Ниндзя: Люди-невидимки из касты отверженных

22.11.2018 Олег Мироненко, Александр Артамонов 1
Как боевое искусство ниндзюцу сложилось к XIII веке. Фото: seejapan.co.uk

На самом деле это ошибочное мнение. Да, о современных ниндзя мало что известно, хотя и существует Международная федерацию ниндзюцу, объединяющая несколько десятков воспитанников. Правда,  те, кто видел их в деле, не в восторге от умений современных ниндзя: по их мнению, они всего лишь бледная тень тех людей, о которых сложены легенды и написаны книги (серьёзных трудов на эту тему не так уж и много, хотя они есть). В принципе, весь «моральный кодекс» и основные правила обучения ниндзюцу были изложены в энциклопедии ниндзя, составленной в 1676 году. Следует всё же уточнить, что речь идет о квинтэссенции опыта, накопленного двумя кланами этой «убийственной» корпорации  — Ига и Кога.
Конечно, о том, насколько велико мастерство современных ниндзя, объективно судить сложно. Можно предположить, что для большинства из них это всего лишь игра — что-то более конкретное широкая публика сегодня едва ли узнает. Кто-то верит, что настоящие ниндзя до сих пор живут среди обычных людей, кто-то считает это полной чепухой.

Как боевое искусство, ниндзюцу известно с VII века. Именно тогда в японских летописях появилось жизнеописание принца Сетоку Тайси, жившего в эпоху правления императрицы Суйко (593-628). Легендарный герой использовал в борьбе за провинцию Оми подразделение «армейской разведки», тактика которого уже напоминала последующие экзерсисы патентованных островных убийц. Но по-настоящему расцвет эпохи ниндзя приходится  на XV-XVI века – период, известный в Японии под тематическим названием «Сэнгоку Дзёдай» (война Провинций — 1467–1568). В те годы острова раздирали многолетние феодальные войны, всевозможные распри и заговоры. Некоторые из исследователей полагают, что процесс выделения ниндзя в обособленный социум осуществлялся параллельно с формированием сословия самураев. В дальнейшем именно из этого класса японских дворян (в перевод с японского самурай означает «тот, кто служит») и вышли многочисленные правители Японских островов.

Ниндзя
Ниндзя были спецами по части выполнения различного рода деликатных поручений. Фото: fb.ru

Разрозненные кланы ниндзя, как считается, стали формироваться в тех местах, где не было большого скопления людей. Об этом, в частности, пишет известный японист Джон Ман. На этих безлюдных горных территориях никто не стремился объединиться в большие группы — наоборот, жизнь на них была трудной, скрытной и обособленной. На публичность члены местных кланов Кога и Ига (современные префектуры Миэ и Сига, остров Хонсю) отнюдь  не претендовали. Но на самом деле никакой серьёзной силы — ни военной, ни политической — они не представляли. Задача этих людей состояла в ином: они были спецами по части выполнения различного рода деликатных поручений, связанных с устранением соперников. Чего-чего, а врагов у средневековой японской знати всегда было в избытке. Вот и пригодились  «воины-тени» — по части устранения конкурентов им не было равных. Делали они это, разумеется, за соответствующую плату.
Hikone_Castle01.jpg
Замок Хиконэ, префектура Сига, остров Хонсю, центр «мира ниндзя». Фото: wikipedia

Шли десятилетия, века — внутри различных кланов ниндзя постепенно образовалось своя иерархическая пирамида. Рядовые лазутчики обычно выполняли самую неблагодарную работу. Наёмные убийства, подслушивание секретных разговоров, кража важных документов и заказанных людей — это всё они. За свою работу ниндзя получали деньги или прочее вознаграждение. Как правило, услугами ниндзя пользовались представители военно-клерикальной элиты – дзёнины и тюнины (представители высшего и среднего звена). Но средства передавались не исполнителю того или иного «заказа», а главе клана, который распределял их по своему усмотрению и желанию.

Слишком щепетильные в вопросах чести самураи очень часто забывали о своей благовоспитанности, когда речь заходила о феодальных интригах и легко обращались в качестве заказчиков к «темной стороне бытия» — миру ниндзя, вершителей тайных и кровавых дел. Тут любопытно уточнить, что изначала не существовало даже самого понятия «ниндзя». Оно вошло в обиход только в конце XIX столетия. Историки — в частности, Стивен Тёрнбулл — не исключают, что первоосновой тайных знаний было бродячие монахи «сохэй», учившие крестьян искусству обороны без оружия или при помощи простых предметов (в частности, длинной палки — «бо»). Со временем адепты отточили искусство убивать до совершенства! Поэтому их услуги и были очень востребованными. Что и говорить, прошедшие спецподготовку с юных лет ниндзя по части умения выполнять заказные убийства не знали себе равных. Да, сочинять стихи любимым — это был не их конек. Ниндзя заменили светскую духовность, присущую самураям, на мрачный мистицизм, о чем мы расскажем ниже.  Но, прежде всего, эти специалисты темных дел были востребованы определённой частью японского общества того времени, как асасины и шпионы, хотя и оставались своего рода кастой отверженных.
 

Ниндзя
Самураи хоть и опасались ниндзя, но к услугам этих людей прибегали часто. Фото: 1zoom.me

Поймать, а затем публично мучительно казнить ниндзя — как правило, сварить в кипятке (кодекс Токугавы) — считалось делом чести любого самурая. Напомним, что во всех остальных случаях в Японии пытки применялись мало. Фактически были разрешены лишь следующие: бичевание, сдавливание каменными плитами, удушение веревкой. Все они использовались не ради садизма (как, например, у викингов), а в процессе дознания. Смертная казнь проводилась простым отсечением головы. Но к ниндзя это не относилось: убить воина-невидимку, то есть по-современному страшного террориста — это совсем другая история. Но к услугам этих людей прибегали часто — жизнь заставляла.
0_82291a_64969257_XL.jpg
Фото: xexe.club
Среди знаменитых представителей профессии «синоби» (именно так, а вовсе не «ниндзя» называли этих людей в Японии) можно назвать, например, Хандзо, который  руководил разведкой у даймё Токугавы Иэясу, принца Минамото (1543 — 1616). Он также известен в Японии под именами Мацудайра Такэтиё (яп. 松平 竹千代) — детское имя; Мацудайра Мотонобу (яп. 松平 元信). Именно этот государственный деятель, создавший сильное централизованное государство, и стал военным верховным правителем Японии (сёгуном), правда, так и не отказавшись от услуг своего подручного синоби (завершение эпохи Сэнгоку Дзёдай).

Воспитание ниндзя начиналось чуть ли не с младенчества. В некоторых школах малыш начинал плавать раньше, чем ходить. Плавание не только способствовало прекрасной выработке координации движений, но и развивало лёгкие, ведь, возможно, ниндзя будет часами сидеть в воде и дышать через небольшие дырочки, просверленные в ножнах своего ножа. С каждым годом подготовка воина-ниндзя становилась всё сложнее. Например, подростков не только обучали прыжкам через глубокие рвы, где располагались заострённые пики, но и так называемым «многоступенчатым» прыжкам и передвижению по вертикальным стенам.

В действительности те безумные подскоки и бег по совершенно непригодным для этих целей поверхностям, которые молва приписывает ниндзя, вполне объяснимы. Никто не спорит — по ровному гладкому потолку ниндзя, безусловно, передвигаться не могли, как это иногда демонстрируют в некоторых художественных фильмах. Однако приходится учитывать одно «но»: дело в том, что, согласно старинной японской архитектурной традиции, потолки очень часто украшались определёнными рельефами и стропилами, проходящими на небольшом расстоянии друг от друга. А таким образом передвигаться искусные воины уже могли: они опирались ногами и руками в находящиеся поблизости балки или цепляясь за одну из них специальными «кошками» или шипами. Вспомогательные «зацепы», если это было нужно, прикреплялись к обуви. Поэтому неудивительно, что ниндзя мог проползти по потолку – спиной к полу, разумеется. С помощью специальной техники прыжков он мог заскочить на узкой улочке на балкон или крышу, опираясь ногами на стены домов. Потому что ещё в детстве он был этому обучен. 

Ниндзя
Ниндзя в совершенстве владели различными видами оружия. Фото: kisspng.com

С технической точки зрения такие фокусы возможны. Сначала человек учится пробегать по диагонали вверх несколько шагов с небольшого разгона, сохраняя равновесие, а затем он пробует взбежать чуть выше, а оттуда, если находится хоть какая-то точка опора, взмыть ещё выше, чтобы сверху атаковать противника. Поэтому акробатические элементы всегда входили в систему подготовки ниндзя.

Само собой разумеется, технике боя — по сути, она была примерно такой же, что и у самураев — уделялось серьезное внимание. Только ниндзя особенно не утруждали себя «философской» частью учения самурая, кодексом «Бусидо» (буквально «Тайный Путь»). Они обращали внимание исключительно на прикладной аспект. Приёмы доводились до сверхсовершенства. Также внимание обращалось на изучение специальных психотехник.

Приблизительно с 4-5 лет мальчики и девочки (а среди ниндзя были и представительницы слабого пола) начинали состязаться друг с другом с оружием и без оного. Как правило, обучение проходило по системе одной из школ дзю-дзюцу — их в Японии того времени было великое множество. Кроме того, детей учили искусству «расчленять» суставы. И сегодня такие практики существуют: по собственному желанию правильно обученный человек может, например, «вынуть» руку из плеча или «отстегнуть» ногу. Это очень важный элемент обучения — особенно, когда необходимо пролезть в узкий лаз или освободиться от пут неприятеля. 

Ниндзя
В систему подготовки ниндзя входило изучение различных техник ведения боя. Фото: wallscollection.net

В целом, подготовка ниндзя заканчивалась в 15 лет. Ученик должен был сдать соответствующие экзамены — и лишь после этого ему вручались оружие и униформа  – свободный балахон с капюшоном и маска. Примерно с этого времени для ниндзя начинался новый этап обучения: они познавали сокровенные таинства духа, которые применяли в своей практике монахи-ямабуси. Молодые ниндзя также штудировали изнурительные методики йоги. К слову, ямабуси («скрывающиеся в горах»; 山 «гора», 伏 «скрываться»), последователи эзотерического буддизма Сингон (яп. 真言宗) – одна из самых загадочных сект, когда-либо существовавших в Японии. Ниндзя считались их верными учениками, многое у них переняли. Так, метод девяти «ступеней могущества», которые ниндзя изучали последовательно (или останавливались на одной из них), состоит в том, что нужно произнести соответствующие мантры, что якобы очень сильно облегчает выполнение любой задачи.

Каждый ниндзя обладал искусством вхождения в транс. Достигнув особого состояния сознания и освободив скрытые резервы организма, «воины тени» буквально удесятеряли свои силы. Не случайно простым смертным казалось, что «призраки» творят чудеса: без приспособлений преодолевают высокие гладкие стены, прыгают с большой высоты на землю, бесшумно, словно призраки, проходят по скрипучим половицам. Для многих людей трудно понять, как можно почти мгновенно запомнить целый лист иероглифов или «растворяться» в пространстве на глазах у многих?
Ответ довольно тривиален: этому нужно обучаться с детства, а ниндзя, как правило, становились действительно талантливые ученики. Любопытно, что, с точки зрения современных японских историков, синоби вовсе не были бездумными теломеханиками, не обученными грамоте и не обладающими интеллектуальными знаниями. Так, Владислав Шпаковский, со ссылкой на источники из Страны восходящего солнца (сайт topwar.ru) приводит обязательные части снаряжения людей, избравших полумрак, как естественную среду обитания: Что ещё входило в снаряжение ниндзя, так это шесть очень важных предметов (рокугу), хотя он и не всегда имел их при себе все. Это амигаса (сплетенная из соломы шляпа), кагинава («кошка»), сэкихицу (грифель для письма) или ядатэ (чернильница с пеналом для кисточки), якухин (небольшая сумка с лекарствами), цукэдаке или утидакэ (емкость для тлеющих углей), и сандзяку-тэнугуи (полотенце), ведь в Японии климат душный и влажный. Как видим, наличие прибора для письма и медицинских препаратов наглядно свидетельствуют об интеллектуальном багаже японских ассасинов.
Кстати, типичное традиционное оружие ниндзя — это, прежде всего, не короткий прямой меч (ниндзя-то) или кусаригама (коса или серп ниндзя) (в отличие, от катаны, относящейся жанрово к саблям), а вполне народный Фури-дзуэ или тигирики – «маховая трость». Речь идет о бамбуковом посохе монаха длиной приблизительно в полтора метра с грузиком на одном конце. Нередко к этому концу крепилась еще и короткая цепь. Тогда грузик навешивался на ее конец, а посох превращался в настоящий кистень. Железо в Японии стоило баснословно дорого (здесь нет его природных залежей), а посох, в отличие от меча, смастерить и использовать скрытно было гораздо проще.

 

Ниндзя
Закат института ниндзюцу специалисты относят ко второй половине XIX века. Фото: japanmemory.com

В XVII веке сёгун Токугава под страхом смерти запретил искусство ниндзюцу. Для ниндзя наступили тяжёлые времена — на них началась настоящая травля. Но, как отмечают исследователи, отчасти благодаря именно «воинам-теням» Токугава и возвысился. Но даже после этого «бойцы невидимого фронта» продолжали составлять пусть и небольшую, но довольно специфичную часть японского общества. И дальше выполняли поручения богатых заказчиков. Окончательный закат института ниндзюцу специалисты относят ко второй половине XIX века – к периоду Реставрации Мейдзи, когда ниндзя, как считается, полностью сошли с военной и политической арены Японии.

22:10 Поплыли! 12+
23:35 Тележурнал «Москва - лучший город Земли» 12+
0:00 Новости 12+
0:10 Жажда странствий. Китай. Сычуань. Минья Конка 12+
Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония