В московском Музее русского искусства открывается фотовыставка «Русский зодчий Афанасий Середин-Сабатин: у истоков современной архитектуры в Корее»
05.02.2018 1Знаменитый Кофейный павильон во дворце Токсугун, Королевская библиотека и даже ставшие символом новой Кореи Ворота Независимости в Сеуле – творения русского зодчего Афанасия Середина-Сабатина, считающегося одним из ключевых персон новой корейской архитектуры. Российский подданный, выходец из дворянской семьи, жил и работал в Корее с 1883 по 1904 годы и стал автором около двух десятков проектов зданий и сооружений для императорского двора, из которых реализовано по меньшей мере 14, создав тем самым уникальный прецедент, с которого началось признание европейской архитектуры корейцами. По инициативе и при поддержке ФГБУК АУИПИК и Министерства культуры РФ впервые были проведены натурные обследования и профессиональная архитектурная фотосъёмка сохранившихся построек Середина-Сабатина в Сеуле и Инчхоне.
Здание русской Дипмиссии
Фотографии объектов авторства Маргариты Фединой и интереснейшие факты о творческом наследии зодчего, собранные историком-корееведом Татьяной Симбирцевой и историком архитектуры Светланой Левошко, станут основой выставки, которая пройдет со 2 февраля по 18 марта в Музее русского искусства, располагающемся в исторической городской усадьбе Н.Е.Струйского в Токмаковом переулке. Затем экспозиция отправится в Сеул.
Афанасий Иванович Середин-Сабатин (1860-1921) был человеком уникальной судьбы – одним из тридцати первых в корейской истории европейцев, нанятых правительством Империи, первым русским на корейской службе, первым русским, вступившим на землю центральной Кореи, отцом первого европейца, родившегося на корейской земле, личным другом императора Коджона и даже единственным свидетелем убийства королевы Мин во время японского вторжения.
Королевская библиотека
Зодчий работал в Корее в ту пору, когда стране только предстояло создать свои представления о потребностях Нового времени и новой архитектуре. Поэтому ценность его творчества заключается не столько в архитектурных особенностях созданных им произведений, сколько в самом факте появления их внутри совершенно другой традиции. Жизнь и деятельность Середина-Сабатина является совершенно удивительным фактом русского культурного присутствия в Корее на рубеже веков, однако его имя пока остается практически неизвестным в России, в отличие от Кореи.
Выставка призвана кардинально изменить это положение и отдать должное нашему соотечественнику, неординарной личности и деятельной натуре, сыгравшей значительную роль в зарождении современной архитектуры в Корее в ХХ веке. Корейские ученые считают, что для изучения «корейской архитектуры Нового времени нет более важной фигуры». Он признан первым в истории официальным архитектором, работавшем в Инчхоне, составителем первого генерального плана застройки и причалов (1888), первого парка западного типа, таможни и представительств. Новаторство российского архитектора по достоинству оценено корейской общественностью, однако для соотечественников Середин-Сабатин до недавнего времени оставался неизвестным персонажем, и будущая выставка станет первым полноценным источником знаний о мастере, положившем начало новому архитектурному облику Кореи.
В экспозиции будет представлено более 50 архитектурных фото ключевых сохранившихся построек Середина-Сабатина в Сеуле и Инчхоне: мемориальные Ворота независимости (1897), башня русской дипломатической миссии в историческом районе Чондон, зримо представляющая историю корейско-русских отношений периода «открытия Кореи», королевская библиотека («Дворец проникающего света»), кофейный домик («Павильон умиротворенного созерцания») и другие. «Архитектор его величества короля Кореи», как сам себя в переписке называл Сабатин, соединил в своей работе традиционно-корейское и западное влияние, что стало символом обновляющейся и постепенно входящей в мировое сообщество Кореи в короткий, но очень значимый для Империи период правления Коджона.
В связи с озвученными правительством Кореи планами воссоздать утраченную российскую дипломатическую миссию в Сеуле в ближайшее десятилетие, автором которой был Афанасий Середин-Сабатин, идея всесторонне познакомить российскую общественность с творческим наследием архитектора обрела особую актуальность.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.