В МАИ создают умную систему для повышения безопасности авиаперелётов

27.10.2024 Медиаресурс "Большая Азия" 250
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС

Современные авиалайнеры оснащены передовой электроникой, и большую часть маршрута они могут лететь в автоматическом режиме. Несмотря на это, иногда катастрофы случаются. И часто виной всему — человеческий фактор. Как сообщает информационный портал «Научная Россия», в Центре «Авионика» Московского авиационного института разрабатывают IT-систему, которая будет контролировать поведение пилотов во время полёта и предотвращать потенциально опасное развитие событий.

Разработка специалистов МАИ — это система камер и датчиков, которые отслеживают направление взгляда и положение тела пилота, анализируют речь и многое другое. На основании полученных данных делается вывод об адекватности действий и состояния лётчика.  

Проводить такой анализ помогает строгий регламент, которому подчиняются действия экипажа при пилотировании самолета. На основании этих положений можно высчитать, когда на какой прибор должен посмотреть пилот. А по тому, как долго задержался его взгляд, — судить, насколько внимательно он следит за параметрами полета.

Также при создании системы специалисты Центра «Авионика» внимательно изучили и учли особенности физиологии человека, таких как острота зрения под тем или иным углом или особенности цветовосприятия.

«Например, известно, что область ясного видения у человека составляет всего 1,5–3°, область нормального видения — уже 12–15°, область периферийного зрения — 35° и больше. Во всех этих областях человек воспринимает информацию с разным качеством. Кроме того, в зависимости от области видения человек по-разному воспринимает цветосветовую информацию. Например, белый цвет мы видим во всём диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный цвет — до 50°, а зелёный — до 30°, без учёта формы поля зрения. Соответственно, при оценке деятельности пилота учитываются физиологические особенности восприятия человеком информации», — рассказал разработчик системы, инженер лаборатории № 3 Глеб Боярский.

Если система зафиксирует неадекватное поведение пилота, на борту сработает режим «fail-safe».  Тогда включится режим «возвращения на землю» или «встать в круг» — то есть произойдет выход на безопасный режим полета, когда самолет не будет угрожать другим воздушным судам и наземным объектам.

Разработчики отмечают, что система имеет большой потенциал применения в самых разных сферах. Например, аналогичный комплекс датчиков будет полезен в грузовиках дальнобойщиков.

14:10 Вне зоны. Актолагай и Аккергешен 12+
14:25 Земля. Гид для путешественников. Бутан, в поисках Небесного Королевства. Часть 3. Легенда монастыря «Логово тигрицы» 16+
15:00 Новости 12+
15:10 Вне зоны. Мечеть Коркембая 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония