Русский музей открыл в Когалыме выставку живописи «Под крышей дома своего»

27.10.2023 Медиаресурс «Большая Азия» 3270
Фото: Пресс-служба Минкультуры России

В Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме торжественно открылась выставка «Под крышей дома своего», гости которой смогут увидеть около 30 картин отечественных художников на тему дома и домашнего очага. В их числе – полотна Федора Толстого, Алексея Венецианова, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина и других известных живописцев.

 

В торжественной церемонии открытия приняли участие глава Когалыма Николай Пальчиков, генеральный директор благотворительного фонда «Лукойл» Игорь Бекетов, начальник музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова и учащиеся городской школы искусств. Первую экскурсию по выставке провел ведущий научный сотрудник Русского музея, доктор искусствоведения Сергей Кривонденченков.

Тема дома и домашнего очага всегда имела особое значение в творчестве отечественных мастеров. Дом воспринимается как частица Родины, любовь к которой питала русское искусство во все века.

«Домашние» картины обрели популярность в первой половине XIX века. В работах тех времен скрупулезно выписаны детали комнатных интерьеров. В центре комнат и залов художники располагали фигуры мужчин, женщин и детей, расположившихся вокруг большого стола – как, например, на картинах «Семейный портрет» Федора Толстого (1830 г.) и «Семейный портрет. За чайным столом» Алексей Волосков (1851 г.).

С не меньшей тщательностью художники описывали интерьеры крестьянских домов в период утверждения реализма. Детали убранства избы сформировали правдивый рассказ о деревенском доме – это можно заметить на картине «Внутренний вид избы» Владимира Маковского (1872 г.) или «Изба (внутренний вид)» Иллариона Прянишникова (1882 г.). Однако главная роль все же отводилась жителям дома: семейный быт прекрасно передан Иваном Пелевиным в его работе «В крестьянской избе» (1889 г.). Рядом – изображения людей в одиночестве, погруженных в свои мысли или увлеченных работой: «У окна» Александра Красносельского (1864 г.), «Швея» Михаила Клодта (1875 г.).

В произведениях художников ХХ века тема деревенской жизни сохраняется, при этом мастера уделяют особое внимание печи – неизменной части русского дома. Это иллюстрирует работа «Русская печь» Юрия Матушевского (1960 г.) и «Старая теплая печь» Татьяны Яблонской (1976 г.). Рядом с домашним очагом можно проводить досуг (Константин Зефиров «Девочка с книгой», вторая половина 1920-х гг), устраивать трапезы и чаепития («Утренний натюрморт» Кузьмы Петрова-Водкина, 1918 г. и «Чай с калачами» Владимира Стожарова, 1972 г.), вести беседы («Вечерний разговор» Игоря Пчельникова, 1982 г.) и т. д.

Выставка «Под крышей дома своего» прекрасно демонстрирует, что стиль и обстановка могут меняться с течением времени – но стремление к обретению счастья в кругу семьи в стенах родного дома всегда остается незыблемой ценностью.

1:10 Кругосветка с Педро. Сингапур 16+
1:35 Танцуя по свету. Еврейские корни 12+
2:00 Новости 12+
2:10 Корни человечества. Поиски истоков. Охотники-рыболовы. Филиппинское племя Думагат 16+

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Прогноз погоды от «Большой Азии»

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония