Учёные ДВФУ нашли генетическое сходство между жителями Дальнего Востока, Японии и Тайваня

09.03.2021 Александр Зверев, департамент внешних коммуникаций ДВФУ 1
Директор Учебно-научного музея ДВФУ Александр Попов во время раскопок на памятниках Бойсмана-2. Фото автора, опубликовано на сайте Nat-geo.ru

Учёные выяснили, что исконное население российского Дальнего Востока — самобытная часть восточноазиатской цивилизации. 

Народы современного российского Дальнего Востока тысячелетиями развивали самобытную культуру, перенимая новые технологии соседей постепенно, а не в результате мощных миграционных потоков извне. Отмечается генетическое сходство древних людей юга Российского Дальнего Востока с древними жителями Японии, Тайваня и коренными американцами. Статья с такими выводами международной группы ученых, в которую вошли специалисты Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), опубликована в Nature.


Археологи Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ вместе с зарубежными коллегами проанализировали результаты генетических исследований образцов, которые получили из останков 166 человек, проживавших в течение последних восьми тысяч лет на территории Восточной Азии, в том числе нынешнего Приморья и Хабаровского края. Их сопоставили с генетической информацией 383 человек — современных жителей Китая, Непала и ранее опубликованными научными данными по региону. Исследование помогает понять, как формировалось население Восточной Азии и, в частности, на территории российского Дальнего Востока. 

«Генетическая картина Восточной Азии довольно сложная, но в отельных регионах всегда оставалась обособленной. Например, для юга Дальнего Востока России удалось проследить генетическую преемственность коренного населения на протяжении последних шести-семи тысяч лет, начиная с эпохи нового каменного века (неолита) до современных приамурско-приморских малочисленных народностей. Судя по генетическим данным, замены населения здесь не наблюдается. Скорее всего, большинство культурно-исторических изменений нашего региона происходили в результате самобытного развития местного населения, воспринимавшего в определенные периоды технологические, адаптационные и иные внешние новации с незначительным миграционным притоком. Собственно, появление этих людей вдоль Тихоокеанского побережья России можно связать с более ранним периодом — около 40 — 15 тысячи лет назад», — говорит участник исследования Александр Попов, директор Учебно-научного музея ДВФУ Школы искусств и гуманитарных наук.  

Генетические материалы из останков древних людей, проживавших на территории современного российского Приморья, предоставил из своих фондов Музей археологии и этнографии Учебно-научного музея ДВФУ. Сами останки получены по результатам университетских раскопок на памятниках Бойсмана-2 (неолит, 6 – 5 тысяч лет назад) и Поспелово-1 (ранний железный век, 2,8 – 2,3 тысяч лет назад). Музей археологии и этнографии Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН предоставил образцы, полученные по результатам раскопок на памятнике Рощино-4 (раннее средневековье, 1,5 – 1,2 тысяч лет). Оказалось, что всё это единая генетическая линия, ведущая к одной из современных дальневосточных народностей — ульчам. В определённой степени результаты генетического анализа подтверждаются некоторыми археологическими материалами.  

«Охотники-собиратели, проживавшие на территории Приморья – часть восточноазиатской цивилизации. Это не китайцы, не корейцы и не японцы разного периода времени. Генетическая линия неолитических людей юга Дальнего Востока (бойсманская и руднинская культуры) продолжается в генокоде людей, которые проживали после них на этой территории через четыре тысячи лет, в раннем железном веке (янковская культура). Еще через тысячу лет эта линия продолжается в культуре хейшу-мохе, но у них уже имеется ханьская примесь из Китая, что связано со средневековыми процессами перемещения населения. Еще через полторы тысячи лет мы видим тот же самый бойсманский код у современной приамурской народности — ульчей, исконного населения региона, которое сохранило свою идентичность», — рассказывает Александр Попов. 

Согласно вводам исследования, генетическая идентичность древних людей юга Дальнего Востока имеет больше сходств с древними жителями Японии, Тайваня и коренными американцами. Эта ветвь сильно отличалась от населения, проживающего на центральных китайских равнинах, западно-монгольского и сино-тибетского генетического кластера. Все генетические сближения связаны с гораздо более поздним временем, чуть ли не поздним средневековьем. Скорее всего, процессы формирования населения Восточной Азии напоминают западно-евразийские, в которых тоже выделяют несколько генетических групп, сформировавших позже общую картину.  

«Мир Восточной Азии очень богат. Человечество всегда выживало благодаря разнообразию популяции на разных территориях, в том числе «периферийных», хотя сейчас мы склонны воспринимать прошлое через налёт внешнего глобализма, будь он греко-римского или восточного происхождения. В этом смысле археология и молекулярная биология показывают, что разнообразие, генетическое и культурное, – это весьма положительный фактор для человечества в целом», — резюмирует Александр Попов

На следующем этапе исследования ученые планируют полнее совместить полученный богатый генетический материал с существующим археологическим контекстом. Они надеются пролить свет на те вопросы, которые пока что мало понятны. Например, костные останки содержат часть генетического кода, которая осталась от какой-то очень древней миграции людей, заселявших Тихоокеанское побережье с южной части в позднем Плейстоцене (40 000 – 15 000 лет назад). Установить точное происхождение пока проблематично, поскольку не было найдено останков старше семи тысяч лет. 

19:10 «Алтайские горы». Серия 1. «Снежный город» 16+
19:35 Путешествие по городам с историей. Калькутта. Наследие Британской Индии (с субтитрами). 12+
20:00 Китайская панорама 12+
20:07 «Неизвестный Ершов». Документальный фильм 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония