понедельник, 15 апреля 2024 г.

Эксперты обсудили создание единого образовательного пространства Большого Каспия

01.11.2021 1
Фото: Центр международных исследований «Каспий-Евразия»

29 октября в Астрахани состоялась экспертная онлайн-встреча «Модернизация высшего образования в регионе Большого Каспия: тенденции, проблемы и решения». 

Её участники – эксперты в области образования, науки, политологии и международных отношений из Азербайджана, Казахстана, России и Узбекистана – обсудили создание общего образовательного пространства стран Прикаспия. Организатором встречи выступили Центр международных исследований «Каспий-Евразия», Астраханский государственный технический университет и Ассоциация государственных университетов и научно-исследовательских центров прикаспийских стран.


Двойные дипломы открывают новые горизонты для студентов Прикаспия


Экспертная встреча, посвящённая модернизации высшего образования в странах Большого Каспия, стала своего рода подведением промежуточных итогов в области работы высшей школы в 2021 году. Он, как и 2020-й, оказался непростым в силу ковидных ограничений. Однако представители каспийских вузов поделились не только своими проблемами, но и позитивным опытом международного сотрудничества. Так, директор Морской академии КГУТИ им. Ш. Есенова (г. Актау, Республика Казахстан) Болат Сарсенбаев рассказал о совместной работе с коллегами из Азербайджанской Республики: «Два года мы вели переговоры с Азербайджаном по поводу двухдипломного обучения, преимущества которого состоят в том, что студент получает больше компетенций, чем при обычном обучении. По законам Республики Казахстан двухдипломное образование подразумевает унификацию учебных программ и дисциплин. В результате переговоров нам с азербайджанскими коллегами удалось добиться усреднённого учебного плана по направлениям морской подготовки, и Азербайджан уже принял к себе 13 наших студентов, которые сейчас проходят обучение в Баку».

По словам главы Морской академии, в планах у казахстанского вуза заключить договор с АГТУ об открытии его филиала в Актау. Напомним, что Астраханский государственный технический университет стал первым периферийным вузом России, открывшим свой филиал за рубежом. Речь идёт о филиале АГТУ в г.Ташкенте (Республика Узбекистан).

Филиал АГТУ в Ташкенте – новый шаг в каспийской интеграции образования


Решение о создании ташкентского филиала астраханского вуза было инициировано президентом Республики Узбекистан в апреле 2018 года. Сегодня в республике действуют 123 высших учебных заведения, но астраханский филиал АГТУ особенно ценен своей подготовкой специалистов рыбной отрасли. В Узбекистане это направление считают перспективным.

По словам директора филиала АГТУ Марии Цибизовой, сейчас там проходят обучение 970 человек: «Я рада, что мы находим общие точки соприкосновения с коллегами из стран постсоветского пространства. Особенность ташкентского филиала вуза в том, что там учатся по российским стандартам. Мы за расширение границ и сотрудничества».


«Развитие образования в Узбекистане идёт большими темпами. Выработана концепция развития, одобренная президентом Республики. Если раньше охват наших выпускников составлял всего 8%, то сейчас эта цифра увеличилась до 28-29%, а в планах поднять её до 50%. У нас увеличивается число вузов, и открытие филиала – результат эффективной работы и развития системы высшего образования в Республике Узбекистан. Надеемся, что эта тенденция будет расти и поддерживаться на высоком уровне», — отметил в ходе экспертного совещания исполнительный директор филиала АГТУ в Ташкентской области Абдуллажон Хамракулов. Он также поддержал идею коллег из Казахстана о системе двойных дипломов в вузах Большого Каспия: «Это будет большой помощью и поддержкой для развития Республики», — резюмировал исполнительный директор филиала.

Участие в обсуждении создания единого образовательного пространства региона Большого Каспия принял представитель столичного казахстанского вуза – в эти дни в Астрахань для знакомства с лабораторной базой и изучением рыболовства приехал профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва Зерекбай Аликулов. «АГТУ имеет большой опыт в сфере развития рыболовства, и сейчас мы налаживаем сотрудничество между нашими университетами, обмениваемся позитивным опытом. Отмечу, что нас интересуют не только образовательные процессы, но и научная сфера сотрудничества», — отметил эксперт.

Обучение в европейском вузе доступнее, чем в каспийском: в чем проблема учебных программ


Однако, помимо позитивного опыта и планов кооперации, эксперты озвучили и ряд проблем, которые сложились в сфере высшей школы в последние годы. Вызовам и угрозам каспийской интеграции в сфере высшего образования был посвящен доклад профессора Азербайджанского экономического университета Эльшада Мамедова: «Крайне важным моментом, на мой взгляд, является то, что мы, несмотря на происходящие дезинтеграционные процессы, все же сохраняем площадки для дискуссии и взаимодействия. Сегодня мы столкнулись с общими проблемами, которые связаны с отходом от позитивных трендов времён советского периода. Тренды 90-х годов XX в. были направлены на полный отказ от советского прошлого, что негативно сказалось на качестве образовательного процесса в наших странах. Повальное стремление к мнимым западным стандартам, на мой взгляд, привело к снижению качества в системе образования стран постсоветского пространства».

По мнению эксперта, для решения сложившихся проблем и преодоления дезинтеграционных процессов странам Каспия необходимы кооперация и согласование существующих учебных программ: «Мы старались реализовывать программы двойных дипломов с российскими и украинскими университетами, но в итоге сталкивались с большим проблемами, так как наши образовательные стандарты слишком разные. Эти вопросы должны подниматься и обсуждаться на самом высоком уровне».


Мнение поддержала и руководитель Центра международных исследований Ксения Тюренкова: «Я согласна с вами по поводу учебных стандартов и программ. Парадокс заключается в том, что как участникам Болонской системы нам с европейскими вузами сотрудничать проще, чем вузами стран Прикаспия, это наша основная проблема на пути образовательной кооперации, решить которую в одночасье не получается, но мы как эксперты делаем всё, что от нас зависит».


Успешным интеграционным проектом в сфере высшего образования в странах Каспийского региона можно считать Ассоциацию государственных университетов и научно-исследовательских институтов стран Прикаспия. О своём позитивном опыте сотрудничества рассказала руководитель международного отдела АГТУ (на базе которого и работает штаб-квартира Ассоциации) Евгения Юкина: «Да, у нас случаются сложности законодательного порядка, но никто не обещал, что будет легко. К примеру, создание филиала в Узбекистане – это сложный, большой проект, много сил уходит на взаимодействие с узбекской стороной. И подобные сегодняшней нашей встрече экспертные мероприятия, совещания являются для нас большим подспорьем. В ходе них всегда рождаются новые идеи, принимаются компромиссные решения, решаются проблемные вопросы. Сейчас мы думаем о том, чтобы пригласить в АГТУ Эльшада Мамедова в качестве лектора, создать программу сотрудничества по ряду направлений с экономическим университетом, а также сделать предложение бакинскому вузу о разработке совместной программы двойных дипломов. Мне кажется, сейчас мы движемся прямыми шагами к интеграции. Мы будем делать все, чтобы не отходить от этого вектора развития».

 

Заключительным в ходе совещания стало предложение руководителя Центра «Каспий-Евразия» Ксении Тюренковой о создании единой рейтинговой системы вузов стран Большого Каспия: «Если мы говорим о создании единого образовательного пространства, то нам нужны и альтернативные рейтинги наших вузов внутри Каспийского региона. Тем самым мы повысим возможности студенческой мобильности, когда студент в России откроет для себя региональные вузы Азербайджана, Казахстана или Узбекистана. Сейчас сложилась ситуация, в которой российские вузы чаще принимают студентов из стран Прикаспия, в то время как вузы Казахстана, Азербайджана или Узбекистана не являются столь же привлекательными для российских студентов. Не потому, что они в чём-то уступают, а потому, что о них нет должной информации, не выстроена соответствующая инфраструктура».

 

В завершении встречи эксперты приняли решение обсудить образовательную повестку Каспийского региона ещё раз, но более подробно и в расширенном формате, чтобы выработать конкретные предложения и проекты.

6:07 «Алтайские горы». Серия 3. «Пастораль» 16+
6:35 «Алтайские горы». Серия 4. «Райское место» 16+
7:00 Новости 12+
7:10 «Тигры женщин не трогают». Документальный фильм 16+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония