Новая программа «Москва – лучший город земли» расскажет о культурном наследии столицы
20.12.2023 Телеканал "Большая Азия" 3417- Мировые эксперты в области архитектуры, живописи и урбанистики в Москве.
- Реставрация как искусство и искусство под защитой реставраторов.
- Международный симпозиум по сохранению культурного наследия.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Всем привет! Как известно, Москва – один из главных туристических городов мира. Сюда приезжают, чтобы своими глазами увидеть уникальную историческую архитектуру, и прикоснуться к древним традициям. В столице России около 5 000 объектов культурного наследия. 5 из них включены в список ЮНЕСКО.
Это программа «Москва – лучший город земли». Я – ее ведущий Майк Гибсон. Сегодня мы расскажем вам о том, кто и как сохраняет культурное наследие этого прекрасного города.
Москва – один из мировых лидеров по количеству памятников архитектуры, коллекций произведений искусства и культурных достопримечательностей, собранных на территории одного города. В 2021-ом году столица России вошла в топ-3 мегаполисов Европы по числу объектов культурного наследия. Сегодня в городе насчитывается более 8 000 таких точек притяжения. За последние годы под государственную охрану в Москве взяли 504 объекта и памятника. Это больше, чем в любом другом европейском городе. Кроме того, в Москве выставляются сотни мировых шедевров искусства, здесь дают концерты самые известные музыканты, на сценах театров выступают лучшие российские и зарубежные актеры, балерины, оперные певцы. Приобщиться к культурному достоянию столицы России приезжают со всех уголков света. Только за первое полугодие 2023 года Москву посетили более миллиона иностранных туристов.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Ежегодно в Москве проходит международный совет по культурному наследию. В этом году он проводился в конце ноября. В течение 5 дней российские и иностранные эксперты, представители ЮНЕСКО и Правительства Москвы обсуждали вопросам сохранения культурного наследия столицы России. О самых интересных событиях этого форума – в наших следующих сюжетах.
Международный совет по культурному наследию – это объединение ведущих экспертов в сфере архитектуры, искусства и урбанистики со всего мира. В этом году участие в мероприятии приняли более 20 делегатов из 12 стран.
СЕРГЕЙ ЧЕРЁМИН, МИНИСТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ:
Для нас это очень важное мероприятие, потому что мы начали традицию проведения Международного Совета по культурному наследию в 2015 году. И конференция проходит уже в седьмой раз. Нам очень приятно, что смогли приехать наши партнеры из разных стран мира. География участников все время расширяется, и в этот раз у нас на конференции присутствуют эксперты из Филиппин, Турции, Ирана, Китая, Перу, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана, Кубы. И можно долго перечислять эти страны, но самое важное, что участие международных экспертов показывает, что Россия совершенно не изолирована, что нас объединяют общие культурные ценности, желание сохранять историческое наследие, обмениваться опытом с молодежью, которая очень активно участвует в наших процессах восстановления исторического облика Москвы.
За организацию Совета отвечают два департамента Правительства Москвы: внешнеэкономических и международных связей, а также культурного наследия города. В зоне ответственности второго – сохранение и реставрация предметов искусства, археологические раскопки и даже восстановление исторических зданий и сооружений. На следующий год в столичном бюджете на эти цели заложено более 48 миллиардов рублей. А всего на развитие культурно-туристической среды Москвы в 2024-ом планируют потратить более 170 миллиардов, что на 46% больше, чем в этом году.
ЛЕОНИД КОНДРАШЕВ, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ:
Действительно, Москва общепризнана одним из лидеров в России по сохранению культурного наследия. И была взята идея, она общемировая, не будем говорить, что это мы непосредственно придумали, это программа так называемая «рубль за метр». Когда инвестор может сначала арендовать у города руинированное здание, отреставрировать его, и потом арендная плата будет составлять 1 рубль за квадратный метр, то есть номинальная цена, что схоже с европейской программой «1 евро за метр». Это один из факторов, который показывает, зачем нам нужен международный совет. Мы открыты любому позитивному опыту, который мы изучаем, общаясь с нашими коллегами, причем не только европейских стран. Сейчас все больше мы контактируем и с азиатскими, и с африканскими странами.
На дискуссии и поиск истины у участников совета по культурному наследию было 5 дней. За рабочую неделю им предстояло посетить множество достопримечательностей города, выставок, провести переговоры, семинары, поучаствовать в научном симпозиуме. Одно из первых культурных мероприятий ждало гостей в историческом здании в нескольких кварталах от Красной площади.
МАЙК ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Мы находимся в самом центре Москвы – на Мясницкой улице. В этом здании XVIII века располагается Российская академия живописи. Здесь преподавали и учились выдающиеся русские художники, например Исаак Левитан и Константин Коровин. Их картины украшают собрания лучших музеев мира. И сегодня мы вместе с вами сможем зайти в эти двери и погрузиться в удивительный мир искусства.
Полное название этого учебного заведения – Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это один из главных вузов России, где можно обучиться рисованию, скульптуре, архитектуре и художественной педагогике.
МАЙК ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
На входе нас встречает прекрасная картина. Кстати, это работа одного из выпускников академии.
Выпускники Академии выставляются в ведущих мировых музеях живописи и скульптуры. Кроме того, здесь есть и своя галерея, где представлены лучшие работы преподавателей, студентов и художников из семьи Глазуновых. Знакомство с Академией и современной российской живописью началось у участников Совета с экскурсии по экспозиционным залам вуза. Помимо картин здесь представлены и эскизы, созданные студентами.
Здание, в котором располагается учебное заведение,– один из самых ярких памятников московского архитектурного классицизма. Раньше в этих залах давали концерты классической музыки, проходили балы, встречали именитых гостей. Со временем здание обветшало и лишь благодаря кропотливой работе московских реставраторов смогло сохранить свое великолепное убранство.
ЕКАТЕРИНА СКОРОБОГАЧЕВА, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА:
Едва ли не чудом, именно со времен Московского училища, с середины XIX века, в этом зале сохранились два рельефа античных сюжетов. Как и все здание в целом, они также были совершенно в плачевном состоянии. Ныне, как мы видим, им удалось придать экспозиционный вид
После экскурсии участников делегации ждал круглый стол, посвященный культурному наследию. Российские и зарубежные эксперты представили коллегам свои самые интересные проекты. Например, итальянский реставратор Лучиано Маджи, рассказал о своей работе в Помпеи, а представитель Департамента культурного наследия Москвы презентовала один из крупнейших мировых реставрационных проектов – восстановление Выставки достижений народного хозяйства.
ЮЛИЯ ЛОГИНОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЕПАРТАМЕНТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ГОРОДА МОСКВЫ:
Еще один музей, который появился на выставке, это один из филиалов музея Тмирязева. С учетом сохранности интерьеров нам удалось воссоздать планировочную структуру 1954 года, восстановить люстры, опять же относящиеся к этому периоду, и восстановить исторический фасад. Павильон Узбекистан. У нас есть коллеги из Узбекистана. И мне крайне важно было тоже акцентировать внимание на этом павильоне. Совсем недавно этот павильон был открыт для посещения. Объект долгое время тоже находился в реставрации. Это исторический павильон, который был передан в 1954 году Узбекской СССР, и сейчас он также передан представительству республики Узбекистан.
Участие в круглом столе принимали и студенты художественной академии. Дискуссия проходила в форме живого диалога. И любой желающий мог задать интересующие вопросы российским и иностранным экспертам.
МАЙК ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
От искусства переходим к архитектуре. Ведь она –- большая часть культурного наследия Москвы. Тренды урбанистики, современные городские технологии в историческом центре – эти темы обсуждали сегодня эксперты в Московском архитектурном институте.
Московский архитектурный институт или сокращенно МАРХИ, располагается в здании усадьбы графа Воронцова, построенном в 1914 году. В 2018-ом строение реконструировали, сохранив оригинальный облик и историческую надпись «Архитектурный институт». В эти дни в стенах МАРХИ прошел симпозиум международного совета по сохранению памятников и достопримечательностей. Ключевая тема в этом году – интеграция объектов культурного наследия в современную жизнь, а также строительство в исторических частях мегаполисов. Международная делегация Совета принимала участие в деловой программе этого форума. Стратегическая сессия была посвящена редевелопменту и экономической эффективности нового строительства в исторической городской среде.
МАРИЯ СИНИЧИЧ, ДИРЕКТОР ДЕПАРТАМЕНТА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
От имени Минстроя России поздравляю всех с таким прекрасным событием, со вторым симпозиумом по сохранению объектов культурного наследия и достопримечательных мест. Очень много сделано за этот год в рамках законодательства, в части федерального законодательства по охране объектов культурного наследия. У нас с вами определены единые требования государственной экспертизы к капитальному ремонту объектов культурного наследия.
В рамках сессии российские и иностранные эксперты рассказали о своих проектах. Центральная тема дискуссии – интеграция транспортной инфраструктуры в исторический центр. Это одна из самых сложных задач в урбанистике, так как новые маршруты и техника должны соответствовать строгим нормам безопасности для хрупких исторических зданий и сооружений. Когда компании, занимающиеся строительством транспортной инфраструктуры, сталкиваются с исторической застройкой или объектами культурного наследия, то они стараются не «бороться с памятниками», а интегрировать их в свой проект и делать более доступными и привлекательными для городской среды.
ИГОРЬ МИЦУК, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АО «МОСГИПРОТРАНС»:
В качестве реализованных проектов на сегодня, на конечной стадии реализации, на уровне уже отделки, это у нас путепровод на Комсомольской площади, это остановочный пункт «3 вокзала», раньше остановочный пункт «Каланчевская» с остановочной платформой. В стадии реализации проект по реконструкции путепровода улицы Нижняя Сыромятническая, которая связывает улицу Сыромятническую и территорию пространства «Арт Плей» с сохранением исторической арки. И в перспективе у нас много объектов, но то, о чем был доклад, это интеграция пакгаузов Николаевской железной дороги 50-х годов XIX века в новый пассажирский комплекс для поездов высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург.
Столичный опыт развития транспорта в условиях огромной агломерации известен во всем мире. В крупнейших мегаполисах изучают опыт города в строительстве Московского центрального железнодорожного кольца, Большой кольцевой линии метро и в целом московской подземки. Его ценят и пытаются перенять руководители мировых столиц. Например, во время недавнего визита министра столичного правительства Сергея Черёмина в Стамбул, главы местных департаментов транспорта, компьютерных технологий, международных связей и генеральный директор метрополитена выразили заинтересованность в изучении опыта Москвы в развитии городской инфраструктуры. Среди ключевых проектов были отмечены: цифровизация управления дорожным движением, интеграция электричек и поездов в систему Московского метро и создание транспортно-пересадочных узлов.
СЕРГЕЙ ЧЕРЁМИН, МИНИСТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ:
Спасибо большое за организацию встречи с вашими коллегами. Для нас особенно ценно, что мы можем обсудить возможность такого уже более глубокого отраслевого сотрудничества, в том числе и в области цифровизации, транспорта, развития метрополитена. И для нас очень важно развивать отношения между Москвой и Стамбулом, потому что это в том числе и помогает нашим странам продвигаться дальше в укреплении взаимовыгодного сотрудничества на стратегическом уровне.
Большой интерес у иностранцев вызывают не только инфраструктурные решения и их интеграция в исторический облик города, но и сама архитектура, чистота и удобство Москвы. Своими впечатлениями от столицы России спустя 20 лет с последнего визита поделилась Элизабетта Фаббри, международный эксперт по архитектуре, заслуженный архитектор Италии.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Элизабетт, приятно познакомиться! Скажите, где вы уже успели побывать в Москве и что вам больше всего понравилось?
ЭЛИЗАБЕТТА ФАББРИ, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭКСПЕРТ ПО АРХИТЕКТУРЕ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРХИТЕКТОР ИТАЛИИ:
Первый раз я приехала сюда в 2003 году. Я считаю, что, конечно, Москва изменилась в лучшую сторону. Город стал гораздо ближе к жителям. Если раньше на улицах и тротуарах было очень много машин, то сейчас видно, что все усилия администрации города по их удалению привели к прекрасному результату, город по-настоящему открылся. Это чувствуется в качестве жизни, в эмоциях, которые передает Москва. Я считаю столицу России одним из самых красивых городов Европы.
Москва – один из мировых лидеров по количеству музеев и выставочных залов. В городе их более 440. В прошлом году их посетили около 25 миллионов человек. В столице России каждый год проходит около 500 выставок. Одна из них состоялась во время проведения Международного совета по культурному наследию. И международная делегация не могла ее не посетить.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
В 2023-ем году в Москве отреставрировали более 200 объектов культурного наследия. Кто и как это делает, мы узнали на выставке «ПРОреставрацию».
Панельные сессии, профессиональные дискуссии, лекции и презентации, а также более 100 мастер-классов – все это сконцентрировано в одном месте, причем довольно необычном. Выставку, посвященную реставрации, решили провести в историческом здании типографии Сытина в центре Москвы. Здание – объект культурного наследия регионального значения. Помимо этого, у него есть еще одна особенность: его ни разу не реставрировали.
СЕРГЕЙ СОБЯНИН, МЭР МОСКВЫ:
Я с большим удовольствием посмотрел, как молодые люди с воодушевлением занимаются реставрационными работами, делятся своим опытом, общаются с людьми, которые достигли мастерства в своем искусстве реставрации. Целое поколение людей, выпускников колледжей и институтов с удовольствием втягиваются в эту важную и нужную работу. Конечно, выставка будет интересна для специалистов и для всех москвичей, которые любят и ценят наше прошлое, нашу культуру, наше искусство.
Мероприятие объединяет профессионалов отрасли, поставщиков материалов, девелоперов и проектные институты. В этом году к ним присоединились международные эксперты Совета по культурному наследию. Опытные итальянские реставраторы познакомились с работами молодых российских коллег и поделились своими секретами. Участники выставки отмечают, что реставрационное образование сегодня переживает подъем, спрос на услуги растет, а в системе высшего и профессионального образования открываются новые направления. Важная часть программы выставки – соревнования молодых реставраторов. 53 студента из 11 городов России состязались за возможность пройти стажировку в Государственном научно-исследовательском институте реставрации.
АЛЕКСЕЙ ПЕТРУШКЕВИЧ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСИТУТА РЕСТАВРАЦИИ:
Проект «ПРОреставрацию» – это фактически площадка международного уровня. Здесь участвуют и иностранные участники. Здесь участвует несколько российских регионов, где происходит, во-первых, обмен опытом. Здесь обмен наработанными какими-то технологиями. И для молодых студентов-реставраторов это прекрасная возможность поучиться и посоревноваться. Мы как ведущий и единственный, кстати, в России научно-исследовательский центр по реставрации, победителей соревнований берем к себе, это лучшие будут специалисты в перспективе, для проведения с ними углубленной стажировки по тем направлениям, которые они выбрали.
Всего с 2011 года в Москве отреставрировали более 2 тысяч объектов культурного наследия. По сравнению с 2010-ым число столичных памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 7 раз. Во время съемок этой программы наш ведущий также поучаствовал в реставрационных работах.
КИРИЛЛ БАКАКИН, ДИРЕКТОР ПРОЕКТА ПО РЕСТАВРАЦИИ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «МСУ-1»:
Вы знаете, это барельеф 1954 года. Он был полностью утрачен, утрачен в 90-е годы. Остался только на фотографиях на черно-белых. Наши скульпторы воссоздавали его сначала из глины. Работа занимала 10 месяцев. 10 месяцев скульпторы лепили, приглядываясь к старым фотографиям. Мы искали эти фотографии в архивах. Сейчас это практически готовая, промежуточная, но почти готовая модель барельефа из павильона ВДНХ «ЦентроСоюза». Вот Дарья один из наших специалистов, достаточно молодой, но она практически с самого начала вела этот барельеф.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
А можно попробую чуть-чуть сам?
КИРИЛЛ БАКАКИН, ДИРЕКТОР ПРОЕКТА ПО РЕСТАВРАЦИИ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «МСУ – 1»:
Конечно! Вот, пожалуйста, инструменты.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Хорошо, отлично.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Здравствуйте, очень приятно. Скажи, пожалуйста, я могу попробовать?
ДАРЬЯ КИСЕЛЕВА, СКУЛЬПТОР ГРУППЫ КОМПАНИЙ «МСУ – 1»:
Конечно. Вот, например, здесь будем заделывать деталь. Во время монтажа форма укреплялась, потому что она тяжелая. Но этот саморез, он мешает объему, поэтому мы его выкрутили, и будем сейчас заделывать вот это отверстие. Гипсовой шпаклевкой, мастихином. Пожалуйста, набирайте раствор и кладите на вот эту часть. Да, как лопаточкой, маленькой лопаточкой. И нужно докладывать до того момента, пока она не выровняется, пока форма не станет наполненной.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
И вам нравится такой интересный проект?
ДАРЬЯ КИСЕЛЕВА, СКУЛЬПТОР ГРУППЫ КОМПАНИЙ «МСУ – 1»:
Конечно нравится. Очень здорово и приятно прикасаться руками к исторической ценности.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Это прямо из ВДНХ, да, как я понял?
ДАРЬЯ КИСЕЛЕВА, СКУЛЬПТОР ГРУППЫ КОМПАНИЙ «МСУ – 1»:
Прямо из ВДНХ, из павильона привезли по частям. Здесь собрали.
За несколько дней выставку посетили более 15 тысяч человек. А Международный совет по культурному наследию тем временем завершает свою работу. Последняя точка – Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, а финальным аккордом стали лучшие произведения классической музыки.
СЕРГЕЙ ЧЕРЁМИН, МИНИСТР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ, РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ:
Сегодня мэр, выступая на конференции, отметил, что, создавая такой облик Москвы, а мы его называем самым красивым городом мира, самым лучшим городом мира, мы в том числе и продвигаем имидж столицы как гостеприимного, привлекательного и комфортного города. Поэтому мы наблюдаем положительную статистику роста туристических обменов, и Москва становится все более и более привлекательной. Те экспозиции, которые увидели эксперты, круглые столы, в которых они принимали участие, обмениваясь опытом с российскими реставраторами, они показали востребованность подобных мероприятий. И мы продолжим эту добрую традицию, поэтому будем приглашать наших партнеров принять участие в восьмой конференции в следующем году.
МАЙК ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Международный совет по культурному наследию завершился. В этом году программа была очень насыщенной. Мне было интересно провести эти дни вместе с мировыми экспертами, посетить разные мероприятия и рассказать вам о культурном достоянии столицы России. Это была программа «Москва – лучший город земли». Я – Майк Гибсон, увидимся в следующем выпуске.
ПРОГРАММА СОЗДАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Подпишитесь на рассылку последних новостей.