Государственно-частное партнерство становится новым драйвером евразийского сотрудничества
30.10.2019 1Как привлечь инвестиции, зачем раскрывать потенциал проекта и что нужно знать для выстраивания правильных бизнес-отношений? На эти и другие вопросы ответили участники конференции «Государственно-частное партнерство в рамках евразийского сотрудничества», которая состоялась 26 сентября в Российском доме международного научно-технического сотрудничества.
Организаторами конференции выступили Ассоциация «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» (РД МНТС) и Евразийский банк развития (ЕАБР).
Участников встречи поприветствовал генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов. Он отметил, что уже проделана серьёзная работа по расширению границ между странами, которые готовы к сотрудничеству.
«Мы сделали серьезную работу по расчётам национальных валют, создали расчётно-деловой центр. Кроме того, установили отношения со всеми национальными банками и биржами наших стран-акционеров. Поставлены широкие задачи: устанавливать такие же отношения с другими странами, которые имеют довольно крупный товарооборот с Россией», — сказал председатель Правления ЕАБР, генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов.
Главной темой заседания стало обсуждение выстраивания взаимоотношений между представителями социально значимых проектов и инвесторами. В рамках конференции участники поднимали и проблему информирования о деятельности в сфере государственно-частного взаимодействия. Телеканал «Большая Азия» выступил основным партнёром в освещении этого мероприятия.
«Вопросы, связанные с информированием, стоят достаточно актуально, поскольку проект, который реализуется, особенно инфраструктурный, затрагивает интересы не одного региона, а целого ряда регионов. Он не имеет административных границ, и в реализации, помимо пула бизнес-структур, участвует как федеральный бюджет, так и региональные бюджеты. Поэтому это вопрос всеобщей договорённости — закрепление этих прав и обязанностей юридически — и дальше вопрос идёт об исполнении» — подчеркнул президент Ассоциация «РД МНТС» Виктор Иванов.
Отдельно на конференции поднималась актуальная на сегодня тема различных форм партнёрства и концессионных соглашений при реализации национальных проектов. Это значит, что услуги будут оказываться на взаимовыгодных условиях как для инвесторов, так и для представителей проекта.
В рамках мероприятия состоялась масштабная презентация, посвящённая прокладке железных дорог в тех регионах, которые остро нуждаются в новых транспортных развязках. Генеральный директор АО Межрегиональная Компания «Белкомур» Владимир Щёлоков отметил, что проект является одним из немногих проработанных. Уже сейчас можно рассчитать количество необходимого для строительства материала.
В рамках конференции были подписаны соглашения между Ассамблеей народов Евразии и Российским Домом международного научно-технического сотрудничества. Также Ассоциация «РД МНТС» заключила соглашение о взаимном сотрудничестве с Евразийским Банком Развития.
Выступление президента Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества» Виктора Иванова на конференции «Особенности реализации проектов с применением механизмов ГЧП / концессионных соглашений в рамках Евразийского сотрудничества»
г. Москва, 26 сентября 2019 г.
Добрый день, уважаемый Андрей Юрьевич!
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад приветствовать всех вас в стенах Российского дома международного научно-технического сотрудничества, преемника Государственного комитета СССР по науке и технологиям (ГКНТ) в сфере работы с международными научными, промышленными и инвестиционными организациями. Это место – сердце истории поздне-советского и российского государства в сфере международных отношений в сфере науки и технологий. С 1979 года здесь принимают официальные делегации со всего мира.
Наша Ассоциация, Президентом которой я являюсь, была учреждена в 1992 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в целях возрождения Дома приемов ГКНТ.
Ассоциация представляет интересы нашей страны в ряде международных организаций. В частности, с 1996 года является официальным представителем России в Азиатско-Тихоокеанском центре по трансферу технологий, который действует под эгидой ООН. Ассоциация также является учредителем российско-китайского консорциума «Центр науки и высоких технологий», партнером Института внешней торговли Италии (ICE), а с 1998 года – членом Международной федерации ассоциаций изобретателей (IFIA).
За 26 лет своей деятельности Ассоциация «РД МНТС» помогла реализации сотен проектов в различных направлениях международного научно-технического сотрудничества. Организовано более чем 150 международных научно-технических форумов; обеспечивается содействие в трансфере технологий и инвестиционных проектов.
Уважаемые коллеги!
Последние пять лет Президент России ставит задачу организации в стране рывка и прорыва.
Но как это сделать?
Сформировать видение того, что может в ближайшее десятилетие задать для страны новую экономическую продуктивность, или, проще, ясное понимание того, что именно позволит стране существенно больше, в разы, зарабатывать и наращивать доходность. Тем более, если мировые цены на нефть не будут расти, а, скорее всего, ещё и падать.
Проведённый нами анализ однозначно показывает, что ключ к такому переходу – в организации, если хотите, инфраструктурной революции.
Сегодня основное требование к экономической продуктивности – мыслить инфраструктурами и мультиинфраструктурами, поскольку за ними стоят передовые способы жизни, организуемые цифровыми платформами и экосистемами. И эти передовые способы жизни в виде мультиинфраструктур и приносят самые большие трудовые деньги.
Яркими примерами являются высокоскоростные авто- и железнодорожная магистрали Москва – Санкт-Петербург, освоение и значительная активизация грузоперевозок по Северному Морскому пути, масштабные проекты по производству и транспортировке сжиженного природного газа, комплексные проекты в рамках Шелкового пути и ряд других.
При этом ключевую роль в разработке и реализации инфраструктурных проектов играет механизм концессий. Можно даже сказать, что компании, которые занимаются концессионной деятельностью, являются одними из ключевых операторов по выполнению задач, поставленных в национальных проектах.
К слову, многие значимые инфраструктуры еще в царской России создавались именно с помощью механизма концессий. В середине позапрошлого века были реализованы первые концессии по постройке Царскосельской железной дороги, впоследствии – Николаевской железной дороги. Этот опыт оказался настолько удачным, что стал катализатором возникновения целого пула частных железнодорожных обществ, которые в свою очередь образовали инфраструктурную основу железнодорожного строительства по всей стране. В качестве примеров можно привести Рыбинско-Осеченскую железную дорогу, Харьково-Николаевскую железную дорогу, Ростово-Владикавказскую железную дорогу и многие другие.
Поэтому и исторические примеры, и опыт последних лет показывают перспективность концессионного механизма для реализации крупных инфраструктурных проектов.
В числе значимых и востребованных в стране таких проектов хотел бы упомянуть следующие:
разработка арктического шельфа как инструмента расширения энергетического потенциала страны и уникальной возможности повышения конкурентоспособности наших углеводородов перед аравийскими и сланцевыми за счет существенного сокращения транспортных издержек и привилегированного доступа к месторождениям;
создание инфраструктуры прямого космического доступа для российских информационных сетей в целях обеспечения отечественных систем управления – создание российской версии европейских и американских конкурентов, Oneweb и Starlink;
инфраструктура обеспечения территориальной целостности страны, мобильности населения, беспрепятственного перемещения грузов, в том числе, с учётом обширности и подчас труднодоступности российских пространств – воздушными мостами.
При этом надо понимать, что речь идет не только и не столько о самолетах, а обо всей совокупности инфраструктур, обеспечивающих связность страны. То есть это и системы управления воздушным движением, сеть аэродромов, это и унификация рядов воздушных судов, сервисной сети и т.п.
Оптимизировать пространственное развитие и расселение в России, радикально улучшить социально-экономическую, экологическую и демографическую ситуацию в России и в сопредельных странах позволит масштабный инфраструктурный проект гидротехнического обустройства великих русских рек через их реконструкцию в каскады водохранилищ и сооружению межбассейновых судоходных соединений, к развитию охватывающей всю страну системы глубоководных коммуникаций с попутным использованием гидроэнергии и решением практически всех существующих водных проблем – особенно, обмелений и наводнений.
Такой речной проект может стать основой долгосрочного, на 60–80 лет, плана реконструкции речной сети и соответствующей долгосрочной инвестиционно-строительной программы — кстати, всецело задействующей находящиеся ныне в кризисе строительные мощности.
В этом контексте крайне важной представляется логика региональных инфраструктурных проектов, имея в виду не только регионы, ограниченные административными границами, отдельными губернаторами, руководителями, но и единые с точки зрения геоэкономики макрорегионы. Известные всем и понятные примеры – это Арктика, Дальний Восток.
Отдельно хочу отметить такой знаковый для России макрорегион как Нечерноземье, где опережающими темпами происходит не развитие, а запустение и обезлюживание территорий. Здесь, в старорусских регионах, землях культурно-исторической идентичности русского народа, также сейчас критически необходимы новые способы жизни и компетенции, целая сеть мультиинфраструктурных плацдармов.
Еще один жизненно важный для нашей страны макрорегион – это Центральная Азия, где важную роль, напомню, коллеги, играет опережающее развитие Афганистана.
Не случайно этот регион стал объектом чрезвычайной активности вооруженных сил США и стран НАТО. Естественно, Организация договора коллективной безопасности осуществляет необходимые меры обеспечения стабильности этого макрорегиона, но вместе с тем, здесь критически важна и необходима целенаправленная и активная реализация инфраструктурных экономических проектов.
Именно для решения этой задачи был создан Евразийский экономический союз, а также Евразийский банк развития, призванные содействовать экономическому росту государств-участников через реализацию жизненно важных и востребованных проектов. Весьма логичным дополнением к этим институтам, на наш взгляд, было бы создание единого крупного оператора реализации межгосударственных инфраструктурных проектов в этом макрорегионе в форме Корпорации Центральной Азии, в свое время поддержанное Правительством Российской Федерации (мировые аналоги – ЮСЭЙД, Корпорация развития Темзы).
В целом, на сегодня уже вызрели все предпосылки для организации масштабного инфраструктурного проекта «Трансевразийский пояс развития» — ТЕПР – который мог бы стать, с одной стороны хорошим сопряжением со знаменитым китайским проектом «Один пояс, один путь», а с другой стороны, оригинальным решением суверенного инфраструктурного развития евразийского материка.
Суть проекта ТЕПР в том, чтобы собрать все проекты в единую мультиинфраструктуру.
Доктринальный проект ТЕПР уже поддержан РАН и МГУ и к настоящему времени Ассоциация «РД-МНТС» рассматривает себя в качестве оператора проекта и разрабатывает Дорожную карту по его организации и старту.
Очевидно, реализация ТЕПР даст не только колоссальный экономический и социальный эффекты, но и даёт реальный шанс через применение новых инвестиционных инструментов трансформировать мировую финасовую систему, проведя практическую дедолларизацию экономики России и большинства экономик Евразийского материка.
Уважаемый Андрей Юрьевич, знаю, что ЕАБР является одним из лидеров международного Клуба долгосрочных инвесторов, Предлагаю ЕАБР выступить партнёром и заказчиком на организацию проекта ТЕПР — Трансевразийский пояс развития – как системного интегратора евразийского развития и базы для рывка и прорыва, который требует Президент России.
Коллеги, уверен, что сегодняшний обмен мнения будет способствовать реализации проектов с применением механизмов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений в рамках Евразийского сотрудничества.
Спасибо за внимание.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.