Ханты и манси: владыки вод, повелители оленей

15.06.2018 Олег Волгин 1
Гонки на оленьих упряжках в День оленевода. Они становятся главным развлечением для местных жителей - ханты и манси. Фото: Алексей Щукин/ТАСС.

Обские угры, проживающие в бассейнах Оби, Иртыша, Конды и Северной Сосьвы, – это ханты и манси, коми-пермяки обычно называют их югра. Место «прописки» — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Раньше угры жили охотой и рыбалкой (на севере), оленеводством (ближе к югу). Да и сегодня, в общем-то, мало изменяют заветам предков. Добычу «чёрного золота» — нефти – они оставляют пришлым…

Сейчас в Ханты-Мансийском автономном округе коренные жители – ханты, манси, ненцы, зыряне – составляют менее 1,5% населения. И всё же это – их земля, их вода, их рыба, их олени. Да и нефть, по большому счету, – тоже их…

Ханты и манси, говорящие на родственных финно-угорских языках, не чужды цивилизации. Однако, хотя на смену чумам кое-где пришли современные утеплённые палатки, а мотоциклы и «Бураны» вытеснили оленьи нарты, в городах угры селятся неохотно и редко. А зачем? Они издавна научились выживать в суровом краю при экстремальных температурах, в заболоченных низменностях, поросших в основном мхом и осокой, кедровником и лиственными лесами. Основной источник питания — дары природы.

Россия. Народности ханты и манси
Старинный способ ловли рыбы северных народов ханты и манси. Россия. Ханты-Мансийский АО. Старинные способы ловли рыбы — перетяги, мордушки, рюжи и сегодня успешно используются коренными народами округа. Конечно, в мордушку, например, не поймаешь как неводом сразу несколько сот килограммов «живого серебра». Однако и затраты на изготовление и эксплуатацию такого приспособления несоизмеримы. Нетрудно научиться сплести из ивовых прутьев мордушку, а пойманная в нее рыба, в отличие от современных снастей, остается живой несколько дней. Фото: Алексей Щукин/ТАСС

Ханты и манси — отменные рыболовы. Благо что реки Западной Сибири до сих пор богаты рыбой — лососем, нельмой и сигом. В настоящее время рыбный промысел также остаётся для этих людей одним из самых жизненно важных. Когда-то они били рыбу даже из лука — на мелководье. Но чаще всё же использовали сети и специальные снасти, которые плелись из конопли и крапивы, а затем обрабатывались настоем из черёмуховой коры — тёмно-коричневый цвет меньше заметен в воде. Мужчины ловили рыбу, женщины её готовили — вялили, сушили или солили.

Ещё не так давно ханты и манси на своих долблёнках, которые сооружались из осинового ствола, выходили на рыбалку. Это были довольно вместительные лодки, в них усаживалось до восьми человек. В некоторых поселениях такие остались до сих пор. Но их становится всё меньше и меньше.

Незадолго до начала зимы заканчивался рыболовный сезон и начинался охотничий, длившийся примерно до середины апреля, до весеннего ледохода. Ружья у ханты и манси появились лишь в начале прошлого века. Долгие века основным оружием было копьё, с которым ходили на медведя, оленя и лося. Говорят, что некоторые и сегодня придерживаются обычая пить свежую кровь животных — сразу же после того, как зверь был повержен. Считалось, что сила животного находится в его крови, она, если её выпить ещё тёплой, укрепит и силы человека. Сердце, почки, глаза, уши также поедались в сыром виде — этот обычай также имел больше ритуальное значение. Из мяса, как правило, делалась строганина. Оленье сало считалось деликатесом.

Россия. Народности ханты и манси
Команда из села Половинка на соревнованиях по гребле на обласах. Ханты-Мансийский АО. Окружные соревнования по гребле на обласах (облас — легкая лодка типа каноэ, выдолбленная из цельного куска дерева) в поселке Пойковский. Цель соревнований — популяризация национальных видов спорта среди коренных жителей ханты и манси. Фото: Алексей Щукин/ТАСС

До появления огнестрельного оружия ханты и манси охотились на птицу с луком. К стрелам прикреплялись перья хищных пернатых — орла или ястреба. Когда они запускались в небо, то издавали в полёте характерный звук, который вынуждал уток реагировать соответствующим образом — они стаями садились на воду, где их уже и поджидали охотники.

Скотоводством эти народности практически не занимались — небольшое количество одомашненных животных было лишь у хантов, проживающих на юге. Северные угры в основном промышляли оленеводством — разводить оленей они научились у ненцев, правда, в отличие от последних, поголовье этих животных не доводилось до больших стад. Примечательно: манси, кроме оленей, имели в своём домашнем хозяйстве и лошадей, а вот ханты выращивали больше собак, которые, в частности, и служили им основным средством передвижения. Оленьими шкурами подбивались и лыжи, на которых ханты и манси ходили на охоту по снегу.

 Почему-то многие из тех, кто хоть немного знаком с культурой и обычаями этих народностей, считают, что основным их жилищем был чум — четырёхугольная каркасная постройка, покрытая чехлом из оленьих шкур, с конической крышей. На самом деле это верно лишь отчасти, поскольку в таких относительно лёгких и мобильных сооружениях проживали в основном оленеводы, которым приходилось кочевать вместе со своими стадами. Те же ханты и манси, которые вели полукочевой образ жизни и были привязаны к тому или иному промыслу, строили на зиму деревянные избы — невысокие срубы с односкатной или двускатной крышей. Планировке дома особого внимания не уделялось.

Россия. Народности ханты и манси
Музей под открытым небом в поселке Варьеган. Россия. Ханты-Мансийск. Жилища и хозяйственные постройки ханты и ненцев, живущих в здешних местах, предметы быта, одежда и многое другое собраны в музее под открытым небом. Все здесь как на настоящем стойбище: в печи можно печь хлеб, в чувале готовить еду. Как это делается, покажут гостям жители поселка. Фото: Алексей Щукин/ТАСС

Кстати, ханты рыли для жилья и землянки, и полуземлянки, которые укреплялись деревянными столбами. Сверху на всю конструкцию укладывалась обрешётка из жердей, на неё затем клались ветки и дёрн. Отапливались такие помещения при помощи чувала — традиционного очага. Нары для отдыха устанавливались по периметру землянки.

Сегодня народа ханты в России проживает чуть больше 20 тыс. человек, а манси и того меньше — его численность не дотягивает и до 10 тыс. человек. И те, и другие считаются православными, но на самом деле большинство семей и поныне придерживается традиционных языческих верований, которые пришли к ним из глубины веков от предков.

Интересный факт: у многих народов ворона считается не очень хорошей и чистой птицей, но только не у угров, которые уверены, что её крики будят природу после долгой зимы. Вороны, прилетающие на Север первыми, извещают, как считают ханты и манси, о приближении тепла, ассоциируются с возрождением жизни, поэтому их и стали почитать как покровителей детей и женщин. В честь ворон даже устраивается несколько праздников, во время которых не только варится специальное угощение — саламат, густая каша, но и проводятся всевозможные кукольные представления. Куколки вырезаются из дерева, во время праздника, когда начинается, собственно, сам «спектакль», их привязывают к пальцам ног человека, который, двигая ими попеременно, приводит фигурки в движение и при этом общается со зрителями разными голосами. Представление также сопровождается песнопениями «артиста».

Россия. Народности ханты и манси
Для народа ханты медведь — хозяин тайги, желанный трофей любого охотника. Россия. Ханты-Мансийский АО. Для народа ханты это еще и священный зверь. После добычи зверя охотники проводят ритуал «медвежьи игрища», чтобы примирить душу убитого медведя и охотника. На снимке: охотник Владимир Каюков с сыном Ильей обрабатывают шкуру добытого зверя. Фото: Алексей Щукин/ТАСС

Однако самое почитаемое у ханты и манси торжество — это, безусловно, Медвежий праздник. Медведь для угров — сын главного божества Торума и богини-прародительницы Калташ. Именно медведь является хозяином тайги, устанавливает в ней свои порядки и вершит справедливость. Когда медведя заваливали во время охоты, то после в его честь в поселении обязательно устраивался праздник — словно люди извинялись за то, что отняли у животного жизнь. Кульминация праздника — проведение определённых обрядов. Непременно исполнялись ритуальные танцы с поеданием медвежатины — во второй половине ночи, когда душу зверя «отправляли» на небо. Считалось, что если всё сделано правильно, то в новом сезоне охотникам будет сопутствовать удача.

14:45 Вне зоны. Кяфарское городище 12+
15:00 Китайская панорама 12+
15:10 «Прорыв: 1950» Телефильм. 44 серия 16+
16:00 Новости 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония