьба с нищетой и проблема глобальных климатических изменений, которым можно противостоять только совместными усилиями.

Осознавая это, Узбекистан сегодня проявляет активность в формировании не только региональной, но и глобальной повестки, выстраивании коллективных механизмов противостояния различным вызовам и угрозам, непосредственно влияющим на безопасность, процветание и устойчивое развитие международного сообщества.

Наглядным свидетельством этого является продуктивное участие Президента Узбеки­стана на международных площадках. Так, в период первой вспышки пандемии руководитель республики, выступая на экст­ренном заседании Тюркского совета, одним из первых среди лидеров мировых стран призвал международное сообщество к сплоченности перед лицом единой угрозы.

Такой подход проявляется и в усиливающейся роли республики в международном правотворчестве — в инициировании и принятии концептуальных многосторонних документов, направленных на урегулирование насущных проблем, находящихся в центре глобальной повестки.

В частности, с 2016 года по инициативе Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева приняты четыре резолюции в рамках ООН, призванные совершенствовать основы и механизмы международного сотрудничества в области туризма, регионального взаимодействия, межконфессионального взаимо­понимания и устойчивого развития.

Шавкат Мирзиёев 4.jpg

Особого внимания также заслуживают важные инициативы, выдвинутые главой нашего государства в ходе заседания 75-й Генассамблеи ООН, которые стали солидным вкладом республики в развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.
Среди них — предложения по разработке Международного кодекса о добровольных обязательствах мировых государств в период пандемий и принятию резолюции Генассамблеи ООН о повышении роли парламентов в достижении Целей устойчивого развития и обеспечении прав человека.

В этом контексте планы по проведению в Узбекистане ряда международных мероприятий, озвученные Президентом нашей страны в ходе Послания Олий Мажлису, являются еще одним показателем укрепления роли республики на международной арене. Среди них — глобальный форум под эгидой ООН на тему «Образование в области прав человека»; международная конференция по правам молодежи; региональная конференция на тему свободы совести.

Наконец, о твердой приверженности Узбеки­стана многосторонности свидетельствует заявление Президента в ходе Послания Олий Мажлису о готовности страны к дальнейшему развитию конструктивного сотрудничества со всеми международными организациями, в том числе с ООН.

В-третьих, страна делает ставку на проактивность во внешней политике и дистанцируется от роли пассивного наблюдателя за происходящими процессами в регионе и мире.

Подтверждением этому служит тот факт, что к настоящему времени Узбекистан стал членом более 100 различных международных организаций и участником более 200 международных многосторонних договоров.

В данном контексте особое внимание обращает на себя активизация Узбекистана в рамках ШОС, принятие председательства в СНГ и вступление в качестве постоянного члена в Тюркский совет.

Об активизации внешнеполитической деятельности Узбекистана также говорит растущая инициативность страны на данных площадках, взаимовыгодный характер выдвинутых предложений и их направленность на решение задач, отвечающих коллективным интересам.

В частности, в 2017-2020 годах узбекской стороной на саммитах ШОС выдвинуто более 30 инициатив, а за указанный период в рамках СНГ инициировано 36 предложений.

За последние годы интенсивную динамику приобрело участие Узбекистана и в рамках ООН. Знаменательным событием в этом плане стало избрание страны впервые в своей истории членом Совета ООН по правам человека.

Шавкат Мирзиёев 5.jpg

Одновременно республика начала активный диалог по вступлению во Всемирную торговую организацию с целью обретения своего достойного места в мировой системе торговли, соответствующего нашим ресурсно-экономическим возможностям и человеческому потенциалу.

Еще одним примечательным событием в этом плане считается получение Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС, что открывает для страны новые возможности в достижении целей поступательного экономического развития.

Кроме того, завершаются переговоры по Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, которое будет способствовать созданию более благоприятных условий для взаимной торговли и смягчения внешнеторгового режима.

В этом контексте следует отметить, что цели, обозначенные Президентом Узбекистана в ходе Послания Олий Мажлису, о разработке с главными внешними партнерами отдельных программ и стратегий взаимодействия могут наполнить международное сотрудничество страны новым конкретным содержанием.

В-четвертых, важной отличительной чертой нововведенной стратегии считается открытость, можно сказать, демократизация внешнеполитической деятельности. Диалог с народом, который объявлен ключевым принципом деятельности органов государственной власти и управления, в последние годы превратился и в открытый диалог с внешним миром.

При этом значительно возросла роль общественности при формировании внешнеполитической повестки, расширяется круг субъектов, вовлеченных в ее реализацию. В частности, растет активность парламентской и народной дипломатии.

Парламентарии, а в их лице народ, сегодня определяют вектор и ориентиры внешней политики, берут на себя роль активных проводников внешнеполитических приоритетов и выразителей интересов страны на международной арене.

За последние три года наша страна стала членом Межпарламентского союза, Межпарламентской ассамблеи ОБСЕ и Межпарламентской ассамблеи стран СНГ. За этот период общее количество сформированных групп межпарламентской дружбы достигло 48, а в прошлом году законодательным органом была принята Концепция парламентской дипломатии.

Одновременно во внешнюю политику активно вовлекаются международные неправительственные организации, общественные объединения, увеличиваются контакты на уровне городов-побратимов, укрепляются связи молодежных и женских организаций.

Шавкат Мирзиёев 6.jpg

Подтверждением открытости внешней политики также становится расширение круга политически чувствительных тем, обсуждаемых и совместно решаемых с зарубежными партнерами. Так, в стране возобновлено сотрудничество с международными правозащитными организациями, разблокирован доступ к различным иностранным новостным ресурсам.

В-пятых, еще один значимый принцип – конструктивизм. В Узбекистане убеждены, что конфронтационное отстаивание национальных интересов во внешних делах, особенно с соседями, не даст ожидаемого долгосрочного эффекта.

Важен поиск разумных компромиссов и взаимоприемлемого баланса интересов при решении острых вопросов двустороннего и многостороннего взаимодействия. При этом любой спорный вопрос должен быть предметом обсуждений, а не препятствием к политическому диалогу.

В основе такого подхода лежат другие принципы внешней политики нашей страны. Это миролюбие и добрососедство, которые отражают особенности менталитета народов, проживающих в Узбекистане.

Практическое воплощение вышеуказанных принципов за короткий период времени привело к урегулированию накопившихся в Центральной Азии проблем, которые многие годы считались системными раздражителями, сдерживающими развитие регионального сотрудничества.

Нашли свое решение вопросы водопользования, делимитации и демаркации государственных границ между Узбекистаном и соседними странами, использования транспортных коммуникаций и пересечения границ.

В том числе благодаря такому подходу Узбекистан значительно активизировал свое участие в миростроительстве в Афганистане, содействует укреплению международного и регионального консенсуса по вопросам достижения долгосрочного и устойчивого мира в соседней стране. При этом усилия Узбекистана на афганской арене не ограничиваются только целями недопущения появления новых очагов напряженности или обеспечения безопасности в регионе. Приоритетными остаются практическое содействие в переводе Афганистана на рельсы социально-экономического восстановления и обеспечении его интеграции в систему регио­нальной взаимосвязанности.

Данному вопросу Президент Узбекистана уделил отдельное внимание в очередном Послании, подчеркнув усиление работы по созданию трансафганского коридора. Это показывает долгосрочную приверженность страны целям содействия восстановлению мирной экономики Афганистана и обеспечения ее интеграции в международные торгово-экономические связи.

В результате кардинально меняется политический климат в Центральной Азии. Если раньше регион рассматривался как пороховая бочка или клубок труднопреодолимых разногласий, то сегодня превращается в пространство стабильности, добрососедства и мира.

Бенефициарами подобной трансформации восприятия региона в мире становятся все без исключения центральноазиатские государства. Об этом свидетельствует улучшение совокупных экономических показателей стран региона.

В частности, в 2019-м по сравнению с 2016 годом общий объем ВВП региона вырос на 19,6 процента, а внешней торговли — на 56 процентов. В то же время общий объем привлеченных инвестиций за указанный период продемонстрировал рост на 40 процентов. Несмотря на пандемию, приверженность избранному курсу на региональное сотрудничество, несомненно, позволит сохранить динамику роста в регионе в долгосрочном плане.

Шавкат Мирзиёев 7.jpg

Еще одним свидетельством изменения подходов и повышения международного внимания к региону послужил пересмотр своих стратегий в отношении Центральной Азии со стороны ведущих мировых государств. Так, новые стратегии в отношении региона уже представили США, ЕС и Индия, ключевое место Центральной Азии выделяется в китайской глобальной инициативе «Один пояс, один путь» и российском проекте «Большое евразийское партнерство». Узбекистан неизменно выступает за сопряжение всех этих стратегий для превращения региона в пространство взаимовыгодного сотрудничества, а не в зону соперничества.

Самое главное, благодаря использованию такого подхода значительно укреп­ляется авторитет Узбекистана на мировой арене, растет его международная субъектность. Страна утвердила себя в качестве регионального актора, способного оказывать стабилизирующий эффект на происходящие процессы в регионе.

Вопросам выведения на новый уровень межрегионального сотрудничества в своем Послании Олий Мажлису Президент еще раз уделил особое внимание, заявив о планах проведения третьей Консультативной встречи глав центральноазиатских государств.

В-шестых, еще один принцип, который стал преобладать в реформированной под руководством главы нашего государства внешней политике, — гуманизация внешнеполитической деятельности.

Это видно на примере возросшей заботы государства об интересах граждан Узбекистана за рубежом, в том числе посредством оказания соотечественникам государственных услуг и привлечения к реализации социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов.

В частности, еще в 2018 году Президент Узбекистана подписал постановление о совершенствовании государственной политики по работе с соотечественниками, проживающими за рубежом. А в этом году реализован ряд практических мер для оперативного решения проблем граждан Узбекистана, находящихся за границей.

Так, в период пандемии обеспечено возвращение в страну более 500 тысяч трудовых мигрантов. Помощь различного характера предоставлена около 100 тысячам соотечественников, оказавшихся за пределами страны в трудном положении.

Продолжаются гуманитарные мероприятия по возвращению граждан, в основном женщин и детей, которые волею судеб оказались в зоне вооруженных конфликтов.

В этом контексте особого внимания заслуживает инициатива о создании фонда «Ватандошлар», выдвинутая лидером нашей страны в ходе Послания Олий Мажлису. Реализация этой инициативы станет еще одним весомым шагом в поддержке наших граждан, находящихся за рубежом, и укреплении диалога с ними.

Гуманизация внешней политики Узбекистана также проявляется в расширении географии оказываемой страной гуманитарной помощи.

В последнее время получателями гуманитарной поддержки нашей республики становятся не только жители соседних стран, но и народы отдаленных регионов, такие как палестинцы и рохинджа, оказавшиеся в сложной ситуации.

В целом за последние годы наша страна добилась на международной арене качественного сдвига. Узбекистан стремится стать ответственным и предсказуемым партнером, готовым в конструктивном и открытом диалоге решать самые насущные проблемы как региональной, так и глобальной повестки, создавая необходимые благоприятные внешние условия для реализации масштабной программы реформирования и модернизации нашей страны, в первую очередь на благо народа, проживающего в Узбекистане.

В связи с этим утверждение Концепции внешнеполитической деятельности в новой редакции является объективной необходимостью и призвано заложить прочную основу для проведения эффективной внешней политики, направленной на обеспечение дальнейшего динамичного роста Узбекистана в постпандемичных реалиях.

Акрамжон Неъматовпервый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан,

Азизжон  Каримовведущий научный сотрудник Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Республики Узбекистан

18:10 Озёра на вершине мира. Кыргызстан 12+
19:00 Новости 12+
19:07 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+
19:35 Путешествие по городам с историей. Бутан. Духовное и светское (с субтитрами). 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония