Императивы экономического возрождения Нового Узбекистана
18.11.2021 Наби Зиядуллаев, Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АН Узбекистана, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН 1Республика Узбекистан, являющаяся крупнейшим государством Центральной Азии, обладает значительным политическим, экономическим, культурно-гуманитарным и интеллектуальным потенциалом и позиционирует себя как ускоренно развивающееся, трансформирующееся независимое государство с собственной парадигмой развития, своей моделью перехода к рынку. С обретением национального государственного суверенитета, начиная с 1991 года Узбекистан стал неотъемлемой частью глобального мира, членом ООН, принимает активное участие в ряде межгосударственных интеграционных объединениях – СНГ, ШОС, ОЭС, Организации исламского сотрудничества (ОИС), Организации тюркских государств (ОТГ) (б. Тюркский совет) и в более чем 120 других международных организациях. В качестве наблюдателя в ЕАЭС Ташкент эффективно взаимодействует со странами этой интеграционной структуры. Ведутся интенсивные переговоры по вступлению в ВТО, а также о расширенном сотрудничестве с ЕС. Налажены тесные связи со всеми развитыми государствами и МФО, о чем свидетельствует его многоплановое сотрудничество с крупнейшими торговыми и инвестиционными партнерами на мировых и региональных финансовых рынках. В июле 2021 года Узбекистан стал постоянным наблюдателем при Организации американских государств.
Сегодня новый Узбекистан осуществляет грандиозные социально-экономические реформы, превращаясь в одно из передовых государств СНГ с открытой экономикой. С первых дней руководства страной Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев предложил новый внешнеполитический и социально-экономический курс, направив страну на более тесную интеграцию с соседними государствами ЦА и активное взаимодействие с Российской Федерацией, другими странами СНГ и мира. Успешно реализуется Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг., определившая вектор экономических и социальных реформ построения открытого и социально-ориентированного государства. В условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических напряжений страна выработала тщательно выверенную и взвешенную научно обоснованную стратегию с учетом собственных национальных интересов и конкурентных преимуществ как ответ на внутренние и внешние угрозы и потенциальные вызовы. «В этом программном документе – подчеркнул Президент страны Ш.М. Мирзиёев в августе 2021 г. — мы определили свою стратегическую цель – построение Нового Узбекистана и фундамента Третьего Ренессанса».
Новая экономическая политика страны направлена на расширение полноценного сотрудничества с Российской Федерацией, мировыми и региональными державами, интеграционными объединениями, финансовыми центрами и, конечно же, с соседними государствами с учетом особой возросшей ответственности за регион. Неслучайно в политическом словаре мира появился термин «Центральноазиатский дух».
За годы суверенного развития Узбекистан добился серьезных успехов в догоняющем развитии, что привело к значительному укреплению экономического потенциала национального хозяйства. В Узбекистане за годы независимости появились новые отрасли промышленности. Так, например, автомобилестроение было создано с нуля, стало конкурентоспособной отраслью и экспортирует половину производимой продукции. Здесь работают дочерние структуры американской General Motors и южнокорейской Daewoo. Уровень локализации производства на известном в мире автозаводе в городе Асака Ферганской долины, созданном совместно с Daewoo АО «ДжиЭм Узбекистан», весьма высок. 60% всех деталей производится внутри страны. В целях привлечения иностранных инвестиций в национальную экономику созданы особые экономические зоны: Свободная индустриальная зона в г. Навои (СИЭЗ «Навои»), Специальная индустриальная зона в г. Ангрен (СИЗ «Ангрен») и Специальная индустриальная зона в г. Джизак (СИЗ «Джизак»).
Достичь экономического успеха удалось за счет ряда факторов. Реформы 1990-х гг. не носили столь шокового характера как, например, в России или Украине. Благодаря этому трансформационный спад не был столь глубоким. Кроме того, быстро росли цены на важнейшие статьи традиционного узбекского экспорта – золото, газ, хлопок, а также медь. Экспорт стимулировался путем явного занижения валютного курса и налогов. Страна в значительной степени опиралась на управляемую государством модель импортозамещающего экономического роста со смешанными результатами, как-то справлялась с задачами повышения уровня жизни и создания новых рабочих мест, достаточных для быстро растущего экономически активного населения. Сложными были международная торговля, получение разрешений на строительство, урегулирование вопросов неплатежеспособности, налоговая политика, деловой климат, получение кредитов и регистрация собственности. Всё это сдерживало не только развитие экспорта, но и национальной экономики в целом. Несмотря на свой огромный экономический и человеческий потенциал Узбекистан находился на последнем месте по показателям привлечения инвестиций на душу населения среди стран ЦА.
За последние пять лет осуществлён переход к модели «открытой экономики» путем широкого применения рыночных механизмов и информирования населения о проводимых реформах, использования новых драйверов экономического роста: цифровизации, инновационных технологий, модернизированных форм и методов воздействия на экономику вместо старых, изживших свой потенциал институтов и инструментов излишне детального, командного, а не индикативного и экономического регулирования. Узбекистан начал проводить рыночные реформы позднее многих стран, поэтому может извлечь пользу из уроков, полученных другими странами с переходной экономикой.
Среди наиболее заметных достижений — либерализация валютного рынка, ликвидация множественности валютных курсов, постепенная либерализация цен и торговли, свободное перемещение товаров и услуг, привлечение иностранных инвестиций, открытие 14 свободных экономических зон, отсутствие применения импортных пошлин во взаимной торговле со странами ЕАЭС, снижение импортных тарифов и акцизных сборов, расширение системы социальной защиты, предоставление ЦБ большей независимости, улучшение доступа к показателям национальной статистики, снижение налоговых ставок для предприятий и физических лиц.
Сравнительный экономико-статистический анализ глобальных экономических кризисов 2009 г. (финансовый кризис) и 2020 г. (пандемический кризис) показывает, что экономика Узбекистана устойчива к мировым кризисам. Вплоть до 2019 г. темпы роста ВВП Узбекистана были не менее 4-5% в год. Лишь в коронавирусный 2020 г. рост снизился до +1,7%. Узбекистан стал одной из немногих стран сумевших, даже в условиях жестких карантинных ограничений и снижения экономической активности на глобальном уровне, сохранить положительную динамику. С 2021 г. рост ВВП начал восстанавливаться.
В 2020 г. объем ВВП Республики Узбекистан в расчете на душу населения составил 19 млн cум (в эквиваленте – 1,7 тыс. долл.) и по сравнению с 2018 г. увеличился на 3,5 %. По оценкам Всемирного банка, ВВП Узбекистана по паритету покупательной способности (ППС) составил 245,4 млрд долл.
В результате социально-экономических реформ в Узбекистане произошла масштабная трансформация во всех сферах жизни, достигнут достаточный высокий макроэкономический «запас прочности». В целом за 2017-2020 гг. внешнеторговый оборот Узбекистана увеличился с 24 млрд долл. в 2016 г. до 36 млрд долл., а экономический рост в стране составил 18,3%. Общий объем инвестиций за короткий срок увеличился в 2,1 раза, в том числе иностранных инвестиций — почти в 3 раза. Объем промышленного производства составил 369 трлн сумов, увеличившись на 23,4%. Благодаря либерализации экономики и упрощению таможенных процедур объем экспорта в 2020 г. составил 15,1 млрд долл., что на 25% больше, чем в 2016 г. Созданы новые высокотехнологичные производства, произошли кардинальные структурные и качественные изменения в национальном хозяйстве Узбекистана. Так, в 2020 г. по сравнению с 2017 г. доля промышленности в отраслевой структуре ВВП увеличилась с 21,1 до 27,4%, а доля сельского хозяйства снизилась на 5,1%. Примечательно, что удельный вес сферы услуг, основанной на знаниях, возрос в 1,7 раза и достиг 40%, что отражало и быстрый рост малого бизнеса и частного предпринимательства. Наибольшее увеличение вклада в экономическое развитие продемонстрировало инвестиционное строительство – вклад отрасли возрос в 2,5 раза, что отражает процесс бурного жилищного, коммерческого строительства и создания новых инфраструктурных объектов. Валовая добавленная стоимость (ВДС), создаваемая всеми отраслями экономики, составила в 2020 г. 92,4% от общего объема ВВП и выросла на 1,7% (вклад в прирост ВВП – 1,5%). Существенный вклад в прирост ВВП внесла промышленность, в структуре которой на долю горнодобывающей и энергетической составляющей приходится около 50%. Ежегодно добывается более 60 млрд куб. м природного газа, 750 тыс. тонн нефти, 4 млн тонн угля, а также цветные и драгоценные металлы. Чистые налоги на продукты составили 7,6% в структуре ВВП и продемонстрировали прирост на 1,4%. В то же время страна все еще является в большей степени аграрной, но с развивающейся перерабатывающей промышленностью с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки богатых местных сырьевых ресурсов.
Фото: https://www.gov.uz/
Параллельно в стране произошли позитивные изменения, направленные на совершенствование нормативно-правовой базы и регулятивных процедур в сфере осуществления предпринимательской деятельности, формирования благоприятной бизнес-среды и позитивного имиджа страны на международной арене. В 2021 г. Узбекистан впервые включен в Индекс регуляторных ограничений прямых иностранных инвестиций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), который является индикатором степени открытости экономик различных стран для иностранных инвесторов. В результате за последние пять лет согласно данным ежегодного отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Doing Business (Ведение бизнеса)» по показателю создания наиболее благоприятных условий для ведения бизнеса Узбекистан поднялся со 141 на 69 место среди 190 государств и вошел в «Топ лучших стран-реформаторов». По индексу «Глобальной продовольственной безопасности» (The Economist Intelligence Unit) Узбекистан поднялся на 9 позиций. Важным показателем является «Index of Economic Freedom» (Индекс экономической свободы), ежегодно составляемый фондом Heritage Foundation совместно с Wall Street Journal, который включает в себя оценку 186 стран по 12 компонентам, объединенным в 4 группы, и измеряется по шкале от 0 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше уровень экономической свободы. В 2021 г. Узбекистан набрав 59 баллов занял 21 место из 40 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, что означает переход в ряды «умеренно свободных экономик».
Отражение позитивных результатов реформ в различных мировых рейтингах создало возможности для выхода страны на международные финансовые рынки. Впервые в своей истории Узбекистан в 2019 г. выпустил совместно с «Газпромбанком» суверенные международные облигации на сумму один млрд долл., спрос на которые значительно превысил ожидаемый и составил более 8,5 млрд долл. Международным инвестиционным банкам и юридическим фирмам были направлены запросы предложений (Request of Proposals), и на конкурсной основе были отобраны банки-андеррайтеры Citi (США), JP Morgan Chase (США), «Газпромбанк» (Россия) при участии международных инвесторов из США, Великобритании, Германии, Франции, Дании и Швейцарии.
Всего в 2019-2021 гг. на Лондонской фондовой бирже размещено почти на два млрд долл. узбекских еврооблигаций-евробондов (в феврале 2019 г. на 1 млрд долл. с доходностью 4.75% и 5.38% годовых с погашением в 2024 и 2029 гг.; в ноябре 2020 г. на 750 млн долл. с доходностью 3,7% годовых с погашением в 2030 г. и в августе 2021 г. Президент Узбекистана объявил о размещении очередных еврооблигаций на 5 трлн сум. До выпуска суверенных международных облигаций многие иностранные инвесторы оценивали плату за 10 летний суверенный риск Узбекистана на уровне 6-8%, что наглядно отражает снижение стоимости заимствований и позитивную оценку мировым рынком капитала политики либерализации и открытости, проводимой в Узбекистаном. Поступления от выпуска суверенных (номинированных в долларах и сумах) облигаций будут использоваться для финансирования в рамках программы Целей устойчивого развития (ЦУР) для Узбекистана.
Президент страны поставил задачу обеспечить в текущем году рост национальной экономики Республики не менее чем на 6%, промышленности — на 8%, а сферы услуг и строительства — на 8,5%, строительства — на 4% для достижения целевых ориентиров 2030 г. — роста реального ВВП в 2,1 раза и ВВП на душу населения в 3 раза Для этого необходимо будет в последующие годы поддерживать среднегодовые темпы экономического роста не ниже 6-7%. Это позволит к 2030 г. Узбекистану войти в группу стран с доходами выше среднего.
Основными факторами роста ВВП до 2030 г. являются обеспечение роста реальных объемов промышленности в 2,3 раза и увеличение доли в ВВП до 33,3%, строительства и сферы услуг в 2,1 раза и соответственно снижение доли сельского хозяйства в 1,8 раза до 21%. Рост производственного потенциала экономики обеспечит увеличение объемов экспорта в 3 раза. Для обеспечения экономического роста потребуется увеличить объемы капитальных вложений в 3,1 раза, прямых иностранных инвестиций в 7 раз.
Усилия Республики Узбекистан по реформированию экономики поддерживаются всеми международными финансовыми институтами и, несомненно, помогут привлечь в страну большие инвестиции, технологии и создать новые рабочие места.
Уроки Узбекистана, который за короткий срок из закрытой, отгородившейся от внешнего мира страны превращается в одно из передовых государств на постсоветском пространстве с открытой экономикой, осуществляющей переход от модели с высоким уровнем административных барьеров и ограничений к модели современной экономики, основанной на оптимальном сочетании государственных и рыночных методов регулирования, весьма полезны и применимы при трансформации переходных экономик других развивающихся государств.
Наби Зиядуллаев, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент АН Узбекистана, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН. Фото: https://uznews.uz/
Подпишитесь на рассылку последних новостей.