Анастасия Лихачева: «ЕАЭС — это интеграционное объединение с внутренней и внешней повесткой»

30.11.2020 ИАЦ МГУ 1

Организатором мероприятия выступил Информационно-аналитический Центр МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ) | Ia-centr.ru при поддержке Фонда президентских грантов.

Как таковой общей определенной стратегии у Евразийского экономического союза нет, мы не найдем соответствующего официального документа. Однако это совершенно не означает, что ЕАЭС не имеет собственного целеполагания и позиционирования на международной арене.

Сегодня ЕАЭС представляет себя как исключительно экономическое объединение, есть четкое дистанцирование от неэкономических проблем и пространств для диалога, что по большей части связано с вопросами гуманитарной сферы. Для этого есть вполне понятные причины, так как гуманитарная сфера наиболее чувствительна в восприятии государственного суверенитета. 

Однако даже деятельность экономического объединения имеет свой эффект или напрямую воспринимает угрозы из таких сфер как: экономическая безопасность, гуманитарная безопасность в странах – членах ЕАЭС, – что непосредственно и продемонстрировал нынешний кризис. 

Какие же у ЕАЭС возможные партнеры в сегодняшних реалиях? 

Во-первых, это третьи страны, заинтересованные в сотрудничестве с союзом, но без интереса к членству в организации. Страны, с которыми заключаются соглашения о Зоне свободной торговли, с кем можно непосредственно торговать.

Во-вторых, это потенциальные члены ЕАЭС, которые получают статус наблюдателя, способные сразу стать членом объединения, что было продемонстрировано на примере Кыргызстана и Армении в период быстрого транзита. На сегодняшний день статусом наблюдателя обладает Молдова, однако вопрос статуса актуален и для Узбекистана, Кубы и Монголии.  

Однако здесь необходимо четко разделять категорию намерений и категорию реальных эффектов на международное взаимодействие объединения и стран. 

Интересно, насколько страны-наблюдатели готовы имплементировать законодательство ЕАЭС. Это и стандарты, и сертификаты, иные положения – широкое поле в нормативной базе для стран-наблюдателей. 

Отдельным партнером можно назвать другие интеграционные объединения – это МЕРКОСУР, АСЕАН, Африканский союз и иные. С ними ЕАЭС имеет определенные формы взаимодействия: меморандумы о взаимопонимании, разговоры о перспективах совместной Зоны свободной торговли – как с АСЕАН, однако данная перспектива не разработана до конца. 

Занимательным выглядит и взаимодействие ЕАЭС с Европейским союзом, который ранее не замечал евразийского объединения и всячески дистанцировался от него. На сегодняшний день определенный официальный диалог присутствует, он связан с текущей кризисной ситуацией и направлениями ее решения, но все эти контакты работают формально, нежели как проектные инициативы. 

К иным партнерам ЕАЭС относятся международные организации, самым интересным примером является, наверное, ВТО. С учетом того, что не все страны ЕАЭС входят в ВТО, а нормы ВТО для них заложены в работу союза. Это интересно, так как ВТО находится в кризисе: управленческом, в кризисе института арбитража, то есть разрешения споров. Страны ЕАЭС все чаще – под «огнем» тех самых торговых войн и ограничений, которые в перспективе необходимо было бы обсуждать ВТО, но в силу отсутствия достойной представленности ЕАЭС в самой организации, этот инструмент пока не работает. 

Отдельной категорией для обсуждения является бизнес-представительство тех, кто непосредственно и создает экономическую интеграцию в союзе: компании, экспортеры и импортеры в их международной составляющей, ассоциации, национальные институты.

Таким образом, можно определить ЕАЭС как интеграционное объединение с внутренней и внешней повесткой, где данные векторы тесно взаимосвязаны. 

18:10 «Охота на лис». Телесериал 16+
18:55 «Вопросы мудрецу». Документальный фильм 12+
20:00 Китайская панорама 12+
20:07 Вокруг света пешком. Китай. Кора вокруг горы Кайлас 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония