Государственно-частное партнерство становится новым драйвером евразийского сотрудничества

30.10.2019 1
Фото: телеканал "Большая Азия" / В. Шурко

Как привлечь инвестиции, зачем раскрывать потенциал проекта и что нужно знать для выстраивания правильных бизнес-отношений? На эти и другие вопросы ответили участники конференции «Государственно-частное партнерство в рамках евразийского сотрудничества», которая состоялась 26 сентября в Российском доме международного научно-технического сотрудничества.

Организаторами конференции выступили Ассоциация «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» (РД МНТС) и Евразийский банк развития (ЕАБР).

РД МНТС ЕАБР Ассамблея 1.jpg

Участников встречи поприветствовал генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов. Он отметил, что уже проделана серьёзная работа по расширению границ между странами, которые готовы к сотрудничеству.

«Мы сделали серьезную работу по расчётам национальных валют, создали расчётно-деловой центр. Кроме того, установили отношения со всеми национальными банками и биржами наших стран-акционеров. Поставлены широкие задачи: устанавливать такие же отношения с другими странами, которые имеют довольно крупный товарооборот с Россией», — сказал председатель Правления ЕАБР, генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов

РД МНТС ЕАБР Ассамблея .jpg

Главной темой заседания стало обсуждение выстраивания взаимоотношений между представителями социально значимых проектов и инвесторами. В рамках конференции участники поднимали и проблему информирования о деятельности в сфере государственно-частного взаимодействия. Телеканал «Большая Азия» выступил основным партнёром в освещении этого мероприятия.  

«Вопросы, связанные с информированием, стоят достаточно актуально, поскольку проект, который реализуется, особенно инфраструктурный, затрагивает интересы не одного региона, а целого ряда регионов. Он не имеет административных границ, и в реализации, помимо пула бизнес-структур, участвует как федеральный бюджет, так и региональные бюджеты. Поэтому это вопрос всеобщей договорённости — закрепление этих прав и обязанностей юридически — и дальше вопрос идёт об исполнении» — подчеркнул президент Ассоциация «РД МНТС» Виктор Иванов

РД МНТС ЕАБР Ассамблея 4.jpg

Отдельно на конференции поднималась актуальная на сегодня тема различных форм партнёрства и концессионных соглашений при реализации национальных проектов. Это значит, что услуги будут оказываться на взаимовыгодных условиях как для инвесторов, так и для представителей проекта. 

В рамках мероприятия состоялась масштабная презентация, посвящённая прокладке железных дорог в тех регионах, которые остро нуждаются в новых транспортных развязках. Генеральный директор АО Межрегиональная Компания «Белкомур» Владимир Щёлоков отметил, что проект является одним из немногих проработанных. Уже сейчас можно рассчитать количество необходимого для строительства материала. 

В рамках конференции были подписаны соглашения между Ассамблеей народов Евразии и Российским Домом международного научно-технического сотрудничества. Также Ассоциация «РД МНТС» заключила соглашение о взаимном сотрудничестве с Евразийским Банком Развития.  

РД МНТС ЕАБР Ассамблея 3.jpg

Выступление президента Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» Виктора Иванова на конференции «Особенности реализации проектов с применением механизмов ГЧП / концессионных соглашений в рамках Евразийского сотрудничества»

г. Москва, 26 сентября 2019 г.


Добрый день, уважаемый Андрей Юрьевич!


Добрый день, уважаемые коллеги!


Рад приветствовать всех вас в стенах Российского дома международного научно-технического сотрудничества, преемника Государственного комитета СССР по науке и технологиям (ГКНТ) в сфере работы с международными научными, промышленными и инвестиционными организациями. Это место – сердце истории поздне-советского и российского государства в сфере международных отношений в сфере науки и технологий. С 1979 года здесь принимают официальные делегации со всего мира. 


Наша Ассоциация, Президентом которой я являюсь, была учреждена в 1992 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в целях возрождения Дома приемов ГКНТ.


Ассоциация представляет интересы нашей страны в ряде международных организаций. В частности, с 1996 года является официальным представителем России в Азиатско-Тихоокеанском центре по трансферу технологий, который действует под эгидой ООН. Ассоциация также является учредителем российско-китайского консорциума «Центр науки и высоких технологий», партнером Института внешней торговли Италии (ICE), а с 1998 года – членом Международной федерации ассоциаций изобретателей (IFIA). 


За 26 лет своей деятельности Ассоциация «РД МНТС» помогла реализации сотен проектов в различных направлениях международного научно-технического сотрудничества. Организовано более чем 150 международных научно-технических форумов; обеспечивается содействие в трансфере технологий и инвестиционных проектов.


Уважаемые коллеги!


Последние пять лет Президент России ставит задачу организации в стране рывка и прорыва. 


Но как это сделать?


Сформировать видение того, что может в ближайшее десятилетие задать для страны новую экономическую продуктивность, или, проще, ясное понимание того, что именно позволит стране существенно больше, в разы, зарабатывать и наращивать доходность. Тем более, если мировые цены на нефть не будут расти, а, скорее всего, ещё и падать.


Проведённый нами анализ однозначно показывает, что ключ к такому переходу – в организации, если хотите, инфраструктурной революции.


Сегодня основное требование к экономической продуктивности – мыслить инфраструктурами и мультиинфраструктурами, поскольку за ними стоят передовые способы жизни, организуемые цифровыми платформами и экосистемами. И эти передовые способы жизни в виде мультиинфраструктур и приносят самые большие трудовые деньги.


Яркими примерами являются высокоскоростные авто- и железнодорожная магистрали Москва – Санкт-Петербург, освоение и значительная активизация грузоперевозок по Северному Морскому пути, масштабные проекты по производству и транспортировке сжиженного природного газа, комплексные проекты в рамках Шелкового пути и ряд других.


При этом ключевую роль в разработке и реализации инфраструктурных проектов играет механизм концессий. Можно даже сказать, что компании, которые занимаются концессионной деятельностью, являются одними из ключевых операторов по выполнению задач, поставленных в национальных проектах.


К слову, многие значимые инфраструктуры еще в царской России создавались именно с помощью механизма концессий. В середине позапрошлого века были реализованы первые концессии по постройке Царскосельской железной дороги, впоследствии – Николаевской железной дороги. Этот опыт оказался настолько удачным, что стал катализатором возникновения целого пула частных железнодорожных обществ, которые в свою очередь образовали инфраструктурную основу железнодорожного строительства по всей стране. В качестве примеров можно привести Рыбинско-Осеченскую железную дорогу, Харьково-Николаевскую железную дорогу, Ростово-Владикавказскую железную дорогу и многие другие.


Поэтому и исторические примеры, и опыт последних лет показывают перспективность концессионного механизма для реализации крупных инфраструктурных проектов. 


В числе значимых и востребованных в стране таких проектов хотел бы упомянуть следующие:


разработка арктического шельфа как инструмента расширения энергетического потенциала страны и уникальной возможности повышения конкурентоспособности наших углеводородов перед аравийскими и сланцевыми за счет существенного сокращения транспортных издержек и привилегированного доступа к месторождениям; 


создание инфраструктуры прямого космического доступа для российских информационных сетей в целях обеспечения отечественных систем управления – создание российской версии европейских и американских конкурентов, Oneweb и  Starlink;


инфраструктура обеспечения территориальной целостности страны, мобильности населения, беспрепятственного перемещения грузов, в том числе, с учётом обширности и подчас труднодоступности российских пространств – воздушными мостами. 

При этом надо понимать, что речь идет не только и не столько о самолетах, а обо всей совокупности инфраструктур, обеспечивающих связность страны. То есть это и системы управления воздушным движением, сеть аэродромов, это и унификация рядов воздушных судов,  сервисной сети и т.п.


Оптимизировать пространственное развитие и расселение в России, радикально улучшить социально-эко
номическую, экологическую и демографическую ситуацию в России и в сопредельных странах позволит масштабный инфраструктурный проект гидротехнического обустройства великих русских рек через их реконструкцию в каскады водохранилищ и сооружению межбассейновых судоходных соединений, к развитию охватывающей всю страну системы глубоководных коммуникаций с попутным использованием гидроэнергии и решением практически всех существующих водных проблем – особенно, обмелений и наводнений.


Такой речной проект может стать основой долгосрочного, на 60–80 лет,  плана реконструкции речной сети и соответствующей долгосрочной инвестиционно-строитель
ной программы — кстати, всецело задействующей находящиеся ныне в кризисе строительные мощности.


В этом контексте крайне важной представляется логика региональных инфраструктурных проектов, имея в виду не только регионы, ограниченные административными границами, отдельными губернаторами, руководителями, но и единые с точки зрения геоэкономики макрорегионы. Известные всем и понятные примеры – это Арктика, Дальний Восток.


Отдельно хочу отметить такой знаковый для России макрорегион как Нечерноземье, где опережающими темпами происходит не развитие, а запустение и обезлюживание территорий. Здесь, в старорусских регионах, землях культурно-исторической идентичности русского народа, также сейчас критически необходимы новые способы жизни и компетенции, целая сеть мультиинфраструктурных плацдармов.


Еще один жизненно важный для нашей страны макрорегион – это Центральная Азия, где важную роль, напомню, коллеги, играет опережающее развитие Афганистана.


 Не случайно этот регион стал объектом чрезвычайной активности вооруженных сил США и стран НАТО. Естественно, Организация договора коллективной безопасности осуществляет необходимые меры обеспечения стабильности этого макрорегиона, но вместе с тем, здесь критически важна и необходима целенаправленная и активная реализация инфраструктурных экономических проектов.


Именно для решения этой задачи был создан Евразийский экономический союз, а также Евразийский банк развития, призванные содействовать экономическому росту государств-участников через реализацию жизненно важных и востребованных проектов. Весьма логичным дополнением к этим институтам, на наш взгляд, было бы создание единого крупного оператора реализации межгосударственных инфраструктурных проектов в этом макрорегионе в форме Корпорации Центральной Азии, в свое время поддержанное Правительством Российской Федерации (мировые аналоги – ЮСЭЙД, Корпорация развития Темзы).


В целом, на сегодня уже вызрели все предпосылки для организации масштабного инфраструктурного проекта «Трансевразийский пояс развития» —  ТЕПР – который мог бы стать, с одной стороны хорошим сопряжением со знаменитым китайским проектом  «Один пояс, один путь», а с другой стороны, оригинальным решением суверенного инфраструктурного развития евразийского материка.


Суть проекта ТЕПР в том, чтобы собрать все проекты в единую мультиинфраструктуру.


Доктринальный проект ТЕПР уже поддержан РАН и МГУ и к настоящему времени Ассоциация «РД-МНТС» рассматривает себя в качестве оператора проекта и разрабатывает Дорожную карту по его организации и старту.


Очевидно, реализация ТЕПР даст не только колоссальный экономический и социальный эффекты, но и даёт реальный шанс через применение новых инвестиционных инструментов трансформировать миро
вую финасовую систему, проведя практическую дедолларизацию экономики России и большинства экономик Евразийского материка.


Уважаемый Андрей Юрьевич, знаю, что ЕАБР является одним из лидеров международного Клуба долгосрочных инвесторов, Предлагаю ЕАБР выступить партнёром и заказчиком на организацию проекта ТЕПР — Трансевразийский пояс развития – как системного интегратора евразийского развития и базы для рывка и прорыва, который требует Президент России.


Коллеги, уверен, что сегодняшний обмен мнения будет способствовать реализации проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках Евразийского сотрудничества.


Спасибо за внимание.

15:10 Меконг, колыбель жизни. Часть 3. Река веры 16+
16:00 Новости 12+
16:07 «Чайный путь. Из Китая в Сибирь» Документальный фильм. 12+
17:00 Китайская панорама 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония