Выставка непальского искусства «5 Цветов Великой Пустоты» пройдёт в Москве
06.09.2023 Первая Московская галерея восточной живописи 332714 сентября в Первой Московской галерее восточной живописи откроется выставка «5 Цветов Великой Пустоты». Экспозиция посвящена традициям сакрального искусства народа невари, населяющего долину Катманду в Непале.
Долина Катманду – оазис Великого шелкового пути, связавшего культуры двух древних цивилизаций – Индии и Китая. Это духовный и художественный центр, где более 16 веков производятся предметы для религиозных культов буддизма и индуизма – невероятно утонченные произведения скульптуры и живописи, равных которым нет во всей Азии.
Считается, что именно непальская сакральная живопись паубха повлияла на формирование тибетской буддийской живописи тханка, а многоярусная архитектура храмов, характерная для китайских и японских пагод, проникла в глубину Востока благодаря известному непальскому художнику Аранико (1245–1306), 40 лет служившему при дворе китайского императора династии Юань.
Преобладание красной палитры (синий, зеленый и золотой служат для акцентирования деталей), стройные и изящно-изогнутые фигуры божеств, тонкие и мягкие черты лиц, обилие сложных, филигранно прописанных декоративных элементов – характерная неварская эстетика прошла через века и продолжает находить воплощение в работах современных мастеров Непала.
Выставка, которая продлится до 1 ноября, представит работы избранных непальских художников – «звезд первой величины». В своих работах они применяют разные, вплоть до противоположные, подходы к развитию и осмыслению неварского искусства: одни, как Лок Читракар, строго придерживаются национальной традиции иконографии, основанной на изучении старинных текстов и руководств, другие, следуя школе мастерства невари, разбавляют традиции элементами современного искусства.
Например, снискавший мировую известность Радж Пракаш Туладхар привнес в сакральную живопись объемность изображения и натуралистичный гималайский пейзаж, а настоящая непальская знаменитость Самундра Ман Сингх Шреста придал паубхе невероятную реалистичность.
«Известны случаи, когда оформители в багет пытались смахнуть с полотен Ман Сингх Шресты изображенную на них воду. Техника его стилизаций и детализаций настолько безупречна, что формы, которыми он наделяет божества, кажутся ожившими», – рассказывает куратор выставки Валерия Рудина.
Нашлось на выставке место и для российских художников – учеников Лока Читракара. Мастер делится секретами древней техники в своей студии Simrik Atelier (Патан, Непал), двери его школы открыты не только для непальцев и тибетцев, но и для иностранных студентов.
Дополняют экспозицию, иллюстрируя все богатство сакрального искусства Непала, металлические скульптуры и предметы мелкой пластики из серебра, бронзы и латуни, выполненные в неварской технике литья.
В рамках выставки также состоится серия образовательных мероприятий, в ходе которых известные специалисты по индо-гималайской культуре расскажут о тонкостях иконографии буддизма и индуизма, познакомят с символизмом декоративных элементов в сакральном искусстве, и конечно, раскроют значение термина «Великая пустота».
Подпишитесь на рассылку последних новостей.