Андрей Крайний: «Странам ЕАЭС следует отдать приоритет развитию железнодорожных перевозок»

07.06.2018 1
Андрей Крайний. Статс-секретарь Евразийского банка развития. Фото: Большая Азия

— Андрей Анатольевич, Евразия – это гигантские расстояния. Как их дешевле преодолевать на поезде или на автомобиле?

— Странам ЕАЭС следует отдать приоритет развитию железнодорожных перевозок и в меньшей степени ориентироваться на использование автомобильного транспорта. Этот тезис уже не раз звучал на профильных конференциях, форумах, совещаниях, и эксперты единодушно сходятся во мнении. А в таких странах, как Казахстан и Россия с гигантскими географическими пространствами, грузовые автомобильные перевозки однозначно уступают в своей эффективности железнодорожным.
Собственно, поэтому инфраструктурные усилия стран ЕАЭС сосредоточены прежде всего на железнодорожном транспорте. Однако, обозначившийся теперь трансъевразийский транзит упирается в неповоротливость европейских коллег. К такому выводу пришли специалисты Центра интеграционных исследований нашего банка. Одно из самых острых инфраструктурных ограничений — недостаточные пропускные и перерабатывающие мощности польских железных дорог, включая пункты пропуска на белорусско-польской границе. Наиболее интенсивный трафик контейнерных поездов характерен для погранперехода Брест (Беларусь) — Малашевиче (Польша). Через него проходят практически все маршруты, связывающие Китай и ЕС. С учетом текущего состояния инфраструктуры, локомотивного и вагонного парков в Польше существенный рост контейнеропотока через переход Брест — Малашевиче видится чрезвычайно проблемным. Уже сейчас вместо согласованных 14 составов в сутки польская сторона принимает всего 9–10.
Изменить сложившуюся ситуацию мы не в силах, поэтому сегодня Евразийский банк развития сконцентрировался на иных проектах в этой сфере. Только в ходе прошедшего Петербургского международного экономического форума в подписанных документах зафиксированы три потенциальных объекта инвестирования.

Основные трансъевразийские коридоры
Основные трансъевразийские коридоры. Иллюстрация предоставлена сайтом ritmeurasia.org

— Расскажите о них поподробнее.
— Во-первых, это проект Северного широтного пути на участке «Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево». Он предусматривает реализацию мероприятий по модернизации и строительству железнодорожной инфраструктуры в северном широтном направлении общей протяженностью около 498 км, соединяющего Северную и Свердловскую железные дороги.
Северный широтный путь будет являться элементом единой арктической транспортной системы, которая обеспечит освоение природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны и шельфа арктических морей. Проект также обеспечит значительное сокращение, — до 1000 км, — протяженности транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей.
Реализация этого проекта будет способствовать решению проблемы перегруженности существующего южного маршрута, выходящего на Транссибирскую магистраль.
Таким образом, пропускная способность участков обеспечат к 2025 году беспрепятственную транспортировку дополнительных объемов грузов в размере 23,9 миллионов тонн.
Инициатором проекта, а также ответственным за его реализацию и координацию, является РЖД. По их оценкам общая стоимость проекта составляет по оценкам РЖД около 235 миллиардов рублей. Планируемый срок ввода в эксплуатацию  — 2022 год. Мы готовы участвовать в софинансировании проекта с партнёрами.

— Есть ещё более известный проект – высокоскоростной магистрали, первой в России.
— Да, речь идёт о высокоскоростной магистрали «Москва-Казань», который в последствии станет частью магистрали «Евразия». Он предусматривает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань. Протяженность маршрута магистрали Москва — Казань составит 770 километров, максимальная скорость движения — до 400 километров в час. Дорога пройдет по территории семи субъектов России. Общая стоимость проекта составляет по оценкам РЖД около 1,5 триллиона рублей. Планируемый срок ввода в эксплуатацию  — 2023 год. Мы готовы софинансировать проект, в том числе, путем участия в акционерном капитале специальной проектной компании — концессионера. Банк планирует предоставлять долговое финансирование, готов участвовать в привлечении финансирования от международных инвесторов, выступать в роли финансового консультанта и расчетного банка.

— И третий проект…
— Это «Белкомур» —  Белое море — Коми — Урал, Это проект строительства железнодорожной магистрали, которая соединит Архангельск, Сыктывкар и Соликамск. Идея, прямо скажем, не новая, она возникла еще в 1930-е годы. Железная дорога должна была напрямую соединить регионы Сибири и Урала со стратегическими предприятиями на севере СССР и выйти в порт Архангельск. Сегодня «Белкомур» – это комплексный проект промышленного и инфраструктурного развития Севера и Урала России, основой которого является строительство железнодорожной магистрали Соликамск-Сыктывкар-Архангельск протяженностью 1 161 км. Её пропускная способность составит до 35 миллионов тонн грузов в год. Наш банк намерен обеспечить финансирование проекта в объеме 278 млрд рублей. Для этого банк может организовать синдикат. Соглашение об этом было подписано с ОАО Межрегиональная компания «Белкомур» в ходе ПМЭФ-2018.

4:10 Кругосветка с Педро. Южная Корея. 16+
5:00 Новости 12+
5:10 Гималаи. Часть 1. Земля снежного барса 16+
6:00 Китайская панорама 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония