Прикоснувшиеся к солнцу – выставку туркестанского авангарда представят в Москве

15.11.2023 Пресс-центр Дома русского зарубежья 2618
Изображение: Виктор Уфимцев "Хива" (1957), частное собрание

В конце ноября в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына откроется выставка «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920-1960-е годы».

Проект исследуется уникальное явление – туркестанский авангард, эклектика которого вобрала в себя традиции русской академической художественной школы и русской философии, революционное футуристическое искусство России начала XX столетия, традиции узбекского орнаментализма и яркость восточных красок.

Выставка представляет творчество художников, которые работали в Средней Азии. Это Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто-Мумин) – создатели целой художественной школы XX века в советском Туркестане. С ними в разное время взаимодействовали художники Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов, чьи работы также вошли в экспозицию.

В подготовке большого межмузейного проекта принимают участие: Государственная Третьяковская галерея, Музей Востока, Псковский музей-заповедник, Фонд наследия русского зарубежья (ФНЗР), фонд «Марджани», продюсерская кинокомпания «ДокуМенталист», а также галерея «Веллум» и ряд частных коллекционеров. Как пояснила куратор и автор идеи выставки искусствовед Любовь Агафонова, экспозиция строится на удивительном пересечении судеб трёх больших художников, «трёх мушкетёров» живописи.

Александр Волков – непререкаемый гений, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Скульптурные, почти острые изломы его мазков усилены непривычными глазу светотеневыми решениями, которые словно вырваны из синевы ночного неба, куда устремлялся взгляд мятущегося художника в поисках ангелов и в оправдании демонов. Но мистицизм на картинах Александра Волкова был солнечным и радостным. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости.

Александр Николаев (Усто-Мумин) – утончённый посредник между восточной вывеской и русской иконой. Бывший белогвардейский офицер принял мусульманство и надел халат и тюбетейку – жест эстетский и метафизически ясный, можно сказать, даже закономерный для адепта русского символизма, литературного и эзотерического – того бешеного короткого периода «демиургов» и «шарлатанов», созданного в большой степени именно художниками Серебряного века. Немного опоздавший родиться Александр Николаев в Туркестане 1920-х годов продолжил работу своих предшественников из «Мира искусства», «Весов», «Аполлона» и «Голубой Розы». Он создал нечто уникальное, подвесив между небом и землей восточных ангелов и мудрецов, голубые иконописные фоны и житийные клейма с персидскими юношами.

Виктор Уфимцев – бунтарь-футурист, ставший председателем Союза художников УзССР. Он развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов, надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни – чиновник, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни – вновь уловивший возвращение «авангарда» автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана.

10:15 Вне зоны. Енисейские ворота 12+
10:30 Вне зоны. Тавдинские пещеры 12+
10:45 Вне зоны. Чемальский тупик 12+
11:00 Новости 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония