5 серия: «Омск» – смотрите «Большое путешествие "Байкал – Москва"»

25.12.2023 Творческая студия «Автомобиль Года в России» 3126

Большое путешествие «Авто Года» стартовало от берегов Байкала. Мы побывали в Иркутске, Красноярске и Новосибирске. А следующая точка на нашем маршруте – Омск. Качество дорожного полотна на хорошем уровне. Асфальт, разметка, знаки – все на своих местах. И отдельное спасибо дорожникам за своевременную очистку от снега. Дорога без сюрпризов, и это здорово!

Фёдор Буцко, ведущий:

Наше «Большое путешествие» катит по стране на автомобилях с гибридной силовой установкой. Это кроссоверы Chery Tiggo 7 Pro и 8 Pro. Оба с титулом plug-in hybrid в названии – подключаемый гибрид. Каждая из наших машин помимо двигателя внутреннего сгорания оснащена двумя электромоторами и тяговой аккумуляторной батареей.

Если водитель того хочет, кроссовер Chery может сразу использовать суммарную мощь всех двигателей – это 235 л.с. А еще умные гибриды могут передвигаться только на электротяге, проезжая до 80 км без вредных выбросов. Такой автомобиль можно заряжать от внешней электросети, но гибрид умеет и сам накапливать энергию.

Когда едешь в городском потоке нередко приходится сбавлять ход на светофорах, в задорах, в пробках. На трассе то же самое. Догоняешь вот фуру, которая едет сильно медленней, ждешь возможности для обгона и машина твоя едет накатом или приходится даже тормозить. В обычном автомобиле эта энергия, накопленная автомобилем, теряется, она превращается в тепло и рассеивается в окружающую среду. В обычном. Но не в гибриде. Каждый раз, когда мы едем накатом или тем более нажимаем на педаль тормоза, идет зарядка тяговой аккумуляторной батареи. Процент заряда батареи растет.

Вот простая арифметика. От Байкала до Омска пять автомобилей Большого путешествия проехали в общей сложности 22 000 километров. Обычный бензиновый автомобиль стандарта Евро-6 выбрасывает в среднем 1 грамм углекислоты на 1 км пути. При нашем пробеге получаем 22 килограмма СО2. Но мы едем на гибридах. По данным производителя, они выделяют примерно в 10 раз меньше углекислоты. А значит, мы наносим значительно меньший вред окружающей среде.

Для Омска с его развитой промышленностью этот вопрос особенно актуален, впрочем, как и для любого крупного города.

Мы в Омске – крупном промышленном и транспортном центре на Транссибирской магистрали. Здесь живет более миллиона человек. И хотя Омск не входит в число туристических центров страны, мы решили заехать в большой сибирский город на слиянии Оми с Иртышом.

Неинтересных городов не бывает. Бывает плохая подготовка к путешествиям. Мы, конечно же, готовимся заранее, но информация быстро устаревает, а реальные условия зачастую отличаются от той картинки, которую вы сами себе нарисовали. К примеру, про Омск говорят, что это один из самых солнечных городов нашей страны. Между прочим, ясных дней здесь – как в Сочи, но мы попали в пасмурную погоду. И сейчас посмотрим, что делать в Омске.

История города началась при Петре Первом. В 1716 году была построена первая Омская крепость, а полвека спустя появилась вторая. Она была лучше защищенной и частично построенной из кирпича. Так что некоторые строения сохранились до наших дней.

Генерал-губернаторский дворец. Этот дом для высших государственных чиновников, которые в 18-19 веках управляли Западной Сибирью. Огромная территория, которая простиралась от нынешней казахской Алма-Аты до Салехарда.

Это две с половиной тысячи верст с севера на юг. Сегодня в генерал-губернаторском доме расположился филиал музея изобразительных искусств. Основная экспозиция достаточно типична, а вот любителей археологии ждет приятный сюрприз. Целый зал отдан под находки, сделанные на территории Омской области. По ним можно проследить, как развивалось прикладное искусство за последние 10 тысяч лет. И мы видим: люди, населявшие этот край в глубокой древности, знали толк в красивых вещах.

А каков Омск сегодня?

Татьяна Горячая, жительница Омска:

У нас очень много разных кафе, ресторанов. У нас много праздников. На день города звезды всякие приезжают.

Главная улица города носит имя Ленина, но омичи зовут ее Любинским проспектом. Здесь расположены несколько кварталов исторических зданий. Они отреставрированы и наполнены жизнью. Это тот район Омска, мимо которого не должен пройти ни один гость города. В выходные улицу наполняют люди, сюда приходят погулять, людей посмотреть и себя показать. За последние пару десятилетий центральную улицу украсили часовня и небольшие памятники, в том числе нетривиальные.

Например, в Москве первый светофор был установлен в 1930 году на углу Кузнецкого моста и Петровке, но кто теперь об этом помнит? А вот в Омске о первом светофоре помнят, даже посвятили ему специально вот такую жанровую скульптуру.

В центре есть несколько скверов. В теплую погоду здесь наверняка приятно посидеть и отдохнуть среди деревьев, ну а зимой лучше на месте не стоять. Тем более что архитектурное лицо Омска достаточно оригинальное, оно формировалось на протяжении двух столетий. Есть своего рода шедевры ушедших эпох и стилей.

На улицах Омска бок о бок стоят особняки 19 века, конструктивистские дома 1920-х – 1930-х годов, потом сталинский стиль, советский модернизм и что-то более новое.

И этим смешением стилей и эпох архитектурное лицо Омска напоминает мне Москву.

Еще одно место общественного притяжения – это улица Чокана Валиханова. Названа в честь казахского этнографа и историка. Сегодня здесь уютная пешеходная зона. Есть где вкусно перекусить. Одним словом, хорошее место.

По крайней мере я за последний год ни про один другой город не слышал столько шуток.

По запросу «мемы про Омск» в Интернете найдется море шутливых картинок, а фраза «Не пытайтесь покинуть Омск» стала крылатой. Здесь открыли заведение с таким названием. И шутят, что даже памятник основателям города пытается покинуть город.

Татьяна Горячая, жительница Омска:

Часто бывает такое, когда в нашем городе сильный ветер, и шар просто берет и укатывается. Как это происходит, непонятно, но каждый раз это происходит.

Кстати, во время нашего визита памятник стоял на месте. Мы проверили. А еще познакомились с другим объектом шуток – Омским метрополитеном, в котором якобы только одна станция. На самом деле строили целую линию метро, но работы были приостановлены. А теперь вход на станцию «Библиотека имени Пушкина» работает как подземный переход. Причем необычный.

Искусство – в массы! Помните такой советский лозунг? Вот в этом переходе он наглядно представлен. Здесь проходят выставки. В данном случае выставка, которая посвящена промышленной истории Омска.

Эта история показана через документы, через искусство и людей. Выставка, кстати, сделана очень интересно. И она доступна каждому, кто идет по этому переходу. От несостоявщегося омского метро.

Омичи не только шутят над своим городом. Здесь много общественных инициатив, которые стремятся сделать окружающее пространство более комфортным.

Фёдор Буцко, ведущий:

Когда мы готовили программу пребывания в Омске, то я выяснил, что в этом городе есть очень много активных людей, которые заняты тем, чтобы преображать окружающую среду, делать город более комфортным . Один из них это Дмитрий, и его проект «Кедротека». Дмитрий, о чем этот проект?

Дмитрий Кучеров, эко-активист:

Начиналось все с питомника, в котором высаживались кедры, сосны, ели и другие декоративные растения. Позже в 2017 году была проведена акция «Сдай макулатуру – получи дерево». Как оказалось, акция была очень востребована, т.е. люди стали нести макулатуру, какие-то бумажные отходы и за это получать деревья.

Сегодня полученные в обмен на макулатуру деревья растут в Омской области и в самом городе.

Чтобы вовлечь больше людей в свой проект, омские активисты придумали интересную идею – изобрели кедркоины. Никакого отношения к криптовалюте они не имеют.

Кедркоины не надо майнить, нужно сдавать макулатуру. За каждый килограмм сданной макулатуры вы получаете 1 кедркоин. За 5 кг – 5, за 10 – 10, ну и так далее. Чем больше кедркоинов вы соберете, тем более крупные саженцы вы сможете взять в питомнике и посадить там, где вам нравится.

Вместе с макулатурой часто приносят книги. Так у «Кедротеки» появилось еще одно направление – букинистический магазин с низкими ценами. Все, что остается невостребованным, все-таки уходит в макулатуру, в переработку. А вырученные деньги уходят на развитие питомника.

Деревья в городах порой страдают от неаккуратного вождения, и оставляют на кузове автомобиля досадные отметины. Водителю Chery Tiggo 7 Pro избежать неприятностей помогает панорамная система видеонаблюдения и сенсорные датчики. Электроника делает парковку, да и любые маневры более безопасными. Гибридная «семерка» щедро оснащена опциями, ведь это максимальная комплектация Ultimate. Комплекс систем мониторит слепые зоны, предупреждает о непроизвольном пересечении разметки и усилием на руле поможет удержаться в полосе движения, а в критической ситуации активирует автоторможение. За рулем технологичного кроссовера Chery чувствуешь себя уверенно.

Местные жители с трепетом вспоминают весну 2016 года. Дороги были по колено или по пояс даже залиты водой, а асфальт исчезал буквально на глазах. Мечтой любого автовладельца было добраться до места на всех четырёх колёсах, потому что на каждом шиномонтаже были многочасовые очереди. Но с тех пор много изменилось, дороги стали намного лучше и ездить по Омску за рулём – одно удовольствие.

После каждого большого перегона мы проверяем техническое состояние автомобилей и особое внимание уделяем шинам. Все наши автомобили обуты в зимние шины Gislaved.  Слово эксперту.

Герман Матвеев, эксперт Большого путешествия:

На данный момент автомобили на данных покрышках проехали 4500 км. Состояние у них очень хорошее. Шипы все на месте. Шины ведут себя отлично. Будем смотреть дальше.

Шипованные шины Gislaved Nord Frost 200 производят из фирменной резиновой смеси «Нордик». Она была разработана для регионов с холодными зимами. Благодаря ей шина сохраняет эластичность даже при сильных морозах, что позволяет увереннее тормозить и быстрее разгоняться без проскальзываний и пробуксовок. В шинах Gislaved Nord Frost 200 используется новый шип с твердосплавной вставкой с тремя рабочими гранями. Эти грани имеют небольшое скругление, что существенно повышает износостойкость шипов, сохраняя    сцепные свойства. Сами шипы стали легче, что позволило увеличить их количество на 30%. Это положительно сказалось на управляемости, разгонной динамике и эффективности торможения автомобиля на льду.

Ксения Глиник, представитель бренда Gislaved:

Шины Gislaved – это современные технологичные процессы, а также передовые разработки шинной отрасли, адаптированные под самые сложные климатические дорожные условия, с которыми мы сталкиваемся практически каждый день. Партнёрство с Большим автопутешествием «Авто Года «Байкал-Москва» – это отличная возможность проверить их в деле.

Из Омска мы отправляемся в Тюмень. Позади половина маршрута. А впереди нас ждут пять крупных городов и финал Большого путешествия в Москве на международной выставке-форуме «Россия».

Мы наметили наш маршрут Байкал-Москва как 7000 км, но на практике проезжаем гораздо больше, потому что мы посещаем заповедники и национальные парки, знакомимся с жизнью городов, осматриваем гостиницы по пути. И так далее. Проще говоря, мы прокладываем туристические маршруты для тех, кто любит сесть за руль и самостоятельно укатить куда глаза глядят.

6:07 Самые опасные путешествия. Ладак. 12+
6:30 «Кунфу. Шаолинь». Документальный фильм 16+
7:00 Новости 12+
7:10 Памир. Край загадок. Часть 1. Крыша мира 16+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония