Можно вспомнить и такие определения: «смех это выражение страха перед смертью», «смех это одна из форм протеста против эксплуатации человека человеком», «человек есть умеющее смеяться животное» и т.д. и т.п.
Над тайной смеха в той или иной степени глубины размышляли многие великие люди – начиная от Платона с Аристотелем и заканчивая философами XXI века. В разных языках мира понятие «смех» связано с самыми различными, порой совершенно неожиданными значениями: гримаса, краска, вредить, зло, слово, дуля, думать, жердь, вино, пустой, храм, рожать, умирать, ложь, совокупление, жертва, любовь, число… И соответственно отношение к смеху в различных культурах у разных народов, казалось бы, диаметрально противоположное. Никто никогда, например, не видел и не увидит смеющегося Иисуса, который, по одному из преданий, никогда не улыбался, т.е. был «агелаетом»: от греческого «a» (не) «gelo» (смеяться). Зато вся Азия заставлена статуэтками пузатого смеющегося Будды. Кто был в буддистских странах – видел. Такую статуэтку, кстати, надо обязательно купить: она приносит удачу.
Фото: chinasmack.com
Смеются все народы. Хотя считается, что есть народы, от природы склонные к юмору, а есть – не очень склонные, это не более чем миф. Достаточно вспомнить хотя бы миф о сотворении мира. Бог решил сделать человека. Он слепил фигурку из глины и стал ее обжигать на огне. Сначала он пережег фигурку. Перебор. Получились черные люди. Потом поосторожничал и недожог. Недобор. Получились белые люди. А уж в третий раз бог как следует постарался и вынул фигурку из огня вовремя. И получились правильные люди азиатской наружности. Очаровательная история, хотя и довольно своеобразно изложенная. И здесь нет никакого «азиатского шовинизма», наоборот – здесь присутствует очень тонкая, может быть, даже и не всегда ощутимая для нас самоирония, вообще свойственная азиатам. Это что-то вроде анекдотов про «русского, немца и поляка», «русского, француза и американца» и т.п., где русский всегда выигрывает, хотя ведет себя и не очень умно.
Надо сказать, что и русский юмор пока плохо знают на планете Земля. А он у нас очень своеобразный. Ну, так многим другим народам кажется.
Так или иначе, смех – явление интернациональное. Смеются все. Человек, будучи «умеющим смеяться животным», смеялся, по всей видимости, всегда. То, что смех имеет глубочайшие корни в человеческой культуре, корни сакральные, связанные с верой в сверхъестественное, тоже ясно. Смех мог сопровождать встречу или проводы того или иного времени года, акт жертвоприношения, похороны (чтобы умершему не было скучно и одиноко, на таких похоронах можно побывать, например, в Азии) и т.д.
Фото: askideas.com
Можно ткнуть пальцем в любую точку календаря, и обязательно попадешь в какой-нибудь праздник. В марте, например, в Китае ежегодно отмечают замечательный китайский праздник «пробуждения личинок». Все смотрят на отходящие ото сна личинки и громко смеются. Какие смешные личинки!
Хотите от души посмеяться в сентябре? Замечательно! Тогда нужно отправляться в Японию на праздник «белой росы». Все смотрят на белую росу и радостно улыбаются. Какая красивая белая роса!
Вообще, если говорить начистоту и серьезно, то «смеховые экзерсисы» народов мира не сильно отличаются друг от друга по сути и все достаточно незатейливы. Все сводится к некой «куче-мале» с немного эротическим привкусом. Вот, например, типичное увеселение монголов, трогательно именуемое «кидать белую палочку» («уагаан мод хаях»). Летней теплой ночью монгольские хлопцы и дивчины собираются в степи, делятся на две команды и выбирают судью. Судья берет белую палочку примерно 20 см и что есть силы кидает ее в темную степь. Все бросаются искать белую палочку. Кто ее находит, громко кричит: «Я нашел белую палочку!» — и бежит к судье. На пути его (ее) стараются задержать представители другой команды. Все смеются, заваливают друг друга, хватают за всякие-разные места и все такое прочее. Писк, визг, сопение и т.д. Одновременно парочки одна за другой по-английски удаляются в степь. Иногда бывает, что судья остается один со своей белой палочкой. Примерно так же играют буряты, туркмены, гагаузы, тувинцы и многие другие народы. Если есть иностранные туристы, и их тоже зовут играть в «кидать белую палочку». Все очень уютненько, как в пионерлагере.
Фото: pinterest.at
Пожалуй, самая разветвленная и продуманная система смеха существовала (и существует) не в Европе, а на Востоке, прежде всего – в Китае. Есть такой средневековый китайский (как бы) справочник. Называется «Сотня игр» (VI – VII века). Там описаны древнекитайские праздники. В «Сотне игр» говорится, что количество шутов на подобных гуляньях доходило до 30 тысяч. Это хороший московский микрорайон. «Игры» то запрещались властями (в I веке н.э., потом – в XIII – XIV веках), то снова разрешались и даже поощрялись. Сейчас китайцы всячески возрождают свои смеховые традиции. А «карнавальный туризм» в Китае очень популярен. Действительно, это впечатляет. Например, новогодний праздник «Встречи Дракона». Огромный (до ста метров) бумажный дракон на бамбуковом каркасе, освещенный изнутри сотнями огней и приводимый в движение шестами. Перед драконом — светящийся шар, символизирующий солнце. Дракон набрасывается на шар, пытаясь его проглотить (миф о гибели солнца). И тут хохочущая многотысячная толпа китайцев начинает – в буквальном смысле – зажигать Дракона и запускать в него петарды и т.д. До полного сожжения. Барабаны, гонги, всем весело. Хочешь не хочешь, а захватывает. В «Сотне игр» обязательно участвует Учан, Посланник Ада, Образ Смерти, Символ Возмездия. Весь в белом, в белом же колпаке с надписью «Я пришел за тобой!». Очень страшный. Только при этом он зачем-то неприлично острит, распевает комические куплеты и, простите, «пускает газы».
Раз уж мы затронули тему «объектов» или «причин» смеха, продолжим ее.
Фото: fasttech.com
Во-первых, люди могут смеяться просто так. «Смех без причины» – совсем даже не «признак дурачины». У многих народов широко практикуется своего рода беспричинная смехотерапия. Довольно много таких «клубов смехотерапии», например, в Индии. Вы приходите в такой «хихи-клуб», встаете в густую толпу индусов. Перед вами – индус-«смехотерапевт». Он начинает смеяться. Вслед за ним один за другим начинают смеяться все остальные. Просто так, для здоровья. Сеанс обычно – от десяти минут до получаса. А то можно доржаться «до посикоты» (русское народное выражение).
Во-вторых, как уже говорилось, смех может быть ритуальным, сакральным. В древности (и в современных культурах, сохраняющих традиции) такой смех был строго иерархичным, этикетным. Он был назначен не только для связи с потусторонними силами, но и для сохранения существующей иерархии в обществе, иерархии, санкционированной этими высшими силами.
Фото: shanghaiist.com
Например, у японцев смеяться надо по правилам. Не как у нас, когда директор завода хихикает болонкой, а домохозяйка заливается басом, как бассет. Нет. Каждой ситуации и каждому типу личности – свой смех. Есть смех «эгао». Даже не смех, а улыбка. Это – «нейтральная улыбка». В стиле эгао может улыбаться каждый. «Овараи» – это громкий, искренний мужской смех. Он должен в целом соответствовать японскому звуку «а» и звучать примерно так: «Ва-ха-ха!» Смех типа «такавараи» – это женский, громкий, высокий, искренний смех, не выходящий за рамки приличия. (У мужчин приличия не оговариваются). Звучит такавараи так: «О-хо-хо!». «Синобивараи» налегает на «у» («У-ху-ху!») и является скрытым, нехорошим смехом исподтишка. Пол не оговаривается. «Тэрэвараи» («Э-хэ-хэ!») – это смех неестественный, льстивый, искусственный, униженный. Бесполый. Им рекомендуется также смеяться в ситуации, когда привели в замешательство или когда с вами произошло что-нибудь неприятно-неожиданное. А вот смехом типа «бурейко» нужно смеяться, например, в бане, во время дружеского чаепития. В бане надо смеяться непринужденно, раскованно, неформально.
Фото: pikabu.ru
В-третьих, люди смеются над людьми. Над их отрицательными и не только качествами. С этим делом надо быть осторожнее путешествующему и общающемуся с представителями других культур человеку. Дело в том, что по всему миру распространены сотни и сотни различных систем политкорректности. Американско-европейская система политкорректности, интенсивно развивающаяся в последние несколько десятилетий, – детский лепет по сравнению с уже существующими в мире и древними как мир системами. Религиозные табу – это само собой. Но сложившиеся культурные традиции очень своеобразны. Например, во Вьетнаме нельзя смеяться над заиками и над, так сказать, «неотесанными крестьянами»», т.е. над их грубоватой манерой выражаться и т.п. В Европе же, наоборот, чуть ли не половина смеховой культуры построена как раз на осмеивании «деревенщины».
У большого числа народов нельзя смеяться над так называемым «телесным низом» (термин великого «смеховеда» М.М. Бахтина, создавшего знаменитую теорию карнавала). Наоборот, к «телесному низу» надо относится с уважением. Над ушами – смейтесь, сколько влезет, а вот, например, то, что ниже пояса, надо уважать. Его можно называть только какими-нибудь высокими и торжественными словами. И шепотом. А обзывать его каким-нибудь «дрыном» никак нельзя. В европейских же культурах «сниженных», карнавальных наименований соответствующей реалии очень много, в азиатских — меньше.