Казаку нужен холеный конь

28.09.2018 Олег Мироненко 1
Появление русского казачества относится примерно к середине XVI века. Фото: mirami.umi.ru

До сих пор так и не очень понятно, откуда на Дон, который, по сути, делит европейскую и азиатскую части России, пришли казаки. Даже казацкий фольклор, корни которого восходят к истокам появления на южных рубежах России вольницы, не дает однозначного ответа на этот вопрос. Ясно одно — казацкие поселения были важным стратегическим форпостом России. Казаки внесли существенный вклад во многие важнейшие военные победы России.

Появление русского казачества относится примерно к середине XVI века. Хотя изначально, если придерживаться хронологии, те земли, которые облюбовали для себя казаки и которые мы считаем исконно казацкими, Руси тогда еще не принадлежали. Некоторые современные идеологи «вольных братьев» утверждают, что казаки на Дону жили всегда. Но это едва ли: в те времена одному «народу» существовать в степи в довольно ограниченном пространстве между морем и лесными массивами было весьма затруднительно – слишком многим плодородные земли казалась лакомым кусочком. К тому же, в придонских степях исторически сложилась активная миграция. Донские и волжские просторы кого только не видывали: долгое время эту землю контролировали тюркоязычные племена — к северу от Черного моря и реку Дон (по-ирански «дон» — вода). Авары, булгары, хазары, печенеги… Временами приходили сюда славяне с севера, адыги из Предкавказья. Но больше всех бесчинствовали воинственные тюркские народы. 

Казаки
Казаки 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. Фото: ok.ru

Славяне подбирались к Дону со всех сторон. На Волге они били в пух и прах Хазарский каганат. По Днепру вышли к Черному морю и образовали в Тамани Тмутараканское княжество. Правда, враждовали между собой русские князья, теряя свои территории, уступая земли более организованным на тот момент кочевым племенам. 

Откуда пошло слово «казак»? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то считает, что оно имеет тюркское происхождение — «люди без начальства». Кто-то уверен, что что казаками на русских землях стали называть вольных, свободных, работающих по найму людей.

В средние века южные русские границы стали постоянным очагом напряженности: разрозненные кучки тюркских степняков и русских дружинников, оставшихся без князей, постоянно сталкивались друг с другом в жарких схватках. Да и обычные разбойники из русских городов и деревень, спускаясь по Волге от Костромы до Астрахани, грабили всех, кого ни попадя. В степи то и дело бушевали конфликты – большие и малые. 

Казаки
 Казаки станицы Елизаветинской. Фото: novikovvs.ru

Итак, к началу ХVI века Дон стал местом, где собрались выходцы из различных татарских улусов и оторвавшийся от своих прежних мест жительства прочий люд, не вписавшийся в новообразованные государственные структуры и не очень ладивший с законом. Довольно часто образовывались интернациональные банды, совершавшие набеги на все четыре стороны: можно сбегать пограбить на Волгу, в Крым, Литву, Польшу и по российским просторам. 

Вполне вероятно, что среди первых казаков преобладали татары. В дипломатической переписке, которая велась между Московией и степными государствами, их называли «казаками». Так, в 1523 году, когда азовские разбойники захватили русских промысловиков, спускавшихся по Дону за рыбой, зверьем и диким медом, русский князь Василий через посла передавал крымскому хану, что «твои казаки азовские наших людей имают на Поле, да водят в Азов, да их продают». А позже, в 1586 году, когда несколько десятков тысяч татар налетели на русские земли, крымский хан оправдывался, что напали те, дескать, без его ведома «мелкие люди, молодые казаки». 

Казаки
С 1554 года казаки участвовали в войнах, которые вели русские цари. Фото: wecossacks.ru

Лишь во второй половине XVI века на Дон подалось немало «разношерстной» публики с русских земель — турки их сразу же окрестили «казаками русского царя Ивана». Впрочем, Иван Грозный, известный своим жестоким правлением, сам, собственно, и спровоцировал появление этих людей, бежавших с насиженных мест от голода и смерти. И, не задумываясь, от них открестился. В лучших традициях дипломатической казуистики он указывал на интернациональный состав шаек: «И вам гораздо ведомо: лихих где нет? На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки; а и наших украин казаки с ними смешались, ходят, и те люди как вам тати (воры — прим. авт.), так и нам тати и разбойники».

Где-то примерно в середине XVI века появились и первые поселения православных казаков, которых Ивану IV все-таки пришлось признать своими бывшими холопами.

Что интересно: первые городки русских казаков стали и первым серьезным препятствием для ногайцев и крымцев, чьи отряды не раз опустошали окраины Руси. А тут вдруг такая напасть — русские казаки перегородили «Ногайский шлях», начинавшийся от низовьев Волги, пересекавший Дон где-то у Цимлы и тянувшийся вдоль правого берега вплоть до того места, где впоследствии был поставлен русский город Воронеж. Возникла интересная ситуация – русский царь теоретически противился появлению казацких поселений, по сути своей изначально имевших статус бандитских формирований, никому неподвластных. Но тем не менее он одновременно понимал, что практическая польза от таких военизированных отрядов для Руси, безусловно, есть. Оттого, наверное, очень долго русские цари относились к казакам снисходительно. 
 

Казаки
Русские правители понимали те выгоды, что возникали с появлением на южных рубежах мощной казацкой «заслонки». Фото: nevesta.info

Постепенно «русские казаки» взяли под свой контроль весь Дон — сверху донизу. Русскому царю жаловались и турецкий султан, и ногайский князь на бесчинства казаков, которые «оброк емлют и воды из Дону пить не дают», но тот лишь отмахивался в ответ: мол, ничего не знаю, сами от них лихо терпим.

В действительности никакого «оброка» казаки не взимали. Скорее речь шла об обычном «рэкете», если выражаться современным языком: действуй казаки от имени русского царя, то султан под страхом смерти запретил бы азовчанам платить оброк. Но ситуация становилась очевидной: шайки «вольных людей» объединились, количество «казаков царя Ивана» резко выросло. По большому счету казаки — те, которых русский царь считал «своими», — пришлись ему ко двору: многие «тюркские казаки» не могли пройти через их территории. 

Русские правители понимали те выгоды, что могли возникнуть с появлением на южных рубежах мощной казацкой «заслонки»: во-первых, собственных братьев-славян все же меньше «щипали» и самые отъявленные разбойники; во-вторых, казаков, даже самых активных неповиновенцев, со временем можно было «приручить» — это позже отчасти и удалось осуществить. 

Казаки
Внешне казаки, проживающие на российских просторах, очень сильно отличались друг от друга. Фото: bigslide.ru

Поначалу жизнь на Дону новоявленным казакам виделась вольная: никто тебя не понуждает, никто не заставляет горбатиться на работах с утра до ночи. Но никто и не кормит. Вот – река, а в ней рыба. Вот лес – в нем дичь. А вот тебе чистое поле и караванные пути. Тут сам смекай…

Шло время. С русскими царями православные казаки стремились не конфликтовать. «Мы на Русь лиха не мыслим, — говаривали они. – Пусть царь царствует в кременной Москве, а мы – казаки – на Дону и на Волге». Но кто Богу не грешен и царю не виноват? Случалось, что грабили православные казачки русские города, разоряя их подчистую. Власть хоть и ворчала, но терпела – лучше уж по-хорошему с казаками разговаривать. Иногда, правда, и «подставляла» их конкретно: натравливала на ордынцев, хотя сама ордынских купцов зазывала в Москву торговать. Обещала казакам порох, хлеб и одежду, хотя воеводы царские, если кто из вольных казаков зазевается, ловили их, пытали и по тюрьмам сажали.

Да и свободолюбивые казаки царям не верили, знали, что сдадут их тем же ордынцам при случае. Бояться царей – не боялись, но все же остерегались, предпочитая в крупные конфликты с российскими властями не вступать. Себе дороже… 

Казаки
Гравюра Луи Гарнерэ «Казак и киргизы в Париже». Фото: judaica.bidspirit.com

В конце концов даже самые отчаянные казачьи головы стали понимать, что в степи выжить не так уж и легко. Рыбалка и охота — тут особо не разгуляешься, а грабежи и набеги – дело рискованное. Когда голову придется сложить – вопрос времени. До старости не дотянуть, но очень хочется… Вот и начали казаки сочетать жизнь вольную с жизнью вольнонаемной: с 1554 года они участвовали в войнах, которые вели русские цари. Например, участвовали в Ливонской войне. Постепенно казачьи поселения стали превращаться в некое подобие приграничных застав. Часто казаки проявляли инициативу – сами нападали на Крым, а также сообщали в Россию о готовящихся набегах крымчаков. 

Как жили казаки на Дону? Законы и порядки у них заметно отличались от тех, что сложились в подконтрольных российским властям областях. И это понятно: вместе объединялись люди, представлявшие различные культуру, разную веру. Приходилось вырабатывать опробованный веками способ общения, доступный для любого понимания – прав тот, кто сильней. Иначе не ужиться.

Казаки
Казачья джигитовка. Фото: kvk.org

Вот и становились в круг вооруженные люди. Глядели друг другу в глаза и принимали решения. Вооруженное большинство не терпит противоречащего вооруженного меньшинства – последние либо изгоняются, либо уничтожаются. Так примерно было и у казаков. Поэтому несогласный либо примыкал к большинству, не высказывая своего несогласия, либо уходил с маленькой бандой, где, в свою очередь, инакомыслие также пресекалось на корню.

Так среди единомышленников появлялся лидер. Он становился во главе военного отряда, который отвоевывал в степи или близ реки свою зону влияния. По мере увеличения отряда возникала потребность в оседлости – постепенно на речных островках, где строились городки, стали появляться женщины и дети.

«Отколовшиеся от отколовшихся» объединялись в станицы: так называли и называют «перелетных птиц». Станичные казаки почти круглый год находились в походах, возвращаясь домой лишь для того, чтобы перезимовать. 

Казаки
Казачья атака. Кадры из кинофильма «Тихий Дон», режиссер Сергей Урсуляк, 2015 год. Фото: ruskino.ru

Шло время. Осевшие в городках и кочующие по степи объединились в своеобразные «республики». Одна появилась на Волге и в среднем течении Дона, другая — по Днепру (Запорожская Сечь). Низовья Дона казаки обеих «республик» считали зоной своих интересов. Со временем стал вырабатываться примитивный механизм государственности, появлялись местные институты управления. 

Власть в казачьих «республиках» принадлежала народному собранию — «кругу». Исполнительная власть — атаману. Когда он избирался, то ему  мазали голову грязью и сажей, сыпали за ворот пригоршню земли (как преступнику перед казнью). Это символизировало о том, что он не главарь банды, а слуга того общества, которое его избрало. Если начнет злоупотреблять властью, то кара будет суровой. Атаману давали двух помощников – есаулов. Власть атамана длилась год. Преступления среди своих наказывались жестоко. Часто использовались методы, позаимствованные с разных мест. И на кол сажали за измену, воровство, трусость или убийство своего, и жилы под коленями резали по татарскому обычаю, если проступок совершался во время похода, — выбирайся потом из степи, как знаешь. Особенно болтливым порох в рот сыпали и поджигали. И в «воду сажали» — завязывали в мешок с песком и топили. Кстати, на Дону последний способ был наиболее распространен.

Объединенное вольное сообщество постепенно расслоилось на «верх» и «низ» — по промыслам и местам обитания. «Верхние» казаки, оказавшиеся в зоне влияния московских царей, в основном облюбовали для себя Волгу и Каспий, на них же позже и взвалили всю тяжесть несения пограничной службы. «Низовцы», обосновавшиеся в излучине Дона, «уселись» на «татарских землях», они больше промышляли вокруг богатого Азова, а затем, окрепнув, пиратствовали в Азовском и Черном морях.
 

Казаки
В стародавние времена казаки в жены русских женщин не брали. Как правило, ими становились захваченные в боевых походах девушки. Очень часто — турчанки. Фото: picssr.com

 
Интересная закономерность: есть на Дону такие места, где фольклорные традиции имеют те же корни, что и в российской глубинке. На Верхнем Дону, например, там, где возникли первые казачьи городки, мужские обрядные песни совпадают с песнями русских земель – от Курска и севернее, а женские – колыбельные, урожайные, свадебные – с песнями Украины, Волыни, Полесья, Польши. Словно мужчины с одного места пришли, а женщины – с другого. Но ведь не было такого, чтобы женщины в массовом порядке из Польши или Украины на Дон бежали. Скорее всего, объяснение этому вполне очевидное – женщин попросту неволили: одних казаки сами умыкали, а кое-кого у татар и ногайцев выкупали на невольничьем рынке. Не всегда же они с ними воевали!

Много славных и не очень дел на счету казаков. Но все же они показали свою силу и способность влиять на судьбу России.

Вспомним хотя бы поход в Сибирь казака Ермака Тимофеевича. О нем больше легенд, чем достоверных сведений. Людская молва гласит, что устал разбойничать тот на Волге и повел несколько сотен своих единомышленников в глухую тайгу: сначала официально нанялся на службу к купцам Строгановым в Приуралье. Первое время его казачки несли исключительно полицейскую службу – присматривали больше за рабочим людом, что горбатился на рудниках. Но 1 сентября 1581 года снялись с места казачки и подались на покорение Сибири. В короткий срок ее завоевали и привели худо-бедно в покорность территорию размером со всю тогдашнюю Россию. 

Казаки
Гуляй и пой казачий Дон! Фото: казачья-станица.рф

Сибирь оказалась не по зубам ни Строгановым, которые уже не могли полагаться на «вошедшего в силу» Ермака, ни самому Ермаку, успевшему к тому времени уже здорово «прибарахлиться». Вот и сделали обе стороны широкий жест – поклонились Сибирью русскому царю. Дескать, за это и жаловал тот казакам Дон со всеми его притоками.

Но это всего лишь красивая легенда. Ермак из Сибири не вернулся – все-таки сложил там голову. Факт остается фактом – именно в то время активно разрасталось казацкая вольница на Дону. Жизнь в тех краях стала спокойнее, новые городки худо-бедно стали жить по своим законам. Народ туда и потянулся.

Русские цари за долгую историю «общения» с казаками и земли им жаловали, и казнили их нещадно. Всякое бывало! Но казаки не раз помогали русской армии одерживать триумфальные победы — это факт известный. Они штурмовали Измаил, участвовали в Персидском походе, прикрывали тылы русской армии в войне с Наполеоном, затем триумфально прошлись по Европе… Много доблестных атаманов родила донская земля и много славных ратных дел числится за казаками. Время вносило свои коррективы во взаимоотношения казаков с центральной властью — им не удалось сохранить свою независимость. Многие казацкие обычаи живы до сих пор. Может быть, поэтому на свободолюбивый Дон любая власть всегда смотрела с опаской и уважением?

13:15 Вокруг света пешком. Россия. Дорога в Лавру 12+
13:55 Большой репортаж «Китайский театр и парча. Прошлое и настоящее» 12+
14:00 Новости 12+
14:10 Люди болот 16+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония