Мастера со всей России съехались в Москву на выставку ремёсел «Жар-птица»
07.10.2021 China Global Television Network (CGTN) 1Для ценителей народного творчества и штучного авторского ремесла выставка-ярмарка «Жар-птица» – одно из ярких событий осенней Москвы. Ежегодно сюда съезжаются мастера со всей России, представляя народные художественные промыслы и ремесла из более чем сорока регионов страны.
Солнечный свет янтаря, лаковый глянец фарфора, зеркальная сдержанность серебра и суровый блеск металла – народные промыслы на выставке «Жар-птица» представлены во всем многообразии и блеске. Узнаваемые цветы на черном фоне – жостовские подносы. Каждая линия, каждый штрих уникальны – художник никогда в точности не повторит один орнамент дважды.
«Промыслам и нашим ремеслам есть и 100, и 200, и 300 лет. Многовековые. Это от корней идёт, от нашей идентичности», – сказал Геннадий Дрожжин, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России».
Такие изделия сохраняют не только ремесленные традиции, они – как древние письмена. Чтобы расшифровать символику, нужно погрузиться в историю родного края.
«Вот такое колесо громовое относится как раз к божеству грома и молнии Перуну, его и наносили на коньки домов, чтоб гром и молния не могла поразить этот дом, и так оберегали. И данная символика взята непосредственно с обережной подвески на территориях Руси», – сказал Михаил Короленко, основатель мастерской «Секиры Радослава».
Соединение традиций и современности – еще один сюжет этой сказочной выставки. Здесь можно не только купить произведение искусства, но и сделать его самостоятельно. Вложив в каждую бусину для ожерелья из валяной шерсти – тепло своих рук.
Многие мастера – отличные педагоги, которые обучают народным промыслам детей и десятилетиями передают ремесло из поколения в поколение.
«Ко мне это ремесло перешло от моего дедушки, я дальше передаю своему сыну. Это ремесло – унцукульская орнаментальная насечка по дереву – зародилось 250 лет тому назад именно в аварском селе Унцукуле, республика Дагестан», – сказал мастер в третьем поколении Магомедали Магомедалиев.
Деревянную вазу сначала пять месяцев сушат в опилках, затем рисуют на поверхности узор, придают тон и покрывают семью слоями лака. Во всем мире не найдется подобной. Но автор готов проститься с созданной вещью – только так она начинает жить.
Под крылом «Жар-птицы» собрались мастера, которым важно не только создать и показать свои работы, но и найти покупателя – среди гостей ярмарки, а в перспективе – и за рубежом.
Выходу на международный рынок пока мешает пандемия. Многие освоили продажи через интернет и постепенно расширяют их географию. Народные промыслы законодательно признаны социально-значимой деятельностью. Государство выделяет мастерам гранты, помогает с образованием, поддерживает информационно.
Уникальный национальный голос, эпос и традиции сегодня обретают особую ценность, а значит у российских мастеров есть все шансы на мировое признание.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.