В Новосибирске прошли испытания прототипа комплекса ледовой разведки
18.01.2023 ТАСС 1Он позволит проводить мониторинг наиболее опасных участков в условиях плохой видимости и освещенности.
Новый программно-аппаратный комплекс оперативной ледовой разведки успешно прошел испытания на летающей лаборатории на базе легкого самолета ТВС-2МС в Сибирском научно-исследовательском институте авиации (СибНИА) имени С. А. Чаплыгина. Об этом сообщила во вторник пресс-служба СибНИА.
Комплекс разработан сотрудниками летно-исследовательской базы СибНИА совместно со специалистами Центра мониторинга окружающей среды Московского физико-технического института (МФТИ) в рамках программы «Приоритет 2030». Комплекс создан для эффективного построения маршрутов и валидации проложенных маршрутов. Он позволяет проводить мониторинг наиболее опасных участков в условиях плохой видимости и освещенности с плечом зондирования в диапазоне до 700 км. В пресс-службе пояснили, что мониторинг ледовой обстановки является важнейшей задачей в условиях развития Северного морского пути. Собственные радиолокационные системы судов мониторят состояния ледовых полей в диапазоне не более 7-8 миль, портовые работают в диапазоне не более 15 миль.
«Специалистами СибНИА и МФТИ разработана конструкция для установки ПАКОМ (программно-аппаратного комплекса — прим. ТАСС) на борт ТВС-2МС, проведена проверка на электромагнитную совместимость, наземная отработка и испытания аппаратуры», — говорится в сообщении.
Для летных испытаний программно-аппаратного комплекса ледовой разведки выбран самолет ТВС-2МС с высокими взлетно-посадочными характеристиками, позволяющий выполнять полеты с любого арктического аэродрома с длиной взлетно-посадочной полосы не менее 600 м протяженностью полета более 1400 км. В настоящий момент отсутствуют средства оперативной ледовой разведки, данные с европейских спутниковых систем становятся недоступными. В ходе испытаний комплекс выполнил полеты над различными типами подстилающей поверхности, в том числе над водохранилищем.
По данным пресс-службы, во время полета изображения в режиме реального времени синтезировались на вычислителе комплекса из радиолокационных голограмм. Алгоритмы автофокусировки позволили создать компактное решение, позволяющее получать изображения с высоким разрешением и возможностью классификации объектов с применением нейросетевых технологий. Изображение, полученное с помощью радиолокатора бокового обзора, не теряет свое разрешение с увеличением высоты, позволяет получать их в условиях плохой освещенности и погодных условиях.
ТВС-2МС — глубокая модификация самолета Ан-2, в котором поршневой двигатель заменен на турбовинтовой. Двигатель работает на авиационном керосине, за счет чего уменьшилась стоимость и увеличилась доступность эксплуатации самолета.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.