Более 200 миниатюрных скульптур нэцкэ представлены в ЦДХ
26.10.2018 Инна Изыхеева, телеканал "Большая Азия" 1
На ней представлено более 200 миниатюрных скульптур, созданных мастерами, чьи имена известны не только ценителям японского искусства, но и широкой публике.
Томатада, Окатомо, Мицухиро — работы этих прославленных мастеров так сразу и не найдёшь. К фигуркам нет скучных аннотаций, лишь цифры. По мнению организаторов, так проще воспринять искусство нэцкэ и влюбиться в него.
«Не нужно смотреть ни на прайс, ни на имя мастера. Тут всё искусство делится на две категории: бездарное и талантливое, всё! Третьего не дано. Поэтому, когда вам нравится какая-то нэцкэ, скорее всего она просто сделана хорошим мастером. Потом уже, когда начинаешь копать, узнавать школу, времена, имена, тогда уже картинка складывается в полной мере. Но в первую очередь нужно правильно смотреть на сам предмет, насколько вы входите с ним в резонанс», — рассказывает Олег Мареев, сотрудник галереи «Евразия», специалист в области искусства Японии и Китая.
Для изготовления нэцкэ мастера использовали преимущественно дерево, в 18 веке они перешли на слоновую кость, далее в обиход шли оленьи рога, кости морских животных и даже зубы кашалота.
«Слоновая кость элитарный материал, — рассказывает Олег Мареев, — олений рог менее пластичен, с ним работать гораздо сложнее. Только мастера школы Осакоса достигли высоких результатов».
Представленные нэцкэ — лучшие образцы из собраний российских коллекционеров. Из 200 фигурок всего 15 относятся к работам современников. Например, «Миниатюрный заяц» выполненный мастером Сергеем Осиповым, а рядом с ним козел, изготовленный в 19 веке.
Сопоставив два предмета, мы можем быть свидетелями того, что мастера 20 века продолжают традиции, которые были заложены их предшественниками 200 лет назад. Это искусство не умерло оно продолжает жить.
Экспозиция «Нэцкэ сквозь три столетия» имеет колоссальный успех у посетителей. Секрет в подаче материала: специальные витрины, освещение и лаконичность сделали свое дело.
«Я не хотел ставить сложные задачи, погружать посетителей в глубины этого искусства, — продолжает Олег Морев. — Я хотел чтобы они просто посмотрели: вот фигурка, здесь лепешка, здесь зайчик, здесь дракон, бог, я от внутренней систематизации хотел уйти. Максимум что я сделал — показал несколько типов нэцкэ и часто используемые материалы, все остальное неважно. Тот, кому это понравится, пусть изучает глубже! А здесь должно состоятся первое соприкосновение с этим искусством».
Искусство нэцкэ – настоящая магия, где с помощью нескольких ударов резцом мастер создаёт глубокие образы, эмоции, разнообразные сюжеты. В этой экспозиции можно проследить историю эволюции нэцкэ – от его зарождения до окончательной трансформации в самостоятельное направление искусства.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.