Программа «Москва – лучший город земли» спустилась в столичную подземку

05.06.2024 Телеканал "Большая Азия" 4139
Кадры из программы «Москва – лучший город земли»

Смотрите в программе:

  • Кто и как строит Московское метро.
  • Как строили Большую кольцевую линию Московского метрополитена.
  • Что скрывает подземная Москва.
  • Как создают конструкции для укрепления тоннелей метро.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Всем привет! Я – Майк Гибсон, это программа «Москва – лучший город земли». 15 мая 2024 года московскому метро исполнилось 89 лет. Говорят, что это один и самых красивых метрополитенов в мире. И сегодня мы расскажем вам о тех, кто строит метро в российской столице. Итак, поехали!

Московский метрополитен – самый популярный вид городского транспорта. Ежедневно миллионы жителей и гостей российской столицы используют метро для перемещения по городу. Разветвленная сеть линий московской подземки позволяет быстро и с комфортом добраться в любую точку. Но так было не всегда.


Проекты московского метро начали разрабатывать еще в Российской Империи. Однако реализовать их помешали Первая мировая война и Революция. Решение о том, что Москве нужно начинать строить метрополитен, было принято в 1931 году.

АЛЕКСАНДР ПОПОВ, ФОТОГРАФ, ИСТОРИК АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Была резолюция о том, что надо строить метрополитен как средство для быстрых и дешевых перевозок людей. Потому что население Москвы было уже больше трех миллионов к тому моменту. Это огромные трамвайные пробки, маленькие улицы, загруженность.

Перед советскими инженерами и рабочими была поставлена задача построить не просто метро, а лучший в мире метрополитен. Для реализации этого плана были собраны лучшие специалисты. Так 2 октября 1931 года появилась организация «Московский метрострой».

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Компания с самого начала, с первого колышка и до сегодняшнего дня строила метро. Мы являемся первопроходцами в строительстве метро, основополагателями. Самое большое достижение было в 1935 году, 15 мая 1935 года, когда состоялось открытие первой линии метро – тогда одновременно ввели 13 станций метро.

ПАВЕЛ КАЛИНИН, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Дело было новое, неизведанное, и только шахтерский опыт в этом направлении, фактически был у России. Молодежь пришла на стройку социально активная, мобилизованная и мотивированная. Их было больше 10 тысяч человек. Роль комсомола была настолько велика, что московская организация даже получила высшую награду страны, орден Ленина

Строительству первых станций московской подземки присвоили статус ударной стройки. На многих участках работать приходилось в экстремальных условиях. О том, как, например, одевались строители-первопроходцы, сейчас можно узнать в «Музее Мосметростроя».

ПАВЕЛ КАЛИНИН, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Здесь что самое интересное, что головной убор, он предназначался для того, чтобы было водоотведение, когда сверху вода капала, лилась, чтобы можно было какое-то время быть более сухим, чтобы за шиворот вода не попадала. Такая вот шапка позволяла час-два работать.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Сегодня я узнал новое слово – шахтафон. Это специальный телефон для связи строителей метро в тоннеле. Вызывая диспетчера, нажми рычаг вниз.

Еще до начала Великой Отечественной войны сотрудники «Московского метростроя» успели проложить под столицей СССР целую сеть тоннелей для поездов. Город получил новый удобный вид транспорта. Во время войны московская подземка взяла на себя функции бомбоубежища, командного пункта и даже роддома. За первые 50 лет своей работы «Мосметрострой» получил 4 ордена, а также многочисленные премий в области архитектуры.

Сегодня «Мосметрострой» – одна из крупнейших строительных компаний России. Она возводит и ремонтирует объекты подземной и надземной транспортной инфраструктуры. Это не только станции, тоннели, инженерные сети и эскалаторы, но также автодорожные тоннели, эстакады, развязки, монолитные конструкции и здания. 

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Сегодня компания из себя представляет 38 предприятий, входящие в группу компаний «Московского метростроя». Из них 12 строительно-монтажных управлений, кто конкретно и непосредственно занимается строительством метро. Общая численность компании в людях составляет более 8,5 тысяч человек. И работы мы выполняем собственными силами, практически без привлечения субподрядных организаций от самого начала, от первого колышка и до разрезания ленточки.

Работы по развитию сети Московского метро ведутся практически беспрерывно. Начиная с 2011 года протяжённость метрополитена российской столицы выросла почти в два раза. За 13 лет было построено и реконструировано 114 станций, 11 электродепо и более 236 километров путей.

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

На сегодняшний момент каждая из станций тоже имеет свое архитектурное отличие и обличие. И она не повторяется одна с другой. Пусть это будет уже сегодня более современный подземный дворец с применением современных материалов, но это на самом деле красота, которой стоит гордиться.

Самым масштабным проектом за всю историю метростроения в России и в мире стала прокладка Большой кольцевой линии метро, в котором московские метростроевцы принимали самое активное участие.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Станция «Сокольники» является частью Большой кольцевой линии. Её открыли первого марта две тысячи двадцать третьего года. Давайте посмотрим, как здесь все устроено.

Открытие станции БКЛ «Сокольники» произошло одновременно с запуском всего Большого московского кольца. 1 марта 2023 года президент Российской Федерации Владимир Путин вместе с мэром Москвы Сергеем Собяниным и метростроевцами дал старт движению поездов.

ВЛАДИМИР ПУТИН, ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Теперь новая кольцевая линия полностью введена в строй, и она стала доступна для поездок по всей протяжённости. Поздравляю москвичей и жителей Московской области с этим замечательным событием.

В 2023 году этот масштабный проект получил награду премии Investment Leaders в номинации «Инвестиции в инновации». Большая кольцевая линия стала одиннадцатым маршрутом на карте Московского метрополитена. В неё входит 31 станция, а протяженность составляет 70 километров. На сегодняшний день БКЛ – самое большое метрокольцо в мире.

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Строительство такой линии планировалось еще и в советское время. Территориально зонами планирования предполагалось, что будет строительство большой кольцевой линии и один из участков когда-то был — станция Каховская, Каширская и Варшавская. Это в далекие 70-е годы уже приступили к строительству этой линии, но потом, соответственно, по каким-то там своим причинам было все приостановлено. И вот с 2010 года пришел Сергей Семёнович дал распоряжение по проектированию, по началу строительства. И практически 13 лет вся Москва, в том числе и «Московский метрострой» строил Большую кольцевую линию.

Из 31 станции Большой кольцевой линии специалисты «Московского метростроя» возвели и реконструировали 9: «Марьина Роща», «Рижская», «Электрозаводская», «Лефортово», «Авиамоторная», «Каширская», «Варшавская», «Каховская» и «Сокольники».

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Скажите пожалуйста, вот здесь очень интересное письмо. Что это?

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Это постановление Совета народных комиссаров о создании «Московского метростроя». 2 октября 1931 года в Кремле подписанием соответствующих лиц было утвержден «Московский метрострой». Вот этот документ опубликовали для того, чтобы люди видели и понимали, что это такое.

Станция БКЛ «Сокольники» стала частью большой истории строительства московского метро. Именно здесь 89 лет назад запустили первую линию столичной подземки. А теперь тут начинается новый, современный этап развития метрополитена Москвы.

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Когда создавали архитектурный облик станции, в том числе применяли исторические фотографии. И вот на многих отображены реальные люди того времени. Здесь вот это «маркшейдер», там есть рабочий, там есть горнопроходчик, есть машинист, там экскаваторщик. Поэтому вот предание этого шарма, архитектурного облика этой станции, связано вот именно с историей. С историей того, как люди строили.

Работы по строительству новой станции «Сокольники» команда «Мосметростроя» начала в 2020 году. В числе ее создателей был Сергей Калужский, руководитель комплекса «Московского метростроя».

СЕРГЕЙ КАЛУЖСКИЙ, НАЧАЛЬНИК КОМПЛЕКСА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Здесь было и трудно, и интересно, и волнительно, так как мы примыкались к действующей станции «Сокольники», которую строили наши предки, мы кирпичи с царскими печатями, находили кабель, который был еще в бумажной оплетке. И на нем были бирки Германии 1931 года. Также мы столкнулись с бетоном, который укладывали наши предки. Он был настолько крепок, что отбойные молотки его не брали. Пришлось его резать алмазной резкой.

Одна из самых сложных задач, которая стояла перед специалистами «Московского метростроя» – сделать переход на действующую станцию Сокольнической линии.

ЕВГЕНИЙ САТЫШЕВ, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 12 АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Сложность в том, что старая станция «Сокольники» – это объект культурного наследия. И вот нужно было ювелирно, аккуратненько к ней с двух сторон, как бы, в пешеходный переход и непосредственно на станцию подойти, аккуратно встроить обделку, вот, ничего не повредить и максимально постараться потом все это дело восстановить. В этом была сложность. В чем интересность была? Примкнувшись своим новым котлованом к старой обделке старой станции «Сокольники», могли подсечь и изучить технологии, которые применялись в 30-х годах, как они крепили котлован, как они делали гидроизоляцию, потому что технологии сейчас абсолютно поменялись. Ну, могу сказать, что по тем временам, в 30-е годы, как выполнена гидроизоляция старой станции, ну, тут есть чему поучиться.

Среди девяти станций Большой кольцевой линии, которые возводил «Мосметрострой», есть и рекордсмены. Например, «Марьина Роща», расположенная на глубине 72 метра, вошла в тройку самых глубоких станций Московского метрополитена. Также здесь установлен самый длинный эскалатор – 130 метров. Он спускает пассажиров на глубину 64 с половиной метра. В сложных условиях сооружались перегонные тоннели БКЛ вблизи Рижской эстакады Третьего транспортного кольца. Строители проложили более 3 километров путей под действующей железной дорогой. Местами работу усложняли и замедляли непростые грунты.

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

В Москве грунты 5, 6 категории. Это обводненные грунты, водонасыщенные, глина, суглинок и так далее. И это осложняет работу по строительству под землей.

Прокладывать тоннель метростроевцам помогает специальная установка – тоннелепроходческий механизированный комплекс.

АЛЕКСАНДР ПОПОВ, ФОТОГРАФ, ИСТОРИК АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Они бывают разного диаметра. В Москве работают 6-метровые машины, вот как здесь на этом макете представлено, так и 10-метровые машины. Это, наверное, сейчас такой венец технологии для строительства метро. То есть, опять же, в 30-е годы, когда начинали, это была кирка, лопата, либо был щит, но ручной, где стояли люди, работали. То есть сейчас разработка породы ведется ротором. Он вращается, разрушает породу. Домкратами отталкивается от готовой обделки, которая здесь собирается. А порода подается назад и выдается на поверхность.

В 2020 году в Москве одновременно на одном проекте работали 23 туннелепроходческих комплекса. Это абсолютный мировой рекорд, который зарегистрирован компанией «Guinness World Records».

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Под этим двухэтажным зданием, глубоко под землёй, находится ещё один объект, построенный «Мосметростроем» секретный бункер!

Подземный бункер под проектным номером 703 был одним из самых засекреченных объектов в столице Советского Союза. Его использовали для хранения документов особой государственной важности. Спецхранилище, вход в которое был тщательно замаскирован, создавалось для нужд Министерства иностранных дел СССР. В 2005 году бункер был рассекречен, а все бумаги вывезены. Само подземное сооружение превратили в музей.

Вход в главную шахту бункера защищен массивными металлическими дверями.

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВА, ЭКСКУРСОВОД МУЗЕЯ «БУНКЕР 703»:

Дверь эта не совсем обычная. Она располагается в нише, сделана это неспроста. Потому что, будь она вровень со стенами, с полом, с потолком, её ударной волной бы просто выбило. И тогда своих защитных функций она бы не выполнила. Но вот за счет того, что она находится в этой нише, которая еще усилена металлоконструкциями, дверь отсюда никуда не денется. В худшем случае, её чуть подклинит, в лучшем – она просто поболтается, да и встанет на место. Ее толщина составляет полметра, а состоит она из 20-милимитровых листов стали, между которыми залит бетон. Этим и объясняется ее внушительный вес в 10 тонн и 880 килограммов.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Сейчас мы спускаемся на глубину 42 метра.

Этот «спецобъект глубокого залегания» – сложная инженерная конструкция. При строительстве бункера использовались те же технологии, что и при прокладке московского метро.

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВА, ЭКСКУРСОВОД МУЗЕЯ «БУНКЕР 703»:

Это шахтный ствол номер 414-БИС. Через него велось строительство данного объекта. В 1944 году, то есть еще во время Великой Отечественной войны, над нашими головами появилось подобное здание. Оно называется «копёр». Их до сих пор их можно встретить в городе при строительстве метрополитена.

И крутим в ту сторону. Добро пожаловать в «Бункер 703»!

Среди музейных экспонатов бункера можно увидеть молотки, лопаты, буры, и другие инструменты, которые московские строители использовали при прокладке метро.

ЕКАТЕРИНА ИВАНОВА, ЭКСКУРСОВОД МУЗЕЯ «БУНКЕР 703»:

Делалось это довольно простыми инструментами. В первую очередь использовались отбойные молотки для того, чтобы убирать породу, и можно было собирать вот такие вот чугунные тоннели. А таким приходилось работать целый день. Да, это абсолютно настоящий. Как раз-таки «Мосметрострой» нам его передал, как такой вот экспонат.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Посмотрите, какие огромные инструменты. Теперь я понимаю, на сколько тяжела была работа строителей метро. А весь тоннель собран из чугунных тюбингов.

Тюбинги – это элемент крепления подземных сооружений, например, тоннелей метро. Обычно их изготавливают из металла или железобетона.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Вес этого тюбинга почти одна тонна. Интересно, как их делают. Мы приехали на завод, который производит для «Мосметростроя» элементы конструкций тоннелей метро.

Этот завод железобетонных изделий находится в городе Покров Владимирской области. В состав «Мосметростроя» предприятие вошло в 2008 году. И уже более 15 лет здесь изготавливают железобетонные блоки для укрепления тоннелей.

АНДРЕЙ РОЩИН, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ООО «ПОКРОВСКИЙ ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ» АО «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

В Москве используется несколько размеров колец, все они в основном шестиметровые. Эти тюбинги применяются в местах условно комфортной проходки. В некоторых местах существуют некие сбойки, где применяются чугунные тюбинги до сих пор.

Все конструкции на заводе производят из бетона повышенной прочности. Ведь их главная функция защитить тоннель от разрушения, обеспечить его прочность и устойчивость, а также безопасность движения поездов и пассажиров внутри туннелей.

АНДРЕЙ РОЩИН, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ООО «ПОКРОВСКИЙ ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ» АО «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Приблизительно он выдерживает на разрушение 600 кг на квадратный сантиметр. Это соответствует классу бетона по прочности B45. На каждый тоннель есть своя прочность для колец. И эта прочность достигается дополнительным армированием и дополнительной прочностью самого бетона.

В среднем за сутки рабочие завода собирают 16 колец. Каждое кольцо состоит из отдельных железобетонных элементов. Для их изготовления используют специальные формы.

АНДРЕЙ РОЩИН, ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР ООО «ПОКРОВСКИЙ ЗАВОД ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ИЗДЕЛИЙ» АО «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

Здесь вы видите металлическую опалубку с раскрывающимися бортами, которые подвижны для того, чтобы создавать форму, точные размеры. У него здесь есть воздух сжатый, который управляет и приводит в движение вибраторы. У нас здесь идет хорошее уплотнение нужного по прочности бетона. Мы с вами пришли к уже заармированному изделию, то есть каркас, который упрочняет это все изделие, значит, уже вставлен в форму. Как вы видите, смазан поддон, как сковородка.

После того, как каркас полностью готов, в форму заливают бетонную смесь.

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Готовый блок достают из формы с помощью вот такого большого крана и перемещают его на кантователь. Кантователь это специальная установка, где блок переворачивают. Очень похожа на книгу.

Потребуется еще от 8 до 10 часов, чтобы железобетонное изделие набрало необходимую прочность. И только после этого его перевозят на склад готовой продукции. Далее этим блокам предстоит большое путешествие: их отправляют в Самару.

Сегодня компания «Мосметрострой» работает не только в столице России, но и в других регионах. Московские технологии масштабируются на всю страну. Например, в начале мая в Самаре стартовали работы по прокладке тоннелей от новой станции метро «Театральная» до действующей «Алабинская». Московским строителям предстоит проложить 1600 метров под землёй. Это самый протяжённый маршрут в самарском метро. Проходку ведут закрытым способом на глубине 25-метров с использованием тоннелепроходческого механизированного комплекса.

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

На сегодняшний момент у «Московского метростроя» за плечами заключенные контракты, в том числе с одним из основных заказчиков компании «Российские железные дороги», и мы занимаемся реконструкцией большого мегапроекта, который на сегодняшний момент озвучен Президентом. Это строительство Восточного полигона или развитие Байкало-Амурской магистрали. 9 мая в такой знаменательный торжественный день для всей страны, в День Победы, мы произвели сбойку. Это когда с одной стороны забои, с другой стороны соединились, и получилось единое подземное пространство, называется тоннель.

Компания «Московский метрострой» продолжает свою созидательную работу в столице и других регионах России, несмотря на сложную внешнеполитическую конъюнктуру.

СЕРГЕЙ ЖУКОВ, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «МОСКОВСКИЙ МЕТРОСТРОЙ»:

У нас по объекту «Шкотово-Смоляниново» конкретная была задача поставлена: сделать инвентарную опалубку. Нам необходимо было три комплекта, один из них мы купили в компании PERI, это немецкий производитель, известная марка, которая производит опалубку и вот в какой-то момент, с учетом этих проблем с санкциями, завоза, перевоза, растаможка и так далее, было принято решение обратиться в Китайскую Народную Республику. Коллеги на это отозвались, я могу сказать, сделали это в рекордный срок, PERI изготавливал приблизительно 6 месяцев, китайцы сделали за 3, еще и получилась стоимость, я абсолютно точно помню, 28-75% дешевле, чем PERI, с растаможкой и с доставкой на объект. Поэтому сегодня, слава Богу, появился такой рынок, который на сегодняшний момент замещает ту ситуацию, в которой была проблема с Европой, но мы очень сильно надеемся, что и российское производство в скором времени поднимется с колен на ноги и будет производить все то же самое.

За почти 90 лет метрополитен стал неотъемлемой частью Москвы, туристической достопримечательностью и её визитной карточкой. Каждый год столичная подземка увеличивает число станций, совершенствует свою работу и обслуживает все больше пассажиров. За 93 года работы компания «Московский метрострой» создала настоящий подземный город. Полюбоваться им приезжают туристы со всего мира. А миллионы москвичей и гостей столицы ежедневно пользуются удобным и современным видом транспорта, который никогда не опаздывает!

МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ:

Это была программа «Москва лучший город земли»! И я ее ведущий Майкл. Смотрите наши выпуски и будьте в курсе самых ярких событий в жизни российской столицы

ПРОГРАММА СОЗДАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ

18:10 Озёра на вершине мира. Кыргызстан 12+
19:00 Новости 12+
19:07 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+
19:35 Путешествие по городам с историей. Бутан. Духовное и светское (с субтитрами). 12+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония