Тибетские и монгольские ламы стали появляться к востоку от озера Байка еще в середине XVII века. Чаще всего они обживали места, примыкающие к монгольской границе. Там и строились первые на юге Восточной Сибири дацаны — религиозные буддийские центры, которые позже стали появляться и в других районах Бурятии. Довольно быстро буддизм приняло большинство местного населения.
Буддизм в Бурятии развивался в канонических рамках школы «гелугпа». Эта традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики была основана в Тибете ламой Чже Цонкапой во второй половине XIV – начале XV веков. В ней издавна огромное внимание уделялось монастырскому образованию. Особенно бурятские буддисты поднаторели в области философии, также они прекрасно разбирались во многих аспектах медицины. Причем высокие образовательные стандарты не только тщательно поддерживались, но и активно развивались монашеской братией от поколения к поколению. Однако официально бурятские дацаны стали оформляться лишь в начале XIX века.
Примерно так выглядел Анинский дацан в 1930-е годы. Фото: pastvu.com
В «Уложении 1823 года одиннадцати хоринских родов» говорилось о том, что ламам и хуравакам (ученикам) не следует обучаться в улусах, а нужно посвящать себя учению Будды исключительно в дацанах, где предписывалось жить на собственные средства. Однако ламы, имеющие соответствующий опыт и компетенцию, должны были преподавать бесплатно, не заставляя своих учеников работать на себя.
Так было примерно до Октябрьской революции 1917 года. Бурятские буддисты получали медицинские знания, которые они черпали в том числе и из древних сутр. Все ламы Бурятии, кстати, их должны были помнить чуть ли не наизусть. Обучение монахов начиналось примерно с десятилетнего возраста, а заканчивалось где-то к 25 годам. Аттестация проходила после «полного изучения ими книг, читающихся при дацанских богослужениях». Как правило, в каждом дацане были свои живописцы и переписчики старинных произведений – они-то и давали рекомендации наиболее талантливым ученикам.
Буддизм очень быстро распространился в Бурятии. Фото: bgtrk.ru
Медицина и астрология – основные практические дисциплины, которые преподавались бурятским буддистам в дацанах, однако врачевать разрешалось лишь тем монахам, которые полностью изучили «четыре Тантры», основной трактат по медицине, и практическое руководство «Лхантаб».
Астрология бурятских монахов впитала в себя учения, практиковавшиеся в Индии, Китае и Монголии, а также в Иране и некоторых других странах. В результате появилась уникальная по богатству и многообразию применяемых методов астрологическая система, которая, к слову, и сегодня оказывает заметное влияние на жизнь бурят. Но если не было изучено основное пособие – «Вайдурья Гербо («Белый берилл»), составленное Десридом Санжеем Жамсо, то заниматься астрологической практикой было нельзя.
108 дуганов Анинского дацана. Фото: o-buddizme.ru
Бурятские астрологи рассчитывали благоприятные и неблагоприятные периоды для различного рода деятельности. В частности, они вычисляли, какое время наиболее способствует выполнению того или иного ритуала, посвященного божеству, духу и т.д. Астрологи играли очень важную роль в жизни бурят – именно они зачастую и выносили вердикт о том, подходят ли супруги друг другу. Также они предсказывали время и причины смерти человека, «предписывали» количество детей в семье, способы захоронения и ритуалы, которые сопровождали погребения. Не говоря уж, например, о таких «мелочах», когда и как нужно принимать лекарства, совместимы ли друг с другом врач и пациент.
…Однажды, в конце XIX века, в окрестностях Анинского дацана появилась несколько странная женщина, которая поселилась неподалеку — в селе Алан. Она регулярно посещала монастырь, была очень набожной – до такой степени, что местные жители стали шептаться, что дама приехала в эти края замаливать грехи, потому что нажила свое состояние якобы неправедным путем. Откуда она прибыла – никто толком не знал, но поговаривали, что из Санкт-Петербурга. Как бы там ни было, но подношения монастырю эта женщина делала знатные: на ее деньги вокруг дацана установили нарядные зеркала в позолоченных рамах, отремонтировали храм и даже возвели новые постройки. Незадолго до Октябрьской революции дама приобрела для Анинского дацана в Монголии тысячу маленьких бронзовых статуэток Будды, покрытых сусальным золотом. Они стали настоящим сокровищем дацана – его талисманом и высшей ценностью. Их тщательно берегли, но в 1930-х годах наступили лихие времена – советская власть начала свой «крестовый поход» и против буддистов.
Буддийский монах в Бурятии. Фото: turbna.ru
Лам арестовывали чуть ли не всех поголовно. Тогда в Анинском дацане собрался тайный совет, на котором было принято решение спрятать монастырские святыни. Просто удивительно, что они еще сохранились к тому времени! Прятать реликвии помогала сама дарительница Будд – к тому времени уже очень пожилая женщина. В благом деле ей помогала молодая служанка. Статуэтки тщательно упаковали и зарыли в землю в специально сооруженном тайнике. Монахи сотворили молитву, тем самым установив магическую защиту, дабы непосвященные не смогли добраться до сокровищ. Вскоре настоятеля арестовали – больше его никто не видел. Казалось, вместе с ним и со старой женщиной умерла и тайна сокрытого в Анинском дацане. Дело в том, что и других монахов, которые знали о тайнике, поджидала та же печальная участь – все они «растворились» на просторах ГУЛАГа или были расстреляны.
Однако местные старики верят до сих пор, что именно святость 1000 тайных Будд долгие годы охраняла Анинский дацан. И правда: через территорию монастыря несколько раз пытались проложить автомобильную трассу, но всегда что-то мешало строительству — то морозы жуткие, то проливные дожди. В конце концов автострада прошла в стороне от монастыря.
Бурятия. Дацан. Фото: адомалучше.рф
Неожиданно оказалось, что одна из ниточек, ведущих к кладу, осталась еще на этой грешной земле. В революционной сумятице и в годы чистки все забыли про помогавшую своей набожной госпоже служанку. Благочестивая женщина прожила весьма долгую жизнь, но даже родному сыну не поведала о лежащих под спудом святынях. И лишь в 2003 году, пребывая на смертном одре, уходящая в мир иной поделилась своим секретом с остающимися жить. Монахи Анинского дацана были очень удивлены, когда к ним пришел человек, не только рассказавший о кладе, но и указавший на место, где он предположительно спрятан.
Медлить с раскопками не стали. Сначала монахи провели молебен – хурал, а затем обязательные ритуальные обряды – с земли была снята магическая защита, а сама она освящена. Далее настала очередь особого буддистского чина освящения, который, в свою очередь, защищал от проклятия людей, участвующих в раскопках. Так были найдены статуэтки Будд, правда, далеко не все: сначала обнаружили 200 позолоченных фигурок, а затем нашелся еще один сверток со 150 статуэтками. Но 650 фигурок пока числятся пропавшими. Монахи до сих пор держат в строгой тайне место клада – все еще надеются отыскать утраченные реликвии.
Сегодня найденные статуэтки выставлены на алтаре Анинского дацана. Фото: horlib.narod.ru
Сегодня найденные статуэтки, высота каждой из которых составляет менее 10 сантиметров, выставлены на алтаре Анинского дацана стройными рядами. Они чем-то напоминают игрушечную армию. Внутри каждого Будды есть малюсенький молитвенный барабанчик, в котором спрятан листок лекарственного растения. Барабанчик призван аккумулировать светлую энергию, а листочки растения – отгонять злых духов.
Все фигурки практически одинаковы – Будда сидит в позе лотоса, меняется только положение его рук. Всего пять жестов приходится на 350 статуэток. Но каждый из них, согласно буддийским верованиям, имеет сакральный характер. Так, жест созерцания – это когда большие пальцы рук образуют треугольник, символизирующий три самых больших ценности буддизма – самого Будду, его учение и общину. Когда Будда своей правой рукой прикасается к земле – это означает его победу над царем демонов. Поднятая вверх ладонь — признак бесстрашия…
Удивительное дело, но когда фигурки Будд нашлись, то местные жители стали массово заявлять, что у них стали исчезать многие недуги. Так ли это на самом деле или нет — трудно сказать. Но главное ведь что? Вера! Не правда ли?