Экспедиция РГО обнаружила места крушения самолетов времен Второй мировой войны в джунглях Индии

14.06.2023 Пресс-служба РГО 2919
Фото: Пресс-служба РГО

В ходе исследований на территории индийских штатов Аруначал-Прадеш, Манипур и Нагаленд, проведенных в рамках научного лагеря Русского географического общества (РГО), специалисты Центра современной истории (ЦСИ) обнаружили места падений военных самолетов ВВС армии США и Великобритании в 1943–1945 годах.

Руководитель научно-поисковых проектов ЦСИ Сергей Катков рассказал, что его команда участвовала в нескольких экспедициях в Индии. Впервые российские специалисты побывали в штате Аруначал-Прадеш в 2009 году, но тогда интерес был по большей части этнографического характера. В 2010 году участники экспедиции искали места буддистского паломничества, которые были утрачены в начале ХХ века.

Во время следующего посещения Индии в 2011 году один из местных охотников показал исследователям из России необычный кусок металла, найденный в джунглях. Жестами охотник объяснил, что эта вещь связана с небом.

«Позже, изучив фотографии, мы поняли, что это фрагмент стойки шасси от американского истребителя. Так появилась новая задача – найти места крушения самолетов Второй мировой войны на этих территориях. К экспедиции мы готовились пять лет, осуществлена она была при поддержке РГО».

У команды ЦСИ уже имелся немалый опыт поиска и идентификации самолетов на территории России (в Сибири, на Камчатке и даже в Арктике), в том числе потерпевших крушение машин западных союзников.

По архивным материалам специалисты ЦСИ создали базу данных со всеми известными заводскими номерами самолетов, пропавших на этих территориях.

«Мы проанализировали информацию из Национального архива США по боевым и небоевым потерям в ходе Гималайской операции. За 1943–1945 годы было потеряно более 400 самолетов, найдено из них меньше 20», – рассказал Сергей Катков.

По его словам, историкам известны два главных этапа военных действий Второй мировой в Гималаях, когда происходили значительные потери западных самолетов. Первый относится к 1942 году, когда японская армия оккупировала Бирму, где располагались авиабазы и аэродромы американских и британских ВВС. Боевые машины пришлось спешно эвакуировать, в том числе и в индийский штат Аруначал-Прадеш.

Второй этап датируется мартом 1944 года, когда японцы начали вторжение в северо-восточные индийские области Манипура и Нага-Хиллс.

«В этом районе произошло огромное количество воздушных боев, потерпело крушение много истребителей», – пояснил Сергей Катков.

Опросив местных жителей, поисковой группе удалось найти места падения двух самолетов. Один из них – американский истребитель Curtiss P-40 Warhawk. Это именно тот борт, фрагмент стойки шасси которого нашел местный охотник в джунглях более 30 лет назад.

Также для поставок оружия Китаю англо-американские войска организовали воздушный мост из штата Аруначал-Прадеш через Гималаи. Для этого транспортного коридора в основном использовались самолеты Consolidated B-24 Liberator. Крушения случались нередко: в этом районе сложные климатические условия и специфический ландшафт.

После долгих поисков и многодневного похода по джунглям группе ЦСИ удалось обнаружить авиационные двигатели второго самолета – B-24 Liberator. Ранее их заметил житель штата Аруначал-Прадеш, бизнесмен Таба Нобин.

«Мы шли шесть дней в одну сторону, – поделился впечатлениями руководитель группы. – В один из дней мы сумели пройти всего 230 м! У местных понятие „тропа“ очень сильно отличается от нашего. По джунглям они всегда пробираются с мачете в руках, непрерывно прорубая себе путь и ориентируясь на едва заметные приметы — когда-то срубленные ветки или зарубки на деревьях. Идти было крайне сложно, но главной проблемой стало отсутствие воды в этих местах. Поэтому мы несли ее с собой. На человека в сутки получалось всего 400 мл».

Исследователи изучили архивные данные на 61 летное происшествие с самолетами В-24 Liberatorег и 32 инцидента с его транспортной версией C-87.

«На основании места нахождения обломков возникло несколько гипотез, – сообщил Сергей Катков. – По одной из них, возможно, был найден транспортник С-87 с регистрационным номером 43-30580, не вернувшийся с задания 17 августа 1944 года. Чтобы окончательно убедиться в этом, специалисты ЦСИ продолжают работу с архивными материалами».

В следующем году исследователи надеются провести очередную экспедицию, найти необходимые номера бортов и узнать что-то о судьбе экипажа, а также отработать свидетельства о местах падения других самолетов.

16:10 Земля. Гид для путешественников. Оман, земля приключений. Часть 4. Мир, созданный из глины 16+
16:45 Вкус путешествий. Таиланд. Бангкок 12+
16:50 Вкус путешествий. Таиланд. Пхукет. 12+
16:55 Вкус путешествий. Таиланд. Пхукет. 2 часть 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония