Анастасия Лихачева: «ЕАЭС — это интеграционное объединение с внутренней и внешней повесткой»
30.11.2020 ИАЦ МГУ 1Организатором мероприятия выступил Информационно-аналитический Центр МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве (ИАЦ МГУ) | Ia-centr.ru при поддержке Фонда президентских грантов.
Как таковой общей определенной стратегии у Евразийского экономического союза нет, мы не найдем соответствующего официального документа. Однако это совершенно не означает, что ЕАЭС не имеет собственного целеполагания и позиционирования на международной арене.
Сегодня ЕАЭС представляет себя как исключительно экономическое объединение, есть четкое дистанцирование от неэкономических проблем и пространств для диалога, что по большей части связано с вопросами гуманитарной сферы. Для этого есть вполне понятные причины, так как гуманитарная сфера наиболее чувствительна в восприятии государственного суверенитета.
Однако даже деятельность экономического объединения имеет свой эффект или напрямую воспринимает угрозы из таких сфер как: экономическая безопасность, гуманитарная безопасность в странах – членах ЕАЭС, – что непосредственно и продемонстрировал нынешний кризис.
Какие же у ЕАЭС возможные партнеры в сегодняшних реалиях?
Во-первых, это третьи страны, заинтересованные в сотрудничестве с союзом, но без интереса к членству в организации. Страны, с которыми заключаются соглашения о Зоне свободной торговли, с кем можно непосредственно торговать.
Во-вторых, это потенциальные члены ЕАЭС, которые получают статус наблюдателя, способные сразу стать членом объединения, что было продемонстрировано на примере Кыргызстана и Армении в период быстрого транзита. На сегодняшний день статусом наблюдателя обладает Молдова, однако вопрос статуса актуален и для Узбекистана, Кубы и Монголии.
Однако здесь необходимо четко разделять категорию намерений и категорию реальных эффектов на международное взаимодействие объединения и стран.
Интересно, насколько страны-наблюдатели готовы имплементировать законодательство ЕАЭС. Это и стандарты, и сертификаты, иные положения – широкое поле в нормативной базе для стран-наблюдателей.
Отдельным партнером можно назвать другие интеграционные объединения – это МЕРКОСУР, АСЕАН, Африканский союз и иные. С ними ЕАЭС имеет определенные формы взаимодействия: меморандумы о взаимопонимании, разговоры о перспективах совместной Зоны свободной торговли – как с АСЕАН, однако данная перспектива не разработана до конца.
Занимательным выглядит и взаимодействие ЕАЭС с Европейским союзом, который ранее не замечал евразийского объединения и всячески дистанцировался от него. На сегодняшний день определенный официальный диалог присутствует, он связан с текущей кризисной ситуацией и направлениями ее решения, но все эти контакты работают формально, нежели как проектные инициативы.
К иным партнерам ЕАЭС относятся международные организации, самым интересным примером является, наверное, ВТО. С учетом того, что не все страны ЕАЭС входят в ВТО, а нормы ВТО для них заложены в работу союза. Это интересно, так как ВТО находится в кризисе: управленческом, в кризисе института арбитража, то есть разрешения споров. Страны ЕАЭС все чаще – под «огнем» тех самых торговых войн и ограничений, которые в перспективе необходимо было бы обсуждать ВТО, но в силу отсутствия достойной представленности ЕАЭС в самой организации, этот инструмент пока не работает.
Отдельной категорией для обсуждения является бизнес-представительство тех, кто непосредственно и создает экономическую интеграцию в союзе: компании, экспортеры и импортеры в их международной составляющей, ассоциации, национальные институты.
Таким образом, можно определить ЕАЭС как интеграционное объединение с внутренней и внешней повесткой, где данные векторы тесно взаимосвязаны.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.