Цаатаны: исчезающие во времени
24.01.2019 Олег Мироненко 1Действительно, сохранность этой культуры уже давно находится под большим вопросом — цаатанов с каждым годом становится все меньше и меньше. Еще совсем недавно людей этого племени насчитывалось более тысячи человек, а сегодня их уже менее трехсот.
Добраться до тех мест, где обитают цаатаны, невероятно трудно. Если попасть в небольшой монгольский городок Мурэн довольно просто, то дальше начинается настоящее приключение: придется около двух дней колесить по грунтовой дороге до национального парка Цагаан-Нуур в предгорьях Хангая, где, кстати, расположены одноименное озеро на высоте более 2 тыс. метров и вулкан Хорго Уул. Затем нужно потратить еще, как минимум, полдня, чтобы пробраться сквозь сибирскую тайгу на лошадях к месту стоянки цаатанов. Как правило, без сопровождающего из представителей племени на конечном отрезке пути не обойтись. И только тогда можно будет попробовать окунуться в жизнь самой, наверное, малочисленной этнической группы людей на нашей планете.
Фото: fodors.com
Цаатанов скорее услышишь, чем увидишь: задолго до того, как глаза обнаруживают жизнь, по всей таежной округе раздается душераздирающий вой электропил — это маленький, но гордый народ валит могучие деревья. За это цаатанов и недолюбливают защитники природы, возмущенные неконтролируемой вырубкой лесов.
Впрочем, это «лесорубство» очень сильно раздражает и монгольские власти. И они обеспокоились тем, что после себя племя оставляет «негативный экологический след». Но «угомонить» непослушных людей пока не получается — цаатаны обустраивают свою жизнь так, как привыкли, как это делали их предки, жившие, нужно отметить, не всегда в большой дружбе с природой. Впрочем, сами цаатаны с подобными выводами категорически не согласны.
Фото: svpressa.ru
Бригада цаатанов-лесорубов кочует, расчищая одну поляну за другой. Везде строятся типи — палатки с конусообразными крышами, напоминающие индейские вигвамы. Выжить в этом регионе непросто, поэтому деревья нужны прежде всего для получения тепла, на дровах готовится пища, а у костров люди греются в лютые холода, которые в тамошних местах стоят лютые. Цаатаны ничего не выращивают, их жизнь вертится вокруг разведения оленей. Животным нужен мох для пропитания, поэтому оленеводы находятся в постоянном движении, оставляя после себя выжженные пространства. И менять в своей жизни они ничего не хотят. Они не любят, когда им предлагают изменить некоторые из обычаев. Поэтому и заходят в заповедные зоны — и рубят, рубят деревья. Власти лишь разводят руками, ведь Монголия — одна из тех стран, где очень низкая плотность населения, спрятаться в горах на севере просто — да и сам густой лес является идеальным укрытием.
Цаатаны, в свою очередь, очень раздражены тем, что им пытаются запретить охотиться, ведь они испокон веков занимались этим занятием. Не разрешено им по целому ряду причин и торговать олениной, поэтому рацион питания племени довольно однообразный. Главные охотничьи трофеи — кролики, волки и лисы, утверждают цаатаны, но власти им не верят, полагая, что те убивают также и снежного барса, рысей, медведей и горных баранов, которые занесены в Красную книгу.
Фото: christopheboisvieux.com
Как бы там ни было, но постепенно жизнь племени меняется в соответствии с реалиями времени — у кочевников появились солнечные батареи, с помощью которых они научились вырабатывать тепло и получать электроэнергию. Теперь в типи есть даже телевизоры, вокруг которых любят собираться все члены семьи. Еще не так давно для своих жилищ цаатаны использовали лишь шкуры диких зверей, но в настоящее время им на смену приходят пластик и непромокаемые ткани. Однако аборигены наотрез отказываются использовать навоз и уголь для обогрева.
Тем не менее, цаатанам не нравится, когда говорят, что они оказывают плохое воздействие на экологию — по их мнению, они всегда жили в гармонии с природой, а теперь, мол, сами находятся под угрозой исчезновения. По их словам, еще не так давно они могли свободно перемещаться по территории России. Так испокон веков делали их предки, однако после Второй мировой войны кочевники испугались, что из будут призывать в армию — поэтому, дабы избежать призыва юношей, перестали заходить на российскую территорию. После войны пересекать границу стало труднее — вот и решили предки цаатанов поселиться на монгольской территории. Так что, владения, по которым привыкло передвигаться племя, значительно сузились.
Фото: svpressa.ru
Также цаатаны очень недовольны тем, что в 2011 году был создан заповедник Тенгиз-Шишгид — это были как раз те территории, где они привыкли жить и охотиться. В настоящее время все усложнилось, кочевников сурово наказывают за нарушение этого табу.
Между тем, власти Монголии в 2014 году приняли закон о защите культурного наследия. Цаатаны было вздохнули с облегчением, ведь они надеялись снова получить право заниматься своим любимым делом — охотой. Но зря радовались — в законе оказалось столько ограничений, что у мужчин племени отпала вся охота охотиться. Совсем недавно монгольские власти решили выплачивать цаатанам каждый месяц пособие в размере 55 евро — так сказать, компенсацию за всевозможные ограничения. Но в племени все равно недовольно ворчат — дескать, прожить на эти деньги невозможно и одному человеку, а как содержать семью? Многие уже уверены, что очень скоро племя цаатанов исчезнет вовсе, ведь в настоящее время в нем живут в основном старики и дети, а работоспособные соплеменники уезжают в города на заработки. Вернутся ли они обратно — большой вопрос, хотя некоторые члены этой этнической группы все еще верят в чудесное возрождение племени, уверяют, что жить в городе не хотят. Да и что им там делать-то без образования. Остается лишь проводить время на лоне природы.
Фото: nat-geo.ru
Некоторые из цаатанов пытаются осваивать новые для себя ремесла, чтобы получать реальный доход. Кто-то считает, что туризм поможет племени выжить — правда, пока этот род деятельности находится в зачаточном состоянии, но некоторые оленеводы-лесорубы верят в его перспективы, считая туристическую отрасль альтернативой натуральному хозяйству: «А вдруг люди начнут приезжать со всего мира, чтобы посмотреть, как мы живем?» Они готовы предоставлять путешественникам свои типи и проводить для них экскурсии по тайге, взимая за это небольшую плату. К тому же, некоторые поделки из оленьей кости могут стать великолепными сувенирами.
Уже сегодня среди цаатанов стало модно подбираться поближе к туристическим местам Монголии. Например, прибыть летом со своими оленями в популярный туристический район у озера Хубсугул, которое считается одной из природных жемчужин Монголии. Сделал совместное фото — плати, хочешь прокатиться на оленях — снова плати. Просят совсем немного, и большинство туристов не отказывает себе в таком удовольствии. Но это всего лишь один из способов выживания. Культура цаатанов все равно умирает. Может статься, что цаатаны уже очень скоро превратятся в часть «человеческого музея», как это случилось с некоторыми этническими меньшинствами соседнего Китая и Юго-Восточной Азии.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.