Пандемия стимулировала развитие международного сотрудничества, отметили эксперты
02.07.2020 Денис Денисов, старший научный сотрудник НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ, кандидат исторических наук 1В приграничном Оренбурге представили экспертный доклад о гуманитарных уроках пандемии для России и Центральной Азии.
29 июня 2020 года эксперты России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана на Международной экспертной площадке «Гуманитарные проекты в России и странах Центральной Азии: опыт и уроки пандемии» обсудили доклад, подготовленный специалистами АНО «Содружество народов Евразии» и НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ под руководством социолога Веналия Амелина.
Наряду с примерами успешного сотрудничества стран ЕАЭС и СНГ в борьбе с пандемией, авторы доклада выделили и ряд проблем гуманитарной сферы, проявившихся с началом новой коронавирусной инфекции.
Во-первых, приостановка на период карантина строительства, ресторанов, непродовольственных магазинов породила проблемы социального обеспечения и массового выезда на Родину оставшихся без работы трудовых мигрантов, которые из-за перекрытия границ стали скапливаться у КПП, в том числе и в Оренбургской области. Почетный Консул Кыргызстана в регионе Таалайбек Жандар Уулу отметил, что благодаря совместным усилиям дипломатов, правительств, МЧС России, Аппарата Губернатора Оренбургской области, местных администраций, общественности удалось решить проблемы их временного размещения в палаточных лагерях, питания, а затем и вывоза на Родину. Но на будущее желательна выработка четкого алгоритма действий в подобных ситуациях.
Во-вторых, с закрытием на карантин для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности детей и молодежи всех образовательных учреждений как мест их массового пребывания на всем постсоветском пространстве остро проявилась проблема отсутствия единых инструментов и подходов к дистанционному обучению. Она решалась самостоятельно, вразнобой на уровне не только каждой страны, но и каждого образовательного учреждения с использованием и сочетанием различных сервисов Zoom, Skype, Google classroom, мессенджеров WhatsApp, Telegram, собственных электронных систем вузов и даже телевизионных уроков, которые, например, были взяты за основу в Кыргызстане и Узбекистане.
В этой связи эксперты считают необходимым создание в каждой стране единой национальной образовательной платформы электронного обучения, унифицированного программного продукта, который объединил бы все школы и вузы. В России пандемия уже подтолкнула Минпросвещения к разработке такой единой видеоплатформы для школ «Цифровая образовательная среда», которую запустят с сентября. Для овладения новыми технологиями дистанционного обучения требуется их включение в программы повышения квалификации педагогов. А помочь школьникам в их освоении могут волонтерские педагогические отряды, проект создания которых инициирован в России, как рассказала президент Ассоциации национальных молодежных объединений Оренбургской области Екатерина Ракова.
В-третьих, в отличие от России и Казахстана, в остальных странах пока недостаточно задействованы организационные ресурсы для развертывания на период ЧС и перспективу в национальном масштабе волонтерских сетей, основу которых могли бы составить студенты государственных вузов и активисты республиканских молодежных общественных организаций.
В целом, эксперты России и стран Центральной Азии подчеркнули, что пандемия имела не только негативные последствия, но и стимулировала развитие международного сотрудничества, гражданского общества и инициативы, волонтерства, ускоренной цифровизации, а это позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.