Ханты и манси: владыки вод, повелители оленей
15.06.2018 Олег Волгин 1Обские угры, проживающие в бассейнах Оби, Иртыша, Конды и Северной Сосьвы, – это ханты и манси, коми-пермяки обычно называют их югра. Место «прописки» — Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Раньше угры жили охотой и рыбалкой (на севере), оленеводством (ближе к югу). Да и сегодня, в общем-то, мало изменяют заветам предков. Добычу «чёрного золота» — нефти – они оставляют пришлым…
Сейчас в Ханты-Мансийском автономном округе коренные жители – ханты, манси, ненцы, зыряне – составляют менее 1,5% населения. И всё же это – их земля, их вода, их рыба, их олени. Да и нефть, по большому счету, – тоже их…
Ханты и манси, говорящие на родственных финно-угорских языках, не чужды цивилизации. Однако, хотя на смену чумам кое-где пришли современные утеплённые палатки, а мотоциклы и «Бураны» вытеснили оленьи нарты, в городах угры селятся неохотно и редко. А зачем? Они издавна научились выживать в суровом краю при экстремальных температурах, в заболоченных низменностях, поросших в основном мхом и осокой, кедровником и лиственными лесами. Основной источник питания — дары природы.
Старинный способ ловли рыбы северных народов ханты и манси. Россия. Ханты-Мансийский АО. Старинные способы ловли рыбы — перетяги, мордушки, рюжи и сегодня успешно используются коренными народами округа. Конечно, в мордушку, например, не поймаешь как неводом сразу несколько сот килограммов «живого серебра». Однако и затраты на изготовление и эксплуатацию такого приспособления несоизмеримы. Нетрудно научиться сплести из ивовых прутьев мордушку, а пойманная в нее рыба, в отличие от современных снастей, остается живой несколько дней. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
Ханты и манси — отменные рыболовы. Благо что реки Западной Сибири до сих пор богаты рыбой — лососем, нельмой и сигом. В настоящее время рыбный промысел также остаётся для этих людей одним из самых жизненно важных. Когда-то они били рыбу даже из лука — на мелководье. Но чаще всё же использовали сети и специальные снасти, которые плелись из конопли и крапивы, а затем обрабатывались настоем из черёмуховой коры — тёмно-коричневый цвет меньше заметен в воде. Мужчины ловили рыбу, женщины её готовили — вялили, сушили или солили.
Ещё не так давно ханты и манси на своих долблёнках, которые сооружались из осинового ствола, выходили на рыбалку. Это были довольно вместительные лодки, в них усаживалось до восьми человек. В некоторых поселениях такие остались до сих пор. Но их становится всё меньше и меньше.
Незадолго до начала зимы заканчивался рыболовный сезон и начинался охотничий, длившийся примерно до середины апреля, до весеннего ледохода. Ружья у ханты и манси появились лишь в начале прошлого века. Долгие века основным оружием было копьё, с которым ходили на медведя, оленя и лося. Говорят, что некоторые и сегодня придерживаются обычая пить свежую кровь животных — сразу же после того, как зверь был повержен. Считалось, что сила животного находится в его крови, она, если её выпить ещё тёплой, укрепит и силы человека. Сердце, почки, глаза, уши также поедались в сыром виде — этот обычай также имел больше ритуальное значение. Из мяса, как правило, делалась строганина. Оленье сало считалось деликатесом.
Команда из села Половинка на соревнованиях по гребле на обласах. Ханты-Мансийский АО. Окружные соревнования по гребле на обласах (облас — легкая лодка типа каноэ, выдолбленная из цельного куска дерева) в поселке Пойковский. Цель соревнований — популяризация национальных видов спорта среди коренных жителей ханты и манси. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
До появления огнестрельного оружия ханты и манси охотились на птицу с луком. К стрелам прикреплялись перья хищных пернатых — орла или ястреба. Когда они запускались в небо, то издавали в полёте характерный звук, который вынуждал уток реагировать соответствующим образом — они стаями садились на воду, где их уже и поджидали охотники.
Скотоводством эти народности практически не занимались — небольшое количество одомашненных животных было лишь у хантов, проживающих на юге. Северные угры в основном промышляли оленеводством — разводить оленей они научились у ненцев, правда, в отличие от последних, поголовье этих животных не доводилось до больших стад. Примечательно: манси, кроме оленей, имели в своём домашнем хозяйстве и лошадей, а вот ханты выращивали больше собак, которые, в частности, и служили им основным средством передвижения. Оленьими шкурами подбивались и лыжи, на которых ханты и манси ходили на охоту по снегу.
Почему-то многие из тех, кто хоть немного знаком с культурой и обычаями этих народностей, считают, что основным их жилищем был чум — четырёхугольная каркасная постройка, покрытая чехлом из оленьих шкур, с конической крышей. На самом деле это верно лишь отчасти, поскольку в таких относительно лёгких и мобильных сооружениях проживали в основном оленеводы, которым приходилось кочевать вместе со своими стадами. Те же ханты и манси, которые вели полукочевой образ жизни и были привязаны к тому или иному промыслу, строили на зиму деревянные избы — невысокие срубы с односкатной или двускатной крышей. Планировке дома особого внимания не уделялось.
Музей под открытым небом в поселке Варьеган. Россия. Ханты-Мансийск. Жилища и хозяйственные постройки ханты и ненцев, живущих в здешних местах, предметы быта, одежда и многое другое собраны в музее под открытым небом. Все здесь как на настоящем стойбище: в печи можно печь хлеб, в чувале готовить еду. Как это делается, покажут гостям жители поселка. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
Кстати, ханты рыли для жилья и землянки, и полуземлянки, которые укреплялись деревянными столбами. Сверху на всю конструкцию укладывалась обрешётка из жердей, на неё затем клались ветки и дёрн. Отапливались такие помещения при помощи чувала — традиционного очага. Нары для отдыха устанавливались по периметру землянки.
Сегодня народа ханты в России проживает чуть больше 20 тыс. человек, а манси и того меньше — его численность не дотягивает и до 10 тыс. человек. И те, и другие считаются православными, но на самом деле большинство семей и поныне придерживается традиционных языческих верований, которые пришли к ним из глубины веков от предков.
Интересный факт: у многих народов ворона считается не очень хорошей и чистой птицей, но только не у угров, которые уверены, что её крики будят природу после долгой зимы. Вороны, прилетающие на Север первыми, извещают, как считают ханты и манси, о приближении тепла, ассоциируются с возрождением жизни, поэтому их и стали почитать как покровителей детей и женщин. В честь ворон даже устраивается несколько праздников, во время которых не только варится специальное угощение — саламат, густая каша, но и проводятся всевозможные кукольные представления. Куколки вырезаются из дерева, во время праздника, когда начинается, собственно, сам «спектакль», их привязывают к пальцам ног человека, который, двигая ими попеременно, приводит фигурки в движение и при этом общается со зрителями разными голосами. Представление также сопровождается песнопениями «артиста».
Для народа ханты медведь — хозяин тайги, желанный трофей любого охотника. Россия. Ханты-Мансийский АО. Для народа ханты это еще и священный зверь. После добычи зверя охотники проводят ритуал «медвежьи игрища», чтобы примирить душу убитого медведя и охотника. На снимке: охотник Владимир Каюков с сыном Ильей обрабатывают шкуру добытого зверя. Фото: Алексей Щукин/ТАСС
Однако самое почитаемое у ханты и манси торжество — это, безусловно, Медвежий праздник. Медведь для угров — сын главного божества Торума и богини-прародительницы Калташ. Именно медведь является хозяином тайги, устанавливает в ней свои порядки и вершит справедливость. Когда медведя заваливали во время охоты, то после в его честь в поселении обязательно устраивался праздник — словно люди извинялись за то, что отняли у животного жизнь. Кульминация праздника — проведение определённых обрядов. Непременно исполнялись ритуальные танцы с поеданием медвежатины — во второй половине ночи, когда душу зверя «отправляли» на небо. Считалось, что если всё сделано правильно, то в новом сезоне охотникам будет сопутствовать удача.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.