Александр Лебедев: «Культура общества во многом формируется в средствах массовой информации»
21.06.2023 Александр Лебедев, Медиаресурс "Большая Азия" 3866Обращение к участникам Культурного салона «Красота культуры – совместный поиск истины», в рамках которого о китайской культуре говорили представители российских СМИ и студенты.
Говорили с коллегами из «Москва Медиа», насколько сегодня поменялись все вектора, как изменилась политика вообще, и произошло это не за последние полтора года, это началось раньше. С 2015 года реализуются сопряженные инициативы Владимира Владимировича Путина о формировании Большого Евразийского партнерства и товарища Си Цзиньпина о том, что мы строим вместе сообщество единой судьбы человечества. Эти глобальные инициативы невозможны без понимания истории, культуры, традиций народов, и самая большая проблема заключается в том, что, к сожалению, программ позитивного характера нам катастрофически не хватает.
Сегодня мы говорим о роли средств массовой информации и прекрасно понимаем, что в последние 30 лет СМИ избрали главным трендом абсолютно неправильную политику (это я говорю как человек, который последние 30 лет работает в СМИ), когда главная новость – это плохая новость.
Как же можно дружить, когда вы, встречаясь с людьми говорите о негативе? Ведь когда мы в реальной жизни с кем-то встречаемся, то хотим сказать человеку что-то приятное, поделиться чем-то хорошим.
А если мы берем мировую медийную составляющую, то главные новости, которые присутствуют в лентах агентств, а потом из агентств переходят в другие средства массовой информации, носят крайне негативный характер. Кажется, что они возбуждают людей, прикрываясь тем, что это право людей – знать, как плохо живет мир.
На самом деле, когда мы с вами просыпаемся, мы завтракаем и пищу принимаем качественную, хорошую. Представьте себе, что приглашая людей в гости, мы угощали бы их некачественными продуктами. К нам бы никто в гости не ходил!
Как можно дружить, как можно создавать сообщество единой судьбы, если информационное пространство насквозь пронизано негативной повесткой? В этой повестке, даже когда мы говорим об истории, вынимаются «жареные» факты из исторического наследия между государствами, между людьми.
Сегодня, мне кажется, самая главная задача руководителей – и я обращаюсь к руководителям и к господину Ван Биню (руководитель Евразийского бюро Медиакорпорации Китая – прим. редакции), который для нас давно уже товарищ, и к нашим коллегам из посольства – мы должны организовать как можно больше широких дискуссий и со студентами, и с представителями медиа о том, что нам сегодня крайне важно радикально изменить повестку дня, и начать говорить о позитиве. Но это абсолютно не означает, что мы не должны говорить о проблемах катастроф, войн, стихийных бедствий!
Мы говорим: давайте дышать свежим воздухом, есть качественные продукты. А что такое информация, которую мы продаём? Это духовный продукт для людей. Почему мы говорим об экологии атмосферы, мы говорим об экологических проблемах в чистой воде, но не говорим об экологии души? Почему мы не говорим об экологии средств массовой информации? Их надо очистить, и это очищение должно идти от истории, культуры, традиций.
Если мы берём религиозные основы, то мы знаем абсолютно, что у всех религий и верований (я исключаю секты, изуверские истории) – одна ценностная платформа, система ценностей. Это любовь. Это любовь к ближнему. И это должно быть главной темой.
Мы, конечно, говорим о культуре. А что такое культура? Культура – это очень широко. Культура средств массовой информации, культура общества – это очень глобальный продукт, и формируется он сегодня во многом в средствах массовой информации.
Я не думаю, что телевидение и радио сегодня отживают, это по-прежнему очень важные средства массовой информации. Но посмотрите, какова блогосфера. Интернет превратился в большую помойку, к сожалению. И мы не можем сказать, «пойдите в интернет, и вас там научат». То, чему там научат, человек потом не сможет применить в жизни.
Мы строим хорошее общество, но его нельзя построить без фундамента.
Ценностными основаниями общества являются базовые ценности для китайского народа, для российского народа, для наших друзей.
Мы с Ван Бинем совсем недавно выступали перед студентами на международной конференции в Московском государственном университете, где обсуждались вопросы образования, новые системы образования и ценности, которые заложены в систему мирового образовательного процесса. А несколько дней назад мы вернулись с питерского форума, и в кулуарах ПМЭФ одним из самых важных вопросов был вопрос раздела мира по ценностным основаниям.
Мы с вами вынуждены признать, что мир делится у нас на глазах на чёрное и белое, на добро и зло, на людей созидающих и людей разрушающих.
Я считаю, что мы как руководители средств массовой информации, образовательных процессов, политических процессов должны консолидировать все здоровые силы для того, чтобы во главу и информационной, и культурной, и международной, и общественной повестки поставить один главный вопрос: каким образом сделать так, чтобы люди понимали, что от того, что они говорят, как они говорят, как они формируют информационную повестку, во многом зависит будущее наших стран.
Я хочу призвать всех, чтобы мы с вами были неким центром кристаллизации по формированию сообщества единой судьбы человечества, большого евразийского партнёрства и нового сегмента мира, основанного на позитивной повестке. Невозможно человеку духовному жить в сплошной негативной среде.
Это то, что я хотел сказать. Спасибо, что есть такая возможность.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.