Шестая программа цикла "Москва – лучший город земли" рассказывает о музыкальной жизни столицы
20.06.2023 Телеканал "Большая Азия" 3874Смотрите в программе «Москва – лучший город земли»:
- Подземные мелодии: юбилейный пятый сезон проекта «Музыка в метро»;
- Музыкальная история Москвы, запечатленная в памятниках и монументах;
- Дом-музей великого русского композитора и коренного москвича Александра Скрябина;
- Огромный орган, зал-трансформер и лучшая акустика в городе – изучаем концертные площадки столицы России.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Всем привет! Вы смотрите программу «Москва – лучший город земли» и я – её ведущий Майкл Гибсон. Москва подарила миру много талантливых людей: писателей, поэтов, ученых, художников и, конечно, композиторов. Сегодня в нашей программе мы расскажем вам о лучших концертных площадках столицы России, узнаем, как и где юные москвичи учатся играть на музыкальных инструментах, и покажем, что музыка в этом городе звучит повсюду, иногда даже в самых неожиданных местах. Итак, мы начинаем!
Сегодня музыка в Москве звучит повсюду: на концертных площадках, в театрах, на улицах города и даже под землёй.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
В московском метро можно не только быстро и с комфортом добраться в любую точку города. Оказывается, на многих станциях здесь можно услышать живую музыку. Играют её не просто исполнители, а участники проекта «Музыка в метро», который несколько лет назад запустило правительство Москвы.
Проект «Музыка в метро» – это результат совместной работы Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Правительства города и Московского метрополитена. С 2022 года партнёром проекта на этапе отбора артистов стал Московский международный Дом музыки при Департаменте культуры Москвы.
ЮЛИЯ ТЕМНИКОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «МОСГОРТРАНС»:
Проект «Музыка в метро» – один из самых любимых проектов наших пассажиров. Он существует с 2016 года и за все время состоялось 300 тысяч выступлений, а число участников превысило 5000 человек. В декабре прошлого года стартовал пятый сезон проекта «Музыка в метро» и к нам пришло много новых музыкантов и коллективов.
Музыкальный коллектив «BrEvis Brass Band» – участники всех пяти сезонов проекта. За это время у группы появилось много поклонников среди пассажиров метро.
ДМИТРИЙ ВЫБОРНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ «BREVIS BRASS BAND»:
Для музыканта музыка в метро – это колоссальная практика, потому что музыкант привык выступать на сцене для людей, которые специально на него пришли. А в метро очень сложно остановить людей. Твоя задача – остановить человека, понравиться ему, и это самая сложная среда для музыканта.
Репертуар для такой необычной музыкальной площадки группа подбирает сама. Концерт под землей длится около двух часов.
ДМИТРИЙ ВЫБОРНОВ, РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ «BREVIS BRASS BAND»:
Мы специально играем только лишь известные, популярные мелодии разных лет. Современные, ретро, иностранные. Но последние несколько лет мы стараемся больше играть российской музыки, советской музыки. То, что людям больше всего нравится, то, что у них на слуху, то, что они помнят, знают, несмотря на возраст.
ДЭННИ, СТУДЕНТ:
Обычно здесь играют разные музыканты – на пианино, на гитаре. Но это, безусловно, было самым ярко, громко, волнующе и наполнено огромным количеством энергии. Так что, я думаю, именно это заставило нас остановиться. Они играют такие потрясающие песни, что нам просто пришлось начать танцевать!
АЛЕКСАНДР ИСАКОВ, ПОКЛОННИК ДЖАЗА:
Я поклонник джаза. Слышу живой звук, который прямо пульсирует в голове – и ноги начинают сами ходить вместе с этими ребятами, понимаете? Это очень интересное сочетание живого звука. Вообще здесь хорошая акустика, надо сказать.
АННА ЗЫБИНА, АНАСТАСИЯ АФОНИНА, ПАССАЖИРКИ МЕТРО:
Ой, вы знаете, мы спустились в метро, услышали этот чистый звук, и ещё тогда начали танцевать!.. Мы очень любим танцевать, мы очень любим двигаться, поэтому… пошли на звук, мы пошли на зов сердца, скажем так. Мы всегда за творчество, и чтобы в метро его было побольше!
В пятом юбилейном сезоне «Музыки в метро» участвует более 250 новых артистов. Джаз, блюз, хип-хоп, кантри и мелодии из репертуара композиторов-классиков звучат для пассажиров подземки на тридцати четырёх площадках.
РИДАЛЬ ДИАС, ДМИТРИЙ КУТОВ, УЧАСТНИКИ ГРУППЫ «GO 2 SAX»:
Это наш первый сезон, но уже поступают звонки и заказы, благодаря, конечно, «Музыке в метро» и благодаря тому, что люди могут нас услышать прямо в городе, в центре города.
На сайте «Музыки в метро» москвичи и гости российской столицы могут узнать, на каких станциях и в какое время будет выступать их любимый музыкант. Также здесь можно подать заявку на участие в проекте во время проведения отборочных туров.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
В следующий раз, когда вы окажетесь в московском метро, планируйте маршрут так, чтобы обязательно послушать музыкантов. Они в Москве настоящие виртуозы.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
А сейчас мы приехали в одну из многочисленных московских музыкальных школ. Однако даже среди таких учебных заведений эта школа выделяется. Всё потому, что здесь учат играть на ударных инструментах! Уверен, сейчас будет очень громко и очень интересно!
ДАРЬЯ ФАДЕЕВА, СТАРШИЙ АДМИНИСТРАТОР ШКОЛЫ БАРАБАНЩИКОВ «VASILIEV GROOVE»:
Тимофей, давай ещё немного усложним. И делаем вариации в малом барабане.
Тимофей Лаврентьев – ученик школы барабанщиков «Vasiliev Groove». Шестилетний музыкант занимается всего год, но уже удивляет специалистов своими феноменальными способностями игры на барабанной установке.
АЛИСА ЛАВРЕНТЬЕВА, МАМА ТИМОФЕЯ:
Когда он был совсем маленьким, то всё время стучал. Сначала по полу, по потолку, по стенам, по столу. У человека была тяга к музыке. А потом мы как-то гуляли в этом парке и услышали, что стучат, и по звуку пришли в эту школу! Мы здесь мы уже целый год занимаемся.
Музыкальную школу Тимофей посещает 3 раза в неделю. Каждый урок начинается с базовых упражнений под метроном. Это специальное устройство, которое помогает барабанщику держать темп и не сбиваться во время игры. Несмотря на юный возраст, Тимофей уже выступает на различных концертных площадках как солист и в составе детского ансамбля при «Шоу барабанщиков Vasiliev Groove».
В 2012 году «Vasiliev Groove» получил звание «Лучшее барабанное шоу России». Коллектив выступают на различных мероприятиях сольно и с ди-джеями, участвуют в программах российских радиостанций и телеканалов. Концерты «Vasiliev Groove» включают в себя не только игру на барабанах, но и элементы паркура, воздушной акробатики и хореографии.
РОМАН РОГОЖНИКОВ, АРТИСТ ШОУ БАРАБАНЩИКОВ «VASILIEV GROOVE»:
Здесь один из классов, где мы проводим уроки для наших студентов. Уроки групповые, как вы видите. Здесь очень много электронных установок, и здесь может заниматься группа до трёх-четырёх человек с педагогом. Звук электронной ударной установки практически бесшумен.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ) и РОМАН РОГОЖИН (БАРАБАНЩИК):
– Роман, я никогда не играл на барабанах. Ты можешь меня научить?
– Да, могу. Первое, что нужно сделать, это взять в руки палочки.
– Отлично. И что дальше?
– И затем нужно сесть за установку и попробовать что-нибудь сыграть. Пойдёмте. Первое, что научимся делать, это держать палочки. Повторите за мной. И мы производим удар кистью. То есть играем только кистью.
– Я же обещал, что будет громко!
– Хорошо, да, у нас есть три инструмента: хай-хэт, малый барабан и бочка. Вот сейчас на этих трёх инструментах мы разучим простенький ритм. Нужно сделать четыре удара в хай-хэт. Да, у нас получилось. Раз, два, три, четыре. Сейчас на раз и на три нам нужно одновременно с хай-хэтом сыграть бочку. Дальше на два и на четыре мы сейчас будем бить одновременно с хэтом малый барабан. Круто. Вы выучили свой первый ритм.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Роман, спасибо большое. Мне очень понравилось. Я с удовольствием бы продолжил обучение, но сейчас мы поедем дальше.
Москва – это не только столица России, но и центр музыкальной жизни страны. В разные времена здесь творили великие русские и советские музыканты и композиторы. Биографии многих из них уже давно стали частью истории московских улиц и переулков.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Сейчас мы находимся на Страстном Бульваре, возле памятника великому русскому композитору Сергею Рахманинову. 1 апреля 2023 года москвичи отмечали 150 лет со дня его рождения.
А эта фигура знакома каждому любителю оперной музыки. Это памятник великому русскому певцу Фёдору Шаляпину. Монумент установлен рядом с домом, который когда-то принадлежал артисту.
А это – памятник знаменитому виолончелисту Мстиславу Ростроповичу. Со своей супругой, оперной певицей Галиной Вишневской, он жил здесь неподалеку в знаменитом «Доме 100 роялей», где селились самые известные советские музыканты и композиторы.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Я нахожусь в центре Москвы, в Большом Николопесковском переулке. За моей спиной – красивый старинный особняк XIX века. Уже более 100 лет в нем располагается музей великого русского композитора Александра Скрябина. Последние годы своей жизни он провел именно в этом доме.
Квартира, в которой Александр Николаевич Скрябин провёл три последних года своей жизни, находится на втором этаже особняка. Мемориальный музей открылся здесь спустя несколько лет после его смерти. Поэтому почти все вещи, которые окружали композитора и были ему дороги, остались на своих местах.
АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДИРЕКТОР МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ А.Н. СКРЯБИНА:
Мемориальный музей Александра Николаевича Скрябина – это старейший художественный городской музей. Нам в этом году исполняется 105 лет. И мне, как мажордому последнего пристанища Александра Николаевича на этой земле, очень почётно быть управляющим этого дома, потому что Александр Николаевич – это великий композитор, известный на всех континентах, его музыка сегодня исполняется всюду.
Самая большая комната в доме – рабочий кабинет композитора. Здесь можно увидеть любимый рояль музыканта.
ВЛАДИМИР ПОПКОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ НАУЧНОЙ РАБОТЫ, КСКУРСОВОД МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ А. Н. СКРЯБИНА:
Это «Бехштейн» 1911 года. Именно на этом инструменте Скрябин создавал свои последние произведения. Ну, а после смерти Александра Николаевича к клавиатуре этого рояля прикасались практически все величайшие пианисты мира. Это и Рахманинов, и Софроницкий, и Горовиц, и Рихтер, и Гилельс, и Ван Клиберн, многие наши современники.
Александр Скрябин известен не только как композитор-новатор, но и как музыкант, который первым в мире начал исполнять произведения с использованием динамического цветного освещения. Поэтому его часто называют «отцом русской светомузыки». Свою первую светомузыкальную поэму «Прометей» композитор написал в 1910 году. Правда, концерты со световым сопровождением он успел дать только в домашних условиях.
ВЛАДИМИР ПОПКОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ НАУЧНОЙ РАБОТЫ, ЭКСКУРСОВОД МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ А.Н. СКРЯБИНА:
Собирались гости, занавешивали шторы, выключался свет. Скрябин играл «Прометея» на рояле, а его супруга либо кто-то из друзей играли в полной темноте вот на этой современной (по тем временам, конечно!) световой клавиатуре. Здесь даже показали, как Скрябин воспринимал музыку. Это называется синестезия, то есть способность восприятия музыки в цвете, когда каждой ноте, скажем, до, соль, ре, ля, ми, си, фа-диез и так далее, соответствует определенный оттенок цвета.
Александр Николаевич Скрябин прожил недолгую, но яркую жизнь, оставив после себя великое наследие не только как композитор и исполнитель, но и как настоящий патриот своего города.
АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДИРЕКТОР МЕМОРИАЛЬНОГО МУЗЕЯ А.Н. СКРЯБИНА:
Александр Николаевич очень любил свой родной город Москву. У нас есть такое понятие – «малая родина». Малая родина – это часть Великой России. Александр Николаевич в Москве родился, Александр Николаевич здесь крестился, Александр Николаевич учился, женился, работал и даже упокоился на Новодевичьем кладбище в Москве. И где бы он ни был, он всегда стремился вернуться в Москву. Он писал, что ему лучше всего работается здесь. Ну, и мне, как тоже коренному москвичу, это весьма приятно.
Дом Скрябина – это больше, чем просто музей. Здесь регулярно проходят лекции, мастер-классы, фестивали, ведётся научная работа. Например, в начале июня 2023 года здесь выступали лауреаты Международного конкурса музыкантов-исполнителей «Кубок Китая и России», проводившегося при поддержке Ассамблеи народов Евразии.
ТАТЬЯНА СВИСТУНОВА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОЛЛЕДЖА МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА ИМ. Ф. ШОПЕНА, АВТОР ИДЕИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ «КУБОК КИТАЯ И РОССИИ»:
Конкурс, который сейчас прошёл, он у нас пятый, юбилейный, и мы надеемся, что на следующий год наш журавлик снова полетит в Китай. По традиции, которая формируется у нас уже не первый год, мы проводим концерт лауреатов в этом чудесном, замечательном, большом зале Музея Скрябина, и участники наши очень довольны.
Сегодня музыка Скрябина и других великих русских композиторов звучит на лучших сценах Москвы. Например, в Концертном зале имени Петра Ильича Чайковского можно услышать знакомые произведения в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением знаменитого дирижёра Валерия Гергиева.
ВАЛЕРИЙ ГЕРГИЕВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ И ДИРЕКТОР МАРИИНСКОГО ТЕАТРА:
Мариинский театр популярен в Москве, и мы часто выступаем и с певцами, инструменталистами, с пианистами, скрипачами и композиторами. Я очень много раз выступал здесь с Фестивалями музыки Радиона Щедрина. Мы очень часто выступали здесь с произведениями великих русских композиторов. Москва – крупный культурный центр!
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Пять лет назад на музыкальной карте Москвы появился ещё один уникальный объект. В самом сердце российской столицы, рядом с Красной площадью, открылся концертный зал «Зарядье». Сейчас афиша этой площадки расписана на месяцы вперёд. Здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, а также проходят фестивали и лекции.
Концертный зал «Зарядье» был спроектирован и построен всего за три года. Сегодня это высокотехнологичный многофункциональный концертный комплекс с двумя сценами.
Знаменитая исполнительница партий в операх Россини Марианна Пиццолато, меццо-сопрано из Сицилии, приезжала в Москву уже несколько раз. Она выступала в концертном зале Чайковского, в Большом театре и, конечно, на сцене концертного зала Зарядье.
МАРИАННА ПИЦЦОЛАТО, ОПЕРНАЯ ПЕВИЦА:
Я считаю, что это великолепный зал. Тут потрясающая акустика для певцов. Здесь очень легко петь. И я счастлива тут выступать.
Большой зал «Зарядья» рассчитан на 1560 мест. Здесь не только уникальная акустика, которая создаётся в том числе благодаря специальным панелям, которыми обшиты стены. Сам зал – это огромный трансформер. За 40 минут сцену и партер можно превратить в абсолютно ровное пространство.
Еще одна концертная площадка столицы, без которой невозможно представить культурную жизнь города, – Московский международный Дом музыки. В 2022 году он отметил своё двадцатилетие. Это особое место не только для музыкантов. Здесь проходят концерты, спектакли, творческие вечера, праздничные шоу и фестивали. Этот многофункциональный культурный центр считается одним из крупнейших в России и в мире филармонических комплексов.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Чтобы попасть в здание Международного Дома музыки, нужно подняться вот этой широкой лестнице. Здесь установлен памятник великому советскому композитору и пианисту Дмитрию Шостаковичу.
В этом десятиэтажном здании расположились 4 концертных зала: Светлановский, Камерный, зал Шнитке и Театральный. Каждый из них имеет свой отдельный вход, что позволяет одновременно проводить несколько концертов.
ЕВГЕНИЙ ЧЕРНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ДОМА МУЗЫКИ ПО КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Вот, допустим, тут играл Джо Бонамаса с огромным саундом, и внизу при этом мог проходить концерт пианиста, и там не слышно ни звука вообще. То есть, звукоизоляция здесь полнейшая. Он строго под ним находится.
Светлановский – самый большой и, пожалуй, самый красивый зал Дома музыки. Он рассчитан на 1716 мест. Его сцену украшает король музыкальных инструментов – огромный орган.
ЕВГЕНИЙ ЧЕРНИКОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ДОМА МУЗЫКИ ПО КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Говорят, дизайнеры, сконструировали его таким образом, чтобы лучше всего звучала романтическая музыка. Что такое романтическая музыка? Это XIX век, уже то, что было после Баха. Это не та музыка, которая в соборах исполняется, а именно мощная романтическая концертная органная музыка. Орган звучит просто потрясающе! Мощнее, чем оркестр.
В Светлановском зале одинаково хорошо исполняются как симфонические произведения, так и джаз или хиты тяжёлого рока. Секрет такой универсальности не только в качественной звуковой системе площадки, но и в материалах, использованных при строительстве – зал облицован сибирской лиственницей. Специалисты утверждают, что это одно из лучших в мире «акустических» деревьев. Оно идеально подчёркивает и отражает звук.
МАКСИМ ОЛЬХОВ, ЗВУКОРЕЖИССЁР МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ДОМА МУЗЫКИ:
Хорошее дерево – это как хорошее вино. Оно с годами становится только лучше. То есть оно высыхает, оно приобретает необходимую плотность для того, чтобы правильно отражать звук, правильно распространять его по залу. Также оно набирает, как бы странно это ни звучало, резонансы музыки, которая играется в зале, и в зависимости от этого его структура изменяется и подстраивается под происходящее в зале.
Зал Шнитке – самый молодой в Доме музыки. Его открыли два года назад. Этот зал-трансформер используют для репетиций, профессиональной звукозаписи и трансляций концертов. Звукорежиссёр Максим Ольхов вместе со своей командой следит за тем, чтобы и артисты, и зрители остались довольны звуком.
МАКСИМ ОЛЬХОВ, ЗВУКОРЕЖИССЁР МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ДОМА МУЗЫКИ:
А это мое рабочее место. Здесь у нас находится микшерный пульт, самый главный инструмент работы звукорежиссера. В него поступают все сигналы со сцены. Каждый микрофончик, каждый приборчик – всё приходит сюда. Здесь мы подстраиваем тембры, настраиваем баланс и делаем всё для того, чтобы нашему слушателю было комфортно находиться на концерте.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
Через несколько часов начнется концерт. Музыканты уже репетируют на сцене. Давайте посмотрим.
Сегодня на сцене Камерного зала Московского международного Дома музыки звучат саксофоны. Молодой ансамбль «Nova» исполнит барочный хорал и классические произведения симфонической музыки.
НИКОЛАЙ СКИБА, САКСОФОНИСТ, СОЗДАТЕЛЬ АНАСАМБЛЯ ДЕВЯТИ САКСОФОНОВ «NOVO»:
Для нас эта сцена очень важна, потому что здесь, на этой сцене, был наш дебют. Мы играли серию новогодних концертов. Это уникальный зал, один из лучших залов не только в Москве, но и в России, со своей особенной акустикой, которая помогает играть, помогает склеивать наши темпы, наши звуки. Одно удовольствие здесь быть, конечно.
За 20 лет своего существования Московский международный Дом музыки стал одним из любимых площадок москвичей и гостей столицы, ценящих качественное исполнение и хорошую акустику.
ТАМАРА НИЛОВА:
Я думаю, что мы прекрасно проведем вечер, потому что здесь очень приятная публика, зал хороший. Все время здесь так, знаете, тепло, душевно.
МАРТА:
Я играю на инструменте у учителя Александра Олеговича, который сегодня тут выступает. Мы не очень часто имеем возможность слушать учителя. Он всегда выбирает очень интересные композиции, интересно послушать.
МАЙКЛ ГИБСОН, ЖУРНАЛИСТ (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ):
О музыкальной Москве можно рассказывать ещё очень много. Но зачем слова, когда в зале звучит такая красивая музыка? Вы смотрели программу «Москва – лучший город земли», я её ведущий Майкл Гибсон. До встречи в эфире!
Руководитель программы – АЛЕВТИН СУХОЛУЦКИЙ
ПРОГРАММА СОЗДАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ДЕПАРТАМЕНТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СВЯЗЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Подпишитесь на рассылку последних новостей.