Мониторинг третьей стороной детского и принудительного труда во время сбора урожая хлопка в Узбекистане в 2020 году
08.02.2021 Пресс-служба Посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации 1Краткий обзор
МОТ по-прежнему считает, что систематический детский труд больше не используется во время сбора урожая хлопка в Узбекистане. На сбор хлопка не были мобилизованы школьники и студенты; однако некоторые единичные случаи детского труда, всё же, имели место.
Систематический принудительный труд не был использован в ходе хлопкоуборочного сезона 2020 года. Реформы осуществляются поэтапно и продолжают оказывать значительное положительное воздействие. Вместе с тем, в некоторых областях и районах все еще имеются сложности с их внедрением на местном уровне. Наблюдатели, проводящие мониторинг, могли работать беспрепятственно и с соблюдением конфиденциальности.
В целом по стране доля сборщиков, работающих по принуждению, сократилась в 2020 году на 33%. Подавляющее большинство сборщиков участвовали в сборе урожая добровольно, но около 4% испытывали прямое или воспринимаемое принуждение. В некоторых областях и районах в 2020 году случаев принудительного труда было очень мало или вообще не было.
Значительная доля людей, подвергшихся принудительному труду, не испытали прямую угрозу со стороны местных должностных лиц или руководителей, а скорее восприняли угрозу возможных негативных последствий, такие как потеря прав и привилегий, в случае своего отказа. Такие ситуации считаются принудительным трудом и должны решаться путем обучения и информирования, основанным на правах человека.
Данные свидетельствуют о том, что реформы продолжают оказывать положительное воздействие и что темпы сокращения использования принудительного труда даже ускорились по сравнению с прошлым годом. Оставшиеся случаи использования принудительного труда могут происходить в «труднодоступных местах» или быть связаны с устоявшейся практикой, сложно поддающейся изменению.
Оплата труда, условия труда и каналы найма
Наблюдатели МОТ, проводящие мониторинг, подтвердили, что оплата труда возросла по сравнению с предыдущим сезоном урожая хлопка. Как правило, сборщики хлопка получали свою заработную плату вовремя и в полном объеме. Каждый сборщик получил в среднем 1,54 млн сум1 в качестве заработной платы в 2020 году.
60% сборщиков заявили, что урожай хлопка 2020 года был их единственным источником денежных доходов в данном году. Заработная плата за сбор урожая хлопка составляла важнейшую часть средств к существованию большинства сборщиков.
Большинство сборщиков хлопка заявили, что условия труда улучшились по сравнению с 2019 годом. Лишь 3% заявили, что условия были хуже, чем в предыдущем году. Это касается транспорта, питания, доступа к воде, санитарно-гигиенических и других условий.
64,6% сборщиков составляли женщины и 35,4% — мужчины. 81% сборщиков были из сельской местности и 19% — из городской местности. 52,6% приехали собирать хлопок вместе с другими взрослыми членами семьи.
Запрет на привлечение студентов, преподавателей, медсестер и врачей систематически соблюдался и контролировался на местном уровне.
В социальных сетях появлялись сообщения о единичных случаях участия военных призывников и сотрудников служб по чрезвычайным ситуациям в хлопкоуборочной кампании 2020 года. Эти сообщения были официально расследованы, но не могли быть подтверждены ввиду отсутствия подробной информации и доказательств. Использование военных призывников не соответствует принципам Конвенции МОТ о принудительном или обязательном труде (№ 29).
Контекст использования принудительного труда
Только 15% населения в возрасте от 18 до 50 лет получили предложение принять участие в сборе хлопка. 7,9% населения согласились на предложение, а 7% — отказались. Кроме того, 5% населения напрямую обратились к фермеру или иному лицу, занимающемуся наймом, с просьбой о принятии на работу в качестве сборщика хлопка.
Сбором хлопка в ходе хлопкоуборочной кампании 2020 года в общей сложности занимались 12,9% населения в возрасте от 18 до 50 лет. Каждый сборщик участвовал в сборе урожая в среднем 21 день.
Подавляющее большинство сборщиков участвовали в сборе урожая добровольно, но около 4% испытывали прямое или воспринимаемое принуждение. Были выявлены три широкие категории таких случаев:
сборщики, которым угрожали напрямую;
сборщики, которым не угрожали напрямую, но они воспринимали угрозу негативных последствий в случае своего отказа;
заменяющие сборщики, которые сами не подвергались принуждению, но можно предположить, что лица, которых они заменяли, испытывали в отношении себя некоторую форму принуждения.
Сборщики, которым угрожали напрямую, делятся на две подкатегории:
Люди, которым угрожали лишением или сокращением определенных социальных пособий/льгот представители махалли;
Жертвы местных усилий по мобилизации, которым, как правило, их руководители угрожали потерей работы или финансовыми последствиями в случае своего отказа.
Эти различия между различными категориями важны, поскольку они требуют принятия различных мер с целью дальнейшего снижения рисков для хлопкоуборочной кампании 2021 года.
Воздействие COVID-19
В результате пандемии многие узбекские трудовые мигранты вернулись в Узбекистан, что, по всей вероятности, способствовало увеличению численности местной рабочей силы для сбора хлопка.
Некоторые школы и учебные заведения сократили свою деятельность во время сбора урожая. Это означало то, что в некоторых случаях дети вместе со своими родителями ходили на хлопковые поля. Большинство из этих детей не участвовали в сборе хлопка, однако были отмечены единичные случаи привлечения детей.
Многие респонденты выразили озабоченность в связи с COVID-19 как на качественном, так и на количественном этапах мониторинга МОТ. Заявления включали озабоченность по поводу здоровья, а также озабоченность по поводу экономического воздействия мер изоляции и ограничений на поездки. У респондентов был высокий уровень осведомленности о коронавирусе.
Регулярный и свободный доступ к маскам для лица, дезинфицирующим средствам для рук и/или средствам для мытья рук имело меньшинство сборщиков хлопка.
Гражданское общество и журналисты
Независимые активисты гражданского общества заявили, что они могли свободно осуществлять мониторинг хлопкоуборочной кампании 2020 года и беспрепятственно вести свою деятельность против использования принудительного труда. Сообщений о случаях притеснения или запугивания, связанных с принудительным трудом или сбором хлопка, не было.
В 2020 году продолжался диалог между правительством и гражданским обществом. Активисты являются членами новой Национальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду. Тем не менее активисты по-прежнему сталкиваются с препятствиями при попытке зарегистрировать свои организации гражданского общества в Министерстве юстиции. Вместе с тем, активистов гражданского общества зарегистрировало Министерство занятости и трудовых отношений и предоставило им официальные бейджи, позволяющие беспрепятственно осуществлять мониторинг.
В 2020 году имели место сообщения общего характера о попытках контролировать или ограничивать свободу самовыражения независимых журналистов. Однако, эти сообщения не были связаны с использованием принудительного труда. Президент и другие высокопоставленные должностные лица выразили твердую приверженность свободе слова и независимой журналистике.
Ответственная торговля, инвестиции и поставки узбекского хлопка, текстиля и одежды
Правительство заменяет систему квот на рыночную модель и принимает необходимые меры нацеленные на сведение к минимуму риска принудительного труда, посредством практик справедливого найма и надлежащей оплаты труда. Это, скорее всего, положит конец практике привлечения сборщиков в самом конце сбора урожая просто ради достижения количественных показателей.
Реформы, проводимые правительством, могут способствовать устранению рисков принудительного труда, а также одновременному созданию столь необходимых возможностей для трудоустройства. Экономический рост позволит провести дальнейшие реформы в сфере образования, здравоохранения, инфраструктуры, а также в других областях. Эти реформы должны быть поддержаны международным сообществом.
Торговые и инвестиционные решения, принимаемые ответственными международными инвесторами, вероятно, будут способствовать дальнейшему упразднению наследия плановой экономики. Они также могут оказать положительное воздействие на соблюдение международных норм в сфере труда. Кроме того, если число постоянных достойных рабочих мест в текстильной и швейной промышленности и в других отраслях экономики будет расти, то может произойти сокращение сезонных пиков спроса на рабочую силу, которые зачастую подпитывают практику несправедливого найма.
В некоторых областях и районах в 2020 году случаев принудительного труда было очень мало или вообще не было. Это, в сочетании с тем фактом, что некоторые текстильные кластеры перешли или переходят на механизированную сбор урожая, подтверждает мнение о том, что при выборе поставщиков из Узбекистана международные инвесторы или покупатели смогут управлять трудовыми рисками в своих цепочках поставок.
МОТ полагает, что ответственный подбор источников узбекского хлопка, текстиля и одежды следует поддерживать и поощрять. МОТ готова к пилотному внедрению в Узбекистане инструментов и механизмов, позволяющих международным инвесторам, торговым маркам и розничным торговцам принимать обоснованные бизнес-решения.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.