Музей Востока открывает новый выставочный сезон
15.01.2018 Пресс-служба Государственного музея Востока 12 февраля 2018 г. в Государственном музее Востока откроется выставка «Территория земных надежд: корейская декоративная живопись XIX – начала XX века», которая позволит посетителям не только расширить представления о традиционном корейском искусстве, но и даст возможность заглянуть в мир старой Кореи, ближе познакомиться с ее обитателями, узнать об их жизненных ценностях и этических идеалах, обычаях, верованиях и суевериях, порой уходящих корнями в глубину веков.
В XIX веке декоративная живопись в Корее являлась неотъемлемой частью национального жизненного уклада. Выполненные на бумаге или шелке, многоцветные либо почти монохромные, живописные произведения встречались практически в каждом доме. Их роль не ограничивалась задачей украшения жилища. Они насыщали жизненное пространство благопожелательной символикой, использовались как талисманы, охраняющие домочадцев от злых сил и оберегающие их от несчастий, выполняли социально-иерархическую, воспитательную, образовательную функции.
Создание многих работ было приурочено к сезонным праздникам (прежде всего, к празднованию лунного Нового года), к важным семейным событиям (дни рождения, свадьба, 60-летний юбилей или 60-летняя годовщина брака и др.). Одни произведения украшали интерьеры на протяжении длительного времени, другие – только в отдельные сезоны или по специальным случаям. В зависимости от сюжета живопись размещалась в том или ином месте дома с его строго разграниченными женской и мужской половинами. Значительная ее часть была выполнена на многостворчатых ширмах, широко применявшихся в повседневном быту и являвшихся важным атрибутом любой церемонии, определяя ее характер и атмосферу.
На выставке можно будет познакомиться с наиболее распространенными жанрами и сюжетами корейской декоративной живописи, такими как «цветы-птицы» (хвачжо-до), изображения символов долголетия (чансэн-до), рыб и других обитателей подводного мира (орак-то), композиции с тигром и сорокой (ккачхи хоранъи), пейзажи (сансу-до), живопись с иероглифами (мунчча-до), с принадлежностями «кабинета ученого» (чхэккори) и др. Большинство изобразительных мотивов, присутствующих в произведениях разных жанров, имеют скрытое смысловое содержание, нередко многозначное. Через закрепленные в традиционном сознании образы и символы выражены извечные людские надежды и мечты о счастливой и долгой жизни, достатке и удачной карьере, любви и гармонии семейных отношений, многочисленном и успешном потомстве.
Основной массив корейской декоративной живописи образуют анонимные произведения, бытовавшие в самых широких социальных слоях. Их авторами были либо городские художники, либо так называемые «странствующие гости» – переходившие из деревни в деревню бродячие живописцы. Многие из них, обладая несомненным природным дарованием, не имели сколь-нибудь серьезной специальной подготовки. Произведения этих мастеров составляют особый пласт корейской художественной культуры, именуемый минхва («народная живопись»). В экспозиции можно будет увидеть замечательные образцы минхва, которые подкупают удивительной теплотой, наивной безыскусностью, привлекают внимание стилизаторской смелостью и вольной изобретательностью.
Все 27 работ, включенных в состав выставки, предоставлены южнокорейским частным музеем Кахве. Выставка является совместным проектом Государственного музея Востока, Музея Кахве и Корейского Фонда (Республика Корея). Традиционная декоративная живопись Кореи, отличающаяся ярко выраженной самобытностью, впервые будет представлена в России в таком объеме. Поскольку коллекции корейского искусства, хранящиеся в собраниях российских музеев, к сожалению, весьма немногочисленны, выставки, подобные той, что откроется в феврале 2018 г. в Государственном музее Востока несомненно заслуживают внимания всех, кто интересуется культурой Кореи, ее традициями и богатейшим художественным наследием.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.