Индия начала коммерческую эксплуатацию иранского порта Чабахар
09.01.2019 Телеканал «Большая Азия» 1Сделан ещё один шаг в деле создания новой транспортной инфраструктуры в Азии.
Порт Чабахар, расположенный в Иране на побережье Индийского океана, является важнейшим звеном в инфраструктурном проекте, который призван дать доступ к морским коммуникациям Афганистану и странам Центральной Азии. Инициирован он был Индией и Ираном ещё в 2003 году, однако из-за наложенных на Тегеран международных санкций начало работ долго откладывалось.
В 2007 году стороны приступили к реализации первой очереди проекта. Общая сумма инвестиций в нее составила около $1 млрд. Чабахар получил возможность обслуживать суда водоизмещением свыше 100 тыс. тонн. К 2017 году мощности порта утроились и достигли 8,5 млн тонн. Ожидается, что по завершению оставшихся трёх этапов развития, объём перевалки грузов здесь составит 82 млн тонн в год.
Иран, Индия и Россия нашли замену Суэцкому каналу |
По договорённости с иранским правительством, Индия получила часть порта в долгосрочную аренду. Согласно данным, приводимым в печати, сделка даёт ей значительные выгоды. Только при перевозке нефти использование Чабахара позволит индийской стороне экономить до 30% транспортных расходов. Кроме того, возможность создания здесь транспортного хаба облегчает индийским товарам доступ к рынкам стран Персидского залива, а также может обеспечить их доставку в Центральную Азию и Закавказье.
В 2015 году Чабахар из двустороннего стал трёхсторонним проектом: к его реализации подключился Афганистан, жизненно заинтересованный в налаживании регулярного грузового сообщения с внешним миром. На сегодняшний день торговля через иранский порт оказывается для афганцев гораздо выгоднее, нежели через традиционные для них порты Пакистана. Многие аналитики полагают, что в будущем Чабахар будет обслуживать всю внешнюю торговлю Афганистана, объем которой оценивается в $5 млрд.
Большую заинтересованность в подключении к проекту проявляют и другие страны, в частности, Узбекистан. Там внимательно изучают перспективы соединения железных сети железных дорог республики с магистралями, строящимися от Чабахара на север и в сторону Афганистана. Эти дороги, являющиеся частью Международного транспортного коридора Север-Юг (INSTC), могут существенно способствовать ускорению экономического развития анклавированных центральноазиатских государств, обеспечив им быстрый и недорогой доступ к мировым рынкам.
Следует особо отметить, что порт Чабахар и строящаяся к нему железная дорога исключены из санкционного режима, введённого США против Ирана в ноябре прошлого года.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.