Музей Востока рассказал о пяти самых ярких работах на выставке «Африка. Чувство цвета»

20.04.2023 Пресс-центр Государственного музея Востока 1
Иллюстрация: Пресс-центр Государственного музея Востока

Выставка «Африка. Чувство цвета» в Государственном музее Востока посвящена конголезской художественной школе Пото-Пото, мастера которой работали на переломе двух эпох — периода колониализма и нелегкого процесса обретения страной независимости.

Эта школа живописи и керамического искусства была основана французским художником и этнографом Пьером Лодсом в Браззавиле (Республика Конго) в 1951 году и стояла в ряду других образовательных объединений, создание которых европейцы инициировали на африканском континенте. Работы школы представляют собой одну из интереснейших частей африканской коллекции Музея Востока, отражая в основном творчество ведущих художников «первой волны» существования школы Пото-Пото.

К началу шестидесятых годов XX века колониальная политика переживает кризис, возникает необходимость в диалоге с африканскими культурами. Закономерным отражением этого процесса и стало творчество мастеров школы. Наряду с чисто практическими задачами — обучить конголезцев искусству станковой живописи, которого не знала традиционная культура, предоставить им возможность выйти на художественный рынок и извлекать прибыль, это явление можно рассматривать как этнографический «эксперимент»: обучаться могли все желающие, а реализация самобытности африканских художников происходила в рамках чуждой им живописной художественной традиции.

Единственный метод обучения, который отстаивал Пьер Лодс – принцип laissez-faire т.е. невмешательства в творческий процесс. Он видел своей задачей лишь предоставление ученикам технических средств – холстов, красок и кистей, а также обучение студентов школы особенностям работы маслом, дальнейшее же – выбор сюжета, композиция, колорит – предоставлялось им самим.  Художники, работавшие интуитивно, без изначально заданных параметров использования гармонических цветовых сочетаний, организации композиции, ритмического соответствия частей изображения стремились делать свои произведения выразительными в том духе, что соответствовал их собственным представлениям. Лучшие из работ школы Пото-Пото отмечены интуитивным, индивидуальным чувством прекрасного каждого мастера и их как общности – почему стиль школы и стал столь узнаваем.

Представляем вашему вниманию пять самых ярких и красочных работ, которые можно увидеть на выставке «Африка. Чувство цвета» и расскажем небольшую историю о каждой из них.

1. Илоки Ф. Четыре птицы. Конго, Браззавиль. 1960-е гг. Х/б ткань, гуашь

Илоки Ф. Четыре птицы. Браззавиль, 1960-е гг. Холст, гуашь..jpg

Франсуа Илоки родился и провел молодость в г. Форт-Руссо (ныне – Овандо) в центральном регионе страны, в 1951 г. приехал в Браззавиль, где познакомился с Пьером Лодсом, набиравшим учеников. С 1955 г. Илоки принимал участие в многочисленных выставках, в том числе, представлял Народную Республику Конго на фестивале африканского искусства в Алжире в 1970 г. Его сын Жак Илоки (1962 г.р.) также стал художником и как стипендиат государственной программы в течение шести лет обучался в Московском академическом художественном училище. 
Франсуа Илоки — замечательный колорист, что особенно ярко проявляется в тех из его работ, для которых характерны упрощенные, на грани абстракции, формы, акцентированные черными контурами, и предельно декоративные локальные пятна, формирующие фигуративное изображение. На поверхности холста глаз ловит силуэты птиц, проступающих на пестром фоне и, как кажется, вновь прячущихся в нем – будто зритель наблюдает изменчивый рисунок калейдоскопа. 

2. Зигома Жак. Деревня в лесу. Конго, Браззавиль

Зигома Ж. Деревня в лесу. Конго, Браззавиль. Нач. 1970-х гг. Хб ткань, смеш. Техника.jpg

Жак Зигома родился в г. Бету департамента Ликуала, расположенного в северной части страны, недалеко от границы с Центральноафриканской Республикой. Он переехал в Браззавиль в 1945 г., где работал по разным специальностям. В 1952 г., возвращаясь с рыбалки, познакомился с Пьером Лодсом, который и открыл ему искусство живописи. Его творчество связано не только со школой Пото-Пото в Браззавиле, но и с Киншасой (Демократическая Республика Конго), где он также работал как художник.

Чувство колорита, присущее художнику, полнее всего отражает композиция «Деревня в лесу», которую можно отнести к ряду произведений, раскрывающих в творчестве художников Пото-Пото тему вечнозеленого леса, таинственного, порой опасного, а порой волшебного, в котором прячутся крохотные деревушки. В этой работе главную роль мастер отводит изображению мощных, с неохватными стволами деревьев, чьи густые, темные кроны обнимают, как кажется, всё небо. В глубине величественного леса виднеются крытые травой домики, над которыми в дробном ритме изображены пальмовые деревья и сухие ветви. Приглушенная, землистых оттенков палитра усиливает, вместе с композиционным строем, ощущение глубокого безмолвия, в которое погружено все пространство. Только маленькая искорка красно-синего одеяния женщины с поклажей на голове в глубине леса чуть нарушает сонный покой этого затерянного вне времени места.

3. Энго Мишель. Слон в лесу. Конго, Браззавиль. 1972 г. 

Энго М. Слон в лесу. Конго, Браззавиль. 1972 г. Хб ткань, смеш. Техника.jpg

Мишель Энго – один из важнейших представителей современной живописи Республики Конго. Он родился в деревне Монго Массака департамента Кюветт. Родители мальчика, поощрявшие его в желании рисовать, рано умерли, и его воспитание взял на себя дядя. М. Энго перебрался в Браззавиль в 1961 г., в возрасте девятнадцати лет. Начинал он как художник-самоучка, работая среди тех мастеров, что выставляли свои произведения прямо на улицах города. Его сотрудничество со школой Пото-Пото началось в 1966 г. и продолжалось несколько лет.

Работа «Слон в лесу» тяготеет к предельной декоративности, создавая витражный эффект – словно собранное из заплат сложной формы изображение животного почти сливается с мозаикой сине-зеленой растительности. Красный уголок солнца и желтые пятна на спине слона и поверхности зелени создают эффект бликов света, танцующих в густой листе, внезапно материализуя всю сценку, возвращая изображению убедительную реалистичность.

4. Мококо Эмиль. Тарелка настенная «Барабанщики у костра». Конго, Браззавиль. Нач. 1970-х гг. 

Мококо Э. Тарелка настенная «Барабанщики у костра». Конго, Браззавиль. Нач. 1970-х гг. Керамика, глазурь, роспись.jpg

В собрании Музея Востока хранятся глазурованные керамические тарелки и сосуды, расписанные Эмилем Мококо в 1960-е – начале 1970-х гг. Мастер вводит в изобразительное поле фигурки, показанные в стилистике мики. Ограничив композицию двумя-тремя персонажами, он создает пластически выразительные сюжетные сценки, часто юмористического характера, в которых появляются торговец фруктами, препирающийся с покупательницей, скучающий продавец музыкальных инструментов, охотники, бегущие в высокой траве, музыканты у костра. Показанные в активном движении, на ярких декоративных фонах, силуэтные персонажи отлично вписаны в форму предметов.

5. Нтота (Даниэль Нтотоло). Возвращение с рынка. Конго, Браззавиль. 1974 г. 

Нтота (Д. Нтотоло). Возвращение с рынка. Конго, Браззавиль. 1974 г. Хб ткань, смеш. техника.jpg

Даниэль Нтонтоло, подписывающий свои работы как «Нтота», родился в Браззавиле в 1950 г. в семье крестьянки и водителя грузовика. За неимением средств он был вынужден бросить учебу и какое-то время жил в деревне, откуда была родом его мать, периодически подрабатывая в Браззавиле. Один из друзей познакомил Нтоту с Жаком Зигомой и в 1969 г. юноша поступил в школу Пото-Пото. В 1972 г. Нтота принял участие в двух выставках, организованных к двадцатилетию деятельности школы, а в 1977 г. получил стипендию на обучение в Высшей школе изящных искусств Марселя и переехал во Францию. В настоящее время Нтота ведет активную выставочную деятельность как мастер нефигуративной живописи. 

Картина «Возвращение с рынка» уже демонстрирует интерес художника к абстрактным формам: очертания предельно упрощенной женской фигуры буквально тонут в геометрических линиях, передающих, очевидно, элементы условного городского пейзажа. Формально следуя характерному для Пото-Пото приему письма оконтуренными локальными цветовыми пятнами, Нтота словно «выворачивает» его наизнанку, заменяя черную линию контура на грязно-розовую, а вместо яркого колорита предлагает тревожное сочетание болотно-зеленого, розового и голубого цветов, подчеркнутых плотным белым.

1:10 «Прорыв: 1950» Телефильм. 2 серия 16+
2:00 Новости 12+
2:10 «Беташар». Документальный фильм 12+
3:07 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония