В МАИ создают умную систему для повышения безопасности авиаперелётов
27.10.2024 Медиаресурс "Большая Азия" 20369Современные авиалайнеры оснащены передовой электроникой, и большую часть маршрута они могут лететь в автоматическом режиме. Несмотря на это, иногда катастрофы случаются. И часто виной всему — человеческий фактор. Как сообщает информационный портал «Научная Россия», в Центре «Авионика» Московского авиационного института разрабатывают IT-систему, которая будет контролировать поведение пилотов во время полёта и предотвращать потенциально опасное развитие событий.
Разработка специалистов МАИ — это система камер и датчиков, которые отслеживают направление взгляда и положение тела пилота, анализируют речь и многое другое. На основании полученных данных делается вывод об адекватности действий и состояния лётчика.
Проводить такой анализ помогает строгий регламент, которому подчиняются действия экипажа при пилотировании самолета. На основании этих положений можно высчитать, когда на какой прибор должен посмотреть пилот. А по тому, как долго задержался его взгляд, — судить, насколько внимательно он следит за параметрами полета.
Также при создании системы специалисты Центра «Авионика» внимательно изучили и учли особенности физиологии человека, таких как острота зрения под тем или иным углом или особенности цветовосприятия.
«Например, известно, что область ясного видения у человека составляет всего 1,5–3°, область нормального видения — уже 12–15°, область периферийного зрения — 35° и больше. Во всех этих областях человек воспринимает информацию с разным качеством. Кроме того, в зависимости от области видения человек по-разному воспринимает цветосветовую информацию. Например, белый цвет мы видим во всём диапазоне углов зрения, синий — до 70°, красный цвет — до 50°, а зелёный — до 30°, без учёта формы поля зрения. Соответственно, при оценке деятельности пилота учитываются физиологические особенности восприятия человеком информации», — рассказал разработчик системы, инженер лаборатории № 3 Глеб Боярский.
Если система зафиксирует неадекватное поведение пилота, на борту сработает режим «fail-safe». Тогда включится режим «возвращения на землю» или «встать в круг» — то есть произойдет выход на безопасный режим полета, когда самолет не будет угрожать другим воздушным судам и наземным объектам.
Разработчики отмечают, что система имеет большой потенциал применения в самых разных сферах. Например, аналогичный комплекс датчиков будет полезен в грузовиках дальнобойщиков.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.