Андрей Денисов: «Один пояс – один путь» – это основа, открывающая путь
20.09.2023 Ван Дэлу, Руководитель службы информации Евразийского бюро Медиакорпорации Китая 3580В посольстве Китая в России прошел семинар, посвященный 10-летнему юбилею со дня выдвижения инициативы «Один пояс – один путь». В мероприятии приняли участие председатель Общества российско-китайской дружбы, первый зампредседателя Госдумы РФ Иван Мельников, директор Российского института стратегических исследований Михаил Фрадков, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам РФ Андрей Денисов и другие.
После семинара Андрей Денисов, занимавший должность Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в КНР в 2013–2022 гг., дал интервью корреспонденту Медиакорпорации Китая.
– Уважаемый Андрей Иванович, Вы – свидетель создания и хода реализации инициативы «Один пояс – один путь». На Ваш взгляд, что такое «Один пояс – один путь»? Какое влияние этот проект оказывает на отношения между Россией и Китаем?
Андрей Денисов:
– Инициатива «Один пояс – один путь» возникла в 2013 году, ровно 10 лет назад – 7 сентября исполняется 10 лет с того момента, как председатель КНР Си Цзиньпин, выступая в столице Казахстана, выдвинул эту идею. Десять лет по историческим меркам – срок небольшой, но современная эпоха так быстро меняется, так быстро меняется ситуация, что эти годы вместили в себя множество изменений, повлиявших в том числе и на содержание этой инициативы. На мой взгляд, повлиявших в положительном отношении.
Инициатива «Один пояс – один путь» первоначально задумывалась как выстраивание инфраструктурной сети, связывающей различные континенты, как организация маршрутов для перевозки товаров, грузов, людей между Европой, Азией, Африкой и другими частями света, но впоследствии она расширилась, что называется, и вширь, и вглубь. Стала включать в себя не только инфраструктурное строительство, но и достаточно широкие экономические программы, связанные с освоением тех территорий, которые втягиваются в экономический оборот после строительства железных дорог, портов, мостов, тоннелей – то есть после создания такой вот широкой транспортной сети.
Сегодня насчитывается уже порядка десяти разных путей, маршрутов, разного рода проектов, означающих взаимосвязанность между государствами в той или иной сфере, например, в области здравоохранения или цифровизации. И в конечном счете «Пояс и путь» приобрела глобальный характер. Элементы инициативы реализуются через Шанхайскую Организацию Сотрудничества, в которой состоят страны, так или иначе вовлеченные в ее реализацию.
Теперь сюда добавляется БРИКС и создает свои возможности, и подход Китая к этой инициативе тоже перестраивается, становится более глубоким, более всеобъемлющим. Сегодня уже говорят не только о «жестком Шелковом пути», то есть строительстве инфраструктуры, скажем, железных дорог, но и о «мягком Шелковом пути», то есть своего рода правилах. процедурах в таможенном регулировании, облегчающих обмен товарами, услугами, людьми и так далее. Одним словом, если взять экономическую часть инициативы «Пояса и пути», то она развивается, я бы сказал, в плановом режиме. Делаются выводы из того, что уже построено, намечается планы на будущее.
Конкретно для нашей страны, для России, ценность этой инициативы заключается в том, что она органично вписывается в так называемое сопряжение между Евразийским экономическим союзом и Китаем, лидером «Одного пояса – одного пути». Мы очень надеемся, что после пандемийной паузы мы возобновим активность на направлении этого сопряжения, как мы говорим «интеграции интеграций». Интеграция по-китайски一体化 (yi ti hua), таким образом, это можно назвать 一体化的一体化.
– Как Вы смотрите на перспективу такого сопряжения при нынешней геополитической ситуации?
Андрей Денисов:
– Нынешняя политическая ситуация очень сложная и для России, и в известной мере для Китая, потому что та политика санкций, которую проводит Запад в отношении нашей страны, в отношении Китая и в отношении еще целого ряда стран – она, к сожалению, всерьез и надолго. Это не кончится за какое-то короткое время, к этому нужно приспосабливаться путем выстраивания широкого экономического сотрудничества в той зоне земного шара, которая не подвержена влиянию и воздействию тех, кто устраивает санкции. Отсюда активизация ШОС, отсюда расширение объединения БРИКС.
Таким образом, инициатива «Один пояс – один путь» предлагает платформу для выстраивания новой экономической политики на справедливо равноправной основе, лишенной санкций. Сегодня за столом один из участников вспомнил фразу Конфуция – по-китайски она, если не ошибаюсь, звучит как 本立而道生 (Ben li er dao sheng): «Если будет основа – то будет и путь». «Один пояс – один путь» как раз и создает ту основу, которая открывает путь. Спасибо.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.