Альфиз Сабиров: «Я понимаю бронзу, и она меня понимает»

21.09.2021 Пресс-центр Государственного музея Востока 1
Фотографии предоставлены пресс-центром Государственного музея Востока

Художник создал собственную мифологию, подробно разработанную и воплощенную во множестве образов. Это мир богов и воинов, восточных принцесс, животных-тотемов, рожденных воображением художника.

— Если обратиться к публикациям, мы узнаем о вас, как о скульпторе. Однако, на выставке в музее Востока зрители видят не только скульптурные формы, но и графику и даже ковры. Считаете ли вы себя именно скульптором. Что для вас значат другие виды изобразительного искусства – дополнение, эксперименты? Или каждый вид искусства, к которому обращаетесь, одинаково важен?

— По форме мышления я скульптор. И что бы я не делал, рано или поздно я стал бы скульптором. Да, кроме скульптур есть и ковры, графика, ювелирные работы. Для меня это прежде всего возможность изучать новое, находить в известных вещах их новые грани. Скажем, для меня сочетание скульптуры и ковров — это новая форма смыслов, органичное соединение традиций и современности. Поскольку человек всю жизнь учится, каждую минуту получает опыт, и для меня характерно задавать себе вопрос «Как это будет?». Сочетание разных видов искусства, различные эксперименты и новые ходы в области скульптуры позволяют получить жизненный опыт, размышлять, воображать, искать. Естественное положение дела, как в жизни. Такие работы для меня всегда важны, чего стоят те же ковры. Перед тем как приступить к воплощению идеи, я долго изучал искусство ковра, традиции. Тысячи узлов шерсти (шёлка) — особый код, сотворённый руками мастеров. 

— Вы работаете в бронзе, гипсе. Вероятно, бронза – ваш любимый материал? Почему именно бронза?

— В бронзе вся мощь и сила многих эпох. И этот материал для меня абсолютно понятный, как будто я знаком с ним многие тысячелетия. Это тот материал, в котором чувствуется веяние времени, прошлого в первую очередь. Если говорить просто — я понимаю бронзу, и она меня понимает. Бронза позволяет изобразить мой мир, легенды и мифы, так, как я их вижу. И ещё работа с бронзой — всегда вызов, вызов себе, всегда стоит вопрос «получится ли задуманное?», поскольку материал сложный. Но, как мне кажется, в любом случае с ним можно «договориться». С помощью бронзы можно показать твёрдость камня и текучесть воды.  

— С чем связана тюркская тематика вашего творчества? Почему именно древняя история так привлекают?

— Я воспитывался в татарской семье. Для меня — это моя история, мои воспоминания. В моих работах отражены в той или иной степени всё услышанное, увиденное в детстве и сейчас, в них же история древности тюркских народов и не только. Условно говоря, это микс состоящий из разных эпох, культуры народов/цивилизаций, детских воспоминаний и воображения. Древность меня привлекает из-за тайны, её глубины. 

Музей Востока Мальчик с мечом. 2009 г. Бронза, литье. 9х6х2 см. Собственность автора.jpg

— «Аю бала» – так названа выставка. Такое название имеют несколько экспонатов в экспозиции. Что означает это словосочетание?

— В основе названия скульптуры тюркские слова. Слово «Аю» означает «медведь», «бала» — «ребёнок». В этой работе символ ребенка, который находится под защитой. Медведь как сильное животное, хранитель. Ребёнок будто окутан панцирем, бронёй. В детстве я часто слышал от родителей, бабушек и дедушек фразу: «Будь сильным как медведь». Во многих семьях из поколения в поколение повторяются эти слова. С самого детства ребенок наделяется защитой, он «программируется» родителями.

— Какие работы и темы особенно любимы?

— Для меня, конечно, в основе всего на данный момент находится скульптура «Аю бала». Тема связи поколений — одна из основных тем. Не менее интересные темы детства, например, самая первая работа «Мальчик с мечом». Тема женщины, плодородия, здесь можно вспомнить скульптуру «Принцесса». Тема времени, ценности жизни, образы воинов, мифических животных, интересно всё. Особенно ценны для меня новаторские работы, например, «Архаическая улыбка. Голова богини Сау», где наравне с бронзой используется помада. Большое внимание к работам, где есть тема силы, силы внутренней в первую очередь. 

— Среди экспонатов можно увидеть и тяготеющие к реализму, и полуабстрактные формы. Барс Табар, Небо, Бессонница, Закат – это скорее пластическая передача эмоции. Что за эмоции передают эти работы, какова их природа?

— Как мне кажется, эти образы есть внутри у каждого. Мы все также куда-то направляемся/идём (в будущее, сквозь прошлое). Мы также живём под небом. Всех нас тревожит бессонница, временами, в нашей голове каждое время рождаются мысли. Каждый день наблюдаем закат, и ждём рассвет. В общем, эти работы про каждого. В них окружающий нас мир, в них сама природа, они (работы) сами олицетворение того времени, в котором мы живём, и в которых жили. К примеру, две работы — «Барс Табар 2» — символ связи и триединства времени, олицетворение стихии, идущий, в дословном переводе «найдёт». И скульптура «Бессонница» — бессонница в образе ската, поверхность которого усыпана глазами, неусыпное бдение мысли, волнообразная поверхность словно вода, захватывает всё на своём пути. 

Музей Востока Альфиз Сабиров 2.jpg

— В названиях работ вы используете слова с тюркскими корнями. Они звучат загадочно. Некоторые слова вы видоизменяете, есть и выдуманные вами названия, да и сами персонажи. Например, Кэмешташтан – что это за бык с золотыми рогами? Или привлекающая своей архаической улыбкой и ярко красной помадой богиня Сау – что за легенда связана с этим персонажем?  

— «Кэмешташтан» в дословном переводе — «из серебряного камня». За основу взята вымышленная история. Это бык в «зелёной» патине, с золотыми рогами. Вероятно, у него есть особая задача, возможно он хранитель чего-то ценного. Это предстоит узнать зрителю. Многие названия работ имеют тюркские слова. Тем самым я веду поиск, и уже в основе скульптуры и образа задаётся код. В общем эти слова как открытые двери шкафа, зайдя в этот шкаф можно попасть в «Нарнию». Незнакомые, но таинственные слова ведут нас в новую историю, и открывают много интересных фактов, тусуются образ. Например, работа «Балла», как мы уже знаем «бала» это «ребёнок», здесь образ слегка видоизменяется, добавляется вторая «л», тем самым появляется певучесть. Или к примеру, название скульптуры «Туузан» где изображён конь. «Тузан» с тат./тюрк. «пыль». Вторая буква «у» будто добавляет определённой силы и мощи, будто слышен грохот копыт, слово словно мантра, и к тому же, возможно, это имя личное образа. 

«Богиня Сау» одна из загадочных работ для меня. Столько вопросов. Интересно её происхождение. История здесь следующая. Однажды, давным-давно после нас, скажем это 3022 год, при раскопках городища Ур Ман археологи нашли бронзовую голову. Позже было установлено, что изображает она Богиню Сау. После следующих исследований было установлено, что её губы были покрыты красным пигментом, позже было установлено, что это помада. Был восстановлен образ женщины того периода… О чём эта вымышленная история? Для меня — о ценности жизни, о том, что такое прошлое и что такое настоящее/будущее, о том какие нормы, правила. А слова Сау, Ур Ман нам предстоит узнать, как и многое другое. 

— Судя по экспонатам, представленным на выставке в музее Востока, вы комфортно чувствуете себя и в малых, и в довольно крупных формах. Мелкая пластика близка ювелирному искусству, более того, на выставке мы видим кольцо «Аю бала». Ряд совсем небольших изделий, таких, как серия «Артефакты» тоже можно представить себе, как украшения, например, в виде подвесок-кулонов. Планируете ли в дальнейшем развивать ювелирное направление в своем творчестве?

— Да, это мне давно интересно. Более того зрителям очень нравится. Мелкая пластика позволяет сконцентрировать образ, идёт работа над стилизацией, и это даёт свой опыт и результат. Я с большой радостью делаю работы в малых формах. К тому же всегда интересно представить тот или иной образ в виде кольца или подвески, допустим. В дальнейшем точно будут новые кольца, запонки, подвески и много интересного. 

Музей Востока Единорог из нашей деревни. 2010 г. Бронза, литье. 9х20х12 см. Коллекция ....jpg

— Некоторые скульптурные композиции можно представить себе в большом размере, вплоть до городских скульптур. Возникали ли у вас мысли попробовать себя в масштабных формах в городе?

— Я часто слышу мнение, что в городской среде, на улицах городов эти скульптуры отлично смотрелись бы. Бывают такие случаи, что, сперва увидев фотоиллюстрации скульптур, некоторые думают, что это 4-5 метровые работы. Мысли о выходе в город есть давно. Несколько раз мне предлагали, но такие предложения неинтересны, поскольку просили работы несвойственные моему стилю и мировидению. Сейчас параллельно с другими работами я веду поиск образа, работаю над эскизами городских скульптур. Есть несколько предложений и идей на счёт этого. Задача сделать современную скульптуру.

— Неожиданным для зрителей стал интерактивный экспонат – духи. Как возникла идея их создания? Какие элементы, ноты, формирующие аромат, смогли отразить замысел?

— Про скульптуру, форму хочется рассказывать. Каждый по-своему воспринимает информацию, окружающий его мир. Есть визуалы, аудиалы, кинестетики, дискреты. Духи позволяют дополнить мир бронзовых образов новым содержанием. Таким образом скульптура воспринимается через обоняние, через аромат духов. Да вообще это здорово, когда есть возможность испытать эмоции не только через визуальный ряд. Аромат духов «Принцесса» выполняет здесь особую функцию. Он создан на основе одноимённой скульптуры. То есть очень тесно одно вплетено в другое. Насколько мне известно, про эти духи уже ходят легенды, настолько они всем понравились. В основе аромата «Принцесса» весенний цветок, тюльпан. В то же время хотелось, чтобы ощущались ветер, тёплая земля, ковыль, закат в степи. И мне кажется, что работа парфюмера отражает замысел. Когда ветер разнёс семена бутона по земле и каждую весну эта земля пробуждается, новый цикл, возрождение. Ковыль на ветру, закат, и снова новый рассвет.

Медиаресурс «Большая Азия» является официальным информационным партнёром Государственного музея Востока.

 

11:30 «Чайная культура. Чайный путь» Документальный фильм 12+
12:00 Новости 12+
12:10 Вне зоны. Мечеть Коркембая 12+
12:25 Корни человечества. Поиски истоков. Охотники-рыболовы. Филиппинское племя Думагат 16+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония