«Аль-Кудс» и палестинский вопрос
02.05.2021 Александр Артамонов, ТВ "Большая Азия" 1Если посмотреть подборку новостей от всеведущего агентства РИА-Новости, то можно найти следующее прочтение (или интерпретацию) этого события:
«Мероприятие призвано привлечь внимание российской и мировой общественности к гуманитарным проблемам «центра трёх мировых религий», способствовать выработке мирных путей решения затянувшегося конфликта на основе решений ООН и миротворческих предложений дипломатии Российской Федерации».
Трактовка, спору нет, достаточно интересная, хотя следует сказать, что она и близко не отражает накала страстей, бушующего вокруг дня, учреждённого в шиитском Иране в 1979 году. Тогда аятолла Хомейни решил, по предложению министра иностранных дел страны Эбрахима Язди, отмечать день солидарности с палестинцами, которые борются за возвращение своей земли и против политики колонизации новых территорий. День был назван «аль-Кудс» потому, что по-арабски это означает «Иерусалим». 40 лет назад многим казалось возможным победить Израиль и решить проблему возврата Вечного города палестинцам.
Ситуация изменилась…
Четыре десятилетия спустя мы замечаем, что ситуация в мире радикально изменилась, и многие страны — даже в арабском лагере — перешли к переговорам с Израилем, который за это время незаметно установил отношения с Египтом, Турцией, Азербайджаном, ОАЭ, Бутаном, Иорданией, Бахрейном, Марокко и ведёт диалог со многими другими государствами Ближнего Востока.
Означает ли это, что о дне «аль-Кудс» впору забыть? Вряд ли вопрос правомерен, так как полное урегулирование конфликта с палестинским народом возможно только путём диалога и решения ряда территориальных вопросов, а также путём совместных действий по определению статуса Иерусалима.
Следует отметить, что марши солидарности по поводу «аль-Кудс» прошли в этом году как в Иране, так и в ряде других мусульманских стран Восточной Азии, а также США, Франции, Германии, Великобритании, Швеции и Канаде. В России никаких манифестаций по этому поводу не проводится. Разве что 11 лет назад — в 2010 году — фонд Марджани устроил в связи с этой датой пресс-конференцию по случаю выпуска нового сборника востоковедов «Ближний Восток: война и политика».
Аль-Кудс и лидеры Палестины
А что думает по поводу аль-Кудс глава Палестины Махмуд Аббас? 7 лет назад — в 2014 году — он во всеуслышанье заявил, что «мира между Палестиной и Израилем быть не может без решения проблемы Иерусалима».
К сожалению, как-то так вышло, что события последних дней, всколыхнувшие палестинское общество, были вызваны противоречивыми заявлениями по поводу аль-Кудса самого палестинского лидера. 30 апреля президент Палестины обнародовал официальное коммюнике о том, что выборы в парламент отсрочены. Это, естественно, вызвало неоднозначную реакцию улицы. Многие сочли, что Аббас не желает провоцировать ухудшение отношений с Тель-Авивом. Отсюда и отсрочка выборов на неопределенный срок.
Кроме того, сильные эмоции у палестинского политического бомонда вызывает подвисший вопрос самой возможности проведения голосования в Восточном Иерусалиме, так как территориальная принадлежность этого сектора Вечного города ещё не определена окончательно между Израилем и Палестиной. Кстати, газета, издаваемая здесь местной арабской общиной, так и называется: «Аль-Кудс».
Тут, наверное, самое время вспомнить об отцах-основателях и об их позиции относительно статуса Вечного города. В 2000 году на 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи Совета безопасности ООН в специальном письме-обращении председателя Группы исламских государств цитируется позиция Ясира Арафата. Тогда легендарный палестинский лидер сказал следующее:
«Без возвращения Аль-Кудса аш-Шарифа его законным владельцам в ближневосточном регионе не будет безопасности, мира или стабильности».
Что дальше?
Как мы знаем, одной из безобразных выходок администрации Трампа эпохи последнего — 2020 — года его мандата стало признание Иерусалима столицей Израиля с переносом посольства США на территорию Вечного города. И что же? После этого, как и сказано выше, ряд арабских государств счёл возможным установить всё-таки отношения с Тель-Авивом. Как ни странно, но именно шиитский Иран занимает наиболее чёткую и бескомпромиссную позицию по вопросу Палестины — восстановление границ этого государства, согласно делимитации 1967 года.
Следует отметить, что Палестина вовсе не отвергает возможность мирного урегулирования территориального спора с Израилем. Только организовать процесс она желает исключительно под эгидой ближневосточного квартета — Россия, ООН, США и Евросоюз. Естественно, и речи не может быть о признании аннексии территорий на Западном берегу реки Иордан.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.