Ирина Семененко: «Идентичность составляет основу социокультурного суверенитета государства»

27.12.2024 Никита Ланской / Портал «Научная Россия» 209
Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

О том, как в политическом дискурсе возникло понятие идентичности, что это такое и каким образом влияет на государственный суверенитет, – в разговоре «Научной России» с доктором политических наук членом-корреспондентом РАН Ириной Станиславовной Семененко.

До недавнего времени понятие «идентичность» практически не встречалось в политической науке. Как данность воспринималось то, что люди причисляют себя к левым или правым, красным или белым, консерваторам или либералам. И даже более: к определенным гражданству, нации, профессии… Множественные идентичности всегда были частью нашей жизни, хотя мы и не всегда их так называли. О том, что изменилось и как это понятие теперь влияет на суверенитет государств, мы беседуем с доктором политических наук членом-корреспондентом РАН Ириной Станиславовной Семененко.

– Расскажите, пожалуйста, о понятии идентичности и о том, когда оно вошло в дискурс и появилось в принципе.

– Не такой простой вопрос, и не таким простым будет ответ, потому что можно сказать, что и довольно давно, и сравнительно недавно. Дело в том, что в политической науке становление этого понятия происходило достаточно длительно и постепенно. Пришло оно из психологии в середине прошлого века, когда впервые было концептуализировано такое понятие, как кризис идентичности. Но тогда речь шла о личностном кризисе. Была опубликована работа Эрика Эриксона, известная всем, кто занимается идентичностью, именно тем, что этот вопрос впервые был поставлен. И он был спроецирован потом на социальные процессы. Книга его тогдашняя называлась «Идентичность: юность и кризис», где он говорил о возрастном кризисе идентичности.

Но для политической науки этого было недостаточно. Хотя политическая наука постепенно подходила к пониманию того, что эта тема очень важна и у нее большой аналитический потенциал. А потенциал этот связан с тем обстоятельством, что до недавнего времени центральное место в политических исследованиях занимали политические институты, а также анализ идей и процессов, связанных с идейными и институциональными трансформациями. Те, кто занимается этим профессионально, или те, кто читают регулярно СМИ, в первую очередь обращают внимание на электоральные процессы или разного рода партийные перипетии и столкновения идей и взглядов. Вот, предположим, популисты и их противники. Это магистральное направление в анализе политических процессов. Но как понять эти изменения, как их объяснить? Для того чтобы прийти к пониманию того, почему эти процессы происходят так, как они происходят, каковы их направления, что задает эти направления, в конечном счете на первый план и вышел концепт идентичности.

Интересен он не только своим аналитическим потенциалом, но и тем, что это редкий случай, когда из науки, и в частности уже из политической науки, концепция переходит в публичную политику. Сейчас она у всех на слуху, но 10–15 лет назад так сказать было нельзя. И вот за последние 10–15 лет важность понятия идентичности для развития общества, государства, человека стала не просто очевидной, но материализовалась в политических дискуссиях в виде выступлений первых лиц государств, в партийных программах, в обсуждении того, кто есть современный человек и как он соотносит себя с политическими и социальными процессами. Вот так идентичность и появилась. Она шла через психологию к социологии, культурологии, религиоведческим исследованиям – и вот, наконец, пришла в политическую науку и стала, я бы сказала, магистральным направлением. В том числе в связи с тем общественным запросом на понимание того, кто я и кто мы, который присутствует в обществе в условиях перманентного кризиса сознания.

– Кто я и кто мы? Как это понимать в политическом контексте?

– Дело в том, что человек соотносит себя с какой-то системой идей, взглядов и ценностей. Но человек – существо социальное, и поэтому его личная система координат, личные ориентиры, формируются во взаимодействии, в коммуникации, в политической коммуникации, в том числе с другими людьми. И идентичность как раз и означает на латыни одновременно «я такой, как другие» и «я не такой, как некие иные». Поэтому идентичность – это понятие, которое дает возможность человеку самопозиционироваться, провести границу между собой, с себе подобными, с кем он себя отождествляет, и другими, с которыми он находится в противоречии, не согласен и т. д. Тем самым человек позиционирует себя в системе ценностей и социально-политических координат.

И не обязательно это должна быть, предположим, партийная принадлежность или какая-то иная. Это даже не столько принадлежность. Если был вопрос о принадлежности, зачем тогда слово «идентичность»? Это еще вопрос об эмоциональном переживании. Как человек через себя пропускает то политическое, с которым он сталкивается в повседневной жизни, через новости, через социальные сети, через даже художественные формы, такие как кино, например. И все эти взаимодействия ставят перед ним вопросы, на которые он ищет ответы. И человек таким образом может соотносить себя с какой-то социальной группой.

Что для человека важнее всего? С какой системой координат он себя соотносит. Вот сидят студенты. Кто вы в первую очередь? И человек, предположим, говорит: я такой-то, принадлежу такой-то этнической группе. Я такой-то национальности, если формулировать это в наших привычных терминах. Или: я в первую очередь гражданин России. Или: я студент. Или: я отец, мать, потому что у меня есть маленькие дети. А может быть: я женщина, мужчина, для меня это важнее. Вот эта система соподчиненности разных ориентиров, с которой человек себя может соотносить ситуативно, и составляет его личностную идентичность. В данный момент, когда мы с вами говорим, у меня актуализирована моя профессиональная идентичность. Но это не значит, что у меня нет других. Просто они в большей или меньшей степени актуализируются в конкретные моменты.

Но дальше возникает вопрос: а как человек себя соотносит с другими? Ведь есть личностная идентичность, о которой мы уже поговорили чуть-чуть, и есть еще групповые или коллективные. То есть человек принадлежит определенному сообществу. И политическая наука изучает эту большую коллективную идентичность, которую мы называем макрополитической. Речь идет в первую очередь об идентичности национальной. Потому что когда говорят об идентичности политические лидеры, они чаще всего говорят о национальной идентичности, под которой могут пониматься тоже несколько разные изводы. Соотнесенность со страной или с нацией, которая рассеяна и находится не обязательно в этой стране, но и за ее пределами. Что, кстати говоря, очень важно для России и для самоидентификации членов нашего российского сообщества.

Почему? Потому что государство всегда играло очень важную и даже центральную, ключевую роль в построении системы координат человека. Гражданская идентичность несколько отличается от национальной, потому что это система координат, где человек себя позиционирует как гражданин, ему важно, как он относится к своему гражданскому долгу, к своей гражданской ответственности и своим возможностям. Гражданская идентичность может включать и политический активизм, но совершенно не сводится к нему. И тем более не сводится к тому, что у человека есть паспорт и он гражданин какой-то страны. Это сложное и комплексное понятие, потому что оно включает еще идеи гражданственности.

А еще есть актуализированные важные идентичности, такие как политическая, которая находится на стыке между государственной или национально-государственной и гражданской. То есть с какой системой идей, с какой системой политических координат человек себя соотносит. Есть очень важная составляющая для любого человека, который вступил в период взросления, – поколенческая идентичность. Вот вы принадлежите к другому поколению, чем я, но между нами есть определенная связь, преемственность поколений, поколенческая идентичность или возрастная.

Есть идентичность профессиональная, о чем мы уже говорили, или даже идентичность корпоративная, когда человек себя соотносит с определенной группой, корпорацией. Не обязательно это бизнес-корпорация, это может быть, например, корпорация охотников в широком смысле слова. Для человека важно, что он занимается таким делом. Это очень условный пример, но такого ведь много. Не говоря уже об идентификации по признакам пола, семейному положению и т. д.

И все эти идентичности формируются, могут конструироваться. Они же не возникают просто сами по себе на пустом месте, они складываются в социальных взаимодействиях. И на эти социальные взаимодействия могут влиять определенные политические силы. Политическая наука занимается тем, что она изучает в том числе механизмы политики идентичности.

Тут стоит немножко уточнить: если кто-то будет читать зарубежную литературу, там политика идентичности толкует очень много из 1970-х гг., когда возник мультикультурализм. И речь идет в основном о том, что какие-то небольшие группы продвигают свои права. Такой достаточно нейтральный, но понятный пример – этнические американские индейцы. С помощью политики идентичности они отстаивают свое право на собственное культурное лицо. Но на самом деле политика идентичности совсем к этому не сводится. То, что какая-то миноритарная группа борется за свои права, безусловно, очень важно, но это может негативно влиять на другие группы и на большинство. И тут надо думать еще о балансе.

Но уж если идти в сторону анализа того, каково поле политики идентичности, то ведь в нем действуют в первую очередь субъекты, которые формируют, конструируют идентичности. А это государство в лице своих разных институтов и структур. Это разного рода гражданские структуры, некоммерческие. Это обязательно институты социализации, школа, армия. Это может быть бизнес, который с помощью определенных потребительских моделей продвигает ценности потребления, что очень неоднозначно. Это могут быть любые вовлеченные в политический процесс субъекты.

– Какова взаимосвязь между понятием идентичности и суверенитетом?

– Это важнейший вопрос. В институте уже примерно 20 лет мы изучаем идентичность как ресурс современного общественного развития. Причем как ресурс нематериальный. Одно дело – такой ресурс, как полезные ископаемые, то, что можно пощупать; другое дело – идентичность. Она служит не меньшим ресурсом, а может быть, даже и большим, потому что в соответствии с тем, какую идентичность человек выбирает, выстраиваются политические приоритеты в государстве и в обществе, общественный запрос. И здесь сформулировать можно таким образом: идентичность составляет основу социокультурного суверенитета государства. У государства есть суверенитет в разных самых областях. Мы много говорим о технологическом суверенитете, о продовольственном суверенитете, даже уже рассуждаем о культурном суверенитете. Но здесь понятие шире: то, какие ценности человек выбирает и как он готов встраивать свой выбор в общую стратегию развития общества и государства.

Если человек связывает в личностном плане свое будущее, будущее своих детей, будущее своей семьи, будущее поколений, которые пойдут после него, с развитием государства, страны, региона, территории, на которой он живет или хотел бы жить, это и есть основа для суверенитета. Потому что суверенитет строится на идее развития. Человек с идентичностью развития в той или иной мере открыт другим общественным влияниям, общественным интересам, и он видит важность этих общественных интересов для себя и своей семьи. И это очень важно, так как на этом строится социокультурный суверенитет государства.

Можете еще немного рассказать о деятельности вашего центра?

– Наш институт существует с периода оттепели, мы скоро будем праздновать наш юбилей. И у нас институт ведущий по международно-политическим и мироэкономическим исследованиям. У нас есть три направления: мировая экономика, международные отношения и социально-политические процессы. Здесь, в стенах института зародилась теория международных отношений. Мы изучаем и теоретически перестройку системы современного миропорядка, биполярный мир и его закат, систему многополярного мира. Институт носит имя Евгения Максимовича Примакова, а он, как известно, стоял, у истоков этой идеи.

Мировая экономика – это процессы, которые происходят в экономической сфере, но касаются уже не только основных отраслей производства. Когда я пришла в институт в конце 1970-х гг., речь шла именно об этом. А теперь это новейшие технологии. У нас важнейшее направление – экономические и технологические инновации, исследование инноваций и инноватика.

Есть направление, связанное с военно-политической ситуацией в мире и с глобальными вызовами, потому что наш институт – это институт, который стоит во главе отделения глобальных проблем международных отношений. Мы занимаемся анализом глобальных проблем, тех рисков, которые имеют трансграничный характер и которые стоят перед современными обществами. И в этом смысле мы занимаемся в том числе и анализом внутриполитических и социальных процессов с точки зрения усложнения структур современных обществ: сложные общества и разделенные общества. Разделенные общества – это та категория, которая сейчас характеризует любое общество, только степень разная. Я бы охарактеризовала нынешнюю ситуацию как разделенные общества в разделенном мире. Можно и сильнее: от уже разделенного мира перейти к высококонфликтному миру. Но все-таки будем надеяться, что будет найден другой вектор, только уже в системе координат многополярного мира.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония