Эксперты: сопряжение ЕврАзЭС и проекта "Один пояс - один путь" должно быть многовекторным
23.11.2017 ТАСС 1К такому выводу пришли эксперты в понедельник на совместной конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» и Ассоциации общественной дипломатии Китая «Один пояс и один путь: новая опора российско-китайского партнерства».
По мнению заведующего отделом экономической теории ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Сергея Афонцева, развитию полноценного сопряжения китайской инициативы и ЕврАзЭС препятствуют несколько факторов. Первый фактор — интерпретация проекта «Один пояс — один путь» как преимущественно инфраструктурного. «Строительство железных дорог, шоссе, транспортно-логистических центров, трубопроводов — это очень важно, но это нельзя рассматривать как единственный компонент этой инициативы», — убежден он.
«Второй барьер заключается в том, что на уровне межгосударственных дискуссий на переднем плане оказываются крупные и крупнейшие проекты с участием государственных компаний. Это проекты, требующие многомиллиардных инвестиций, решений на уровне политического руководства стран», — полагает Афонцев. В то же время, отметил он, деловые круги способны не менее эффективно идентифицировать возможные точки сопряжения.
По мнению эксперта, невостребованным пока остается и потенциал сотрудничества в высокотехнологичной сфере, в частности, в области совместной разработки такого типа продукции для ее реализации на внешних рынках. «Это реальная возможность для российской стороны обеспечить решение приоритетной задачи повышения доли несырьевой продукции в экспорте, для китайской стороны — еще больше расширить свой экспортный потенциал за счет производства принципиально новых товаров, кастомизированных под конкретные рынки ЕврАзЭС и стран-партнеров ЕврАзЭС», — подчеркнул он. По словам Афонцева, это направление сопряжения особенно перспективно в свете «возможностей, которые в настоящее время открываются в связи с тем, что ЕврАзЭС готовит ряд соглашений о свободной торговле с третьими странами».
Дальневосточный вектор
По мнению вице-президента Китайского института международных исследований Жуань Цзунцзэ, Дальний Восток является одной из наиболее перспективных площадок для реализации совместных проектов. Приграничное сотрудничество РФ и Китая в этом регионе, убежден он, позволит получить выгоды от сопряжения не только странам ЕврАзЭС и Китаю, но и другим государствам Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Углубление сотрудничества приграничных территорий очень важно, это площадка для развития нашей инициативы «Один пояс — один путь», — солидарен с экспертом бывший посол КНР на Украине Чжан Сиюнь.
Информационное сопряжение
Как отметил Чжан Сиюнь, большую роль в сопряжения ЕврАзЭС и китайской инициативы призваны играть СМИ. В свою очередь программный директор Фонда клуба «Валдай» Тимофей Бордачев обратил внимание на ожидаемый в этом году запуск вещания российского телеканала «Катюша» в Китае. «Это является достаточно революционным событием для китайского рынка СМИ, и, конечно, российская сторона очень ценит, что Китай, традиционно внимательно относящийся к любым формам иностранных СМИ на своей территории, здесь в отношении России сделал исключение», — подчеркнул эксперт.
Инициатива создания Экономического пояса Шелкового пути (в Китае ее также называют «Один пояс — один путь») была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. Этот проект нацелен на создание транспортного, энергетического и торгового коридора между странами Центральной, Восточной, Южной Азии и Европы для интенсификации научно-технического сотрудничества и углубления экономического взаимодействия между государствами.
В 2015 году Россия и Китай подписали декларацию о сопряжении развития ЕврАзЭС и Экономического пояса Шелкового пути.
В настоящее время стороны обсуждают детали сотрудничества.
В ЕврАзЭС входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.