Русский музей открыл в Когалыме выставку живописи «Под крышей дома своего»
27.10.2023 Медиаресурс «Большая Азия» 3270В Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме торжественно открылась выставка «Под крышей дома своего», гости которой смогут увидеть около 30 картин отечественных художников на тему дома и домашнего очага. В их числе – полотна Федора Толстого, Алексея Венецианова, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина и других известных живописцев.
В торжественной церемонии открытия приняли участие глава Когалыма Николай Пальчиков, генеральный директор благотворительного фонда «Лукойл» Игорь Бекетов, начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова и учащиеся городской школы искусств. Первую экскурсию по выставке провел ведущий научный сотрудник Русского музея, доктор искусствоведения Сергей Кривонденченков.
Тема дома и домашнего очага всегда имела особое значение в творчестве отечественных мастеров. Дом воспринимается как частица Родины, любовь к которой питала русское искусство во все века.
«Домашние» картины обрели популярность в первой половине XIX века. В работах тех времен скрупулезно выписаны детали комнатных интерьеров. В центре комнат и залов художники располагали фигуры мужчин, женщин и детей, расположившихся вокруг большого стола – как, например, на картинах «Семейный портрет» Федора Толстого (1830 г.) и «Семейный портрет. За чайным столом» Алексей Волосков (1851 г.).
С не меньшей тщательностью художники описывали интерьеры крестьянских домов в период утверждения реализма. Детали убранства избы сформировали правдивый рассказ о деревенском доме – это можно заметить на картине «Внутренний вид избы» Владимира Маковского (1872 г.) или «Изба (внутренний вид)» Иллариона Прянишникова (1882 г.). Однако главная роль все же отводилась жителям дома: семейный быт прекрасно передан Иваном Пелевиным в его работе «В крестьянской избе» (1889 г.). Рядом – изображения людей в одиночестве, погруженных в свои мысли или увлеченных работой: «У окна» Александра Красносельского (1864 г.), «Швея» Михаила Клодта (1875 г.).
В произведениях художников ХХ века тема деревенской жизни сохраняется, при этом мастера уделяют особое внимание печи – неизменной части русского дома. Это иллюстрирует работа «Русская печь» Юрия Матушевского (1960 г.) и «Старая теплая печь» Татьяны Яблонской (1976 г.). Рядом с домашним очагом можно проводить досуг (Константин Зефиров «Девочка с книгой», вторая половина 1920-х гг), устраивать трапезы и чаепития («Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина, 1918 г. и «Чай с калачами» Владимира Стожарова, 1972 г.), вести беседы («Вечерний разговор» Игоря Пчельникова, 1982 г.) и т. д.
Выставка «Под крышей дома своего» прекрасно демонстрирует, что стиль и обстановка могут меняться с течением времени – но стремление к обретению счастья в кругу семьи в стенах родного дома всегда остается незыблемой ценностью.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.