Квонбоп: истоки корейских видов единоборств
15.05.2018 Олег Мироненко 1В настоящее время в Корее насчитывается несколько видов оригинальных боевых искусств, многие из которых ведут свою родословную из глубины веков, — по крайней мере, так считают их приверженцы. Однако документальных источников, подтверждающих этот факт, не так уж и много. Действительно, археологи на Корейском полуострове обнаружили фрески (датируемые началом н.э.) со сценами рукопашных поединков, на которых изображены противники, применяющие приёмы, очень напоминающие удары из современного каратэ-до. С другой стороны, некоторые западные специалисты считают, что большинство корейских видов борьбы полностью заимствованы извне – в основном у китайцев и японцев. Так ли это — вопрос дискуссий, но корейский легендарный эпос повествует о боевых искусствах, которые стали формироваться в Корее ещё много веков назад в период Трёх Государств (I-VII вв. н.э.): Когурё, Пэкче и Силла.
В корейских видах единоборств предпочтение отдаётся ударной технике. Фото: Kim Hong-Ji/Reuters
В Когурё существовала система тхэккён, которая строилась преимущественно на отталкивании противника во время боя. В государстве Пэкче большое распространение получила борьба субак, которую якобы распространяли китайские буддистские монахи. Нужно отметить, что язык жителей Поднебесной в дальневосточном регионе достаточно долго выполнял те же функции, что и латинский язык в средневековой Европе. Название борьбы происходит от китайского слова «шоубо», которым в самом Китае обозначали рукопашный бой. Но борьба субак не просто позаимствована, она «обросла» наработками местных мастеров. Согласно легенде, в VII веке, когда китайская армия вторглась в Пэкче, буддийские монахи якобы без оружия, орудуя исключительно голыми руками и кольями, заставили оккупантов бежать.
Расцвет корейских боевых искусств пришёлся, пожалуй, на период доминирования государства Силла. Именно тогда появился военно-религиозный клан хваранов, объединивший в себе группу молодёжи из аристократических семейств. В стенах этой школы и появился новый стиль – хваран-до, в технический арсенал которого вошли не только удары локтями, ногами, кистями рук, кулаками и коленями. Эти приёмы сегодня используются практически во всех единоборствах. Тогда же появились и другие приёмы — например, удары головой, которые, скорее всего, были подсмотрены в китайской борьбе го-ти. Правда, после объединения в последней четверти VII века трёх королевств в государство Корё, борьбой субак стал считаться такой рукопашный бой, в котором ногами били в основном выше пояса, используя при этом также попеременно удары кулаками и локтями. Однако позже субак потерял своё прикладное значение, этим термином стали называть кулачные поединки на ярмарках – хоть и зрелищные, но не отличающиеся большим техническим разнообразием.
В последующие века в Корее существовали и развивались другие виды и стили единоборств – например, пигаксуль, тхэккён, юсуль, чхарёк, орёнквон, хёльдо, пакчхиги и т.д. Так, в пакчхиги существовало весьма специфичное действие, не применяемое во многих других видах боевых искусств, — удар заплетённой из волос косой, в которую специально вставлялись металлические иглы или небольшие металлические шары, оставлявшие на теле противника серьёзные раны.
Удары в прыжке занимают значимое место в системе корейских видов единоборств. Фото: Kim Hong-Ji/Reuters
Тхэккён – одно из наиболее самобытных единоборств Кореи, даже его название пишется исключительно по-корейски, тогда как названия других систем обозначаются китайскими иероглифами. Техника тхэккён – это в основном бой ногами, причём удары, подсечки и подножки наносились ниже пояса, так как бойцы в поединках стремились не увечить друг друга, а свалить противника наземь.
Борьба юсуль – единоборство, которое культивировали горные отшельники. Его можно отнести к разряду «мягких искусств», так как технический арсенал этой борьбы включал в себя в основном броски, захваты, болевые приёмы и воздействие на болевые точки человека.
Ещё одной популярной на Корейском полуострове системой боевых искусств считалась чхарёк. Техника этой борьбы сочетала удары ногами с захватами и заломами. Нужно отметить, что большинство корейских единоборств, как, впрочем, и многие другие восточные виды борьбы, всегда включали в себя философско-эзотерические элементы. Не стала исключением и чхарёк, где интенсивный психофизический тренинг сочетался с дыхательно-медиативными упражнениями и использованием специальных препаратов – отваров, настоек и мазей, приготовленных из продуктов растительного и животного происхождения. Согласно философии этой борьбы, источник силы человека – не только изнурительные физические нагрузки, но и «поглощение энергии» природы. Деревья, трава, камни, луна, звёзды, солнце и прочее – всё это источник силы для бойца чхарёк, который стремится избавиться от условностей, привычек и догм, навязанных ему цивилизацией.
Корейское боевое искусство таэккион. Фотохроника ТАСС
В конце XIV века к власти в Корее пришла династия Ли, правившая в стране до начала XX века. Ветер перемен коснулся не только государственного строя, но и религиозных предпочтений корейцев, которые в массе своей стали последователями учения Конфуция, а не Будды. Единоборства хоть и продолжали в обязательном порядке изучать в армии, но процесс этот носил всё более и более формальный характер, поскольку для конфуцианства характерно принижение военного начала и всего того, что с ним связано.
В 1592 году Корея была вынуждена вступить в противоборство с японскими войсками, которые вторглись на её территорию. Кстати говоря, огромная роль в изгнании иноземцев принадлежит народным ополченцам и пришедшим на помощь китайским войскам, чьи инструкторы рукопашного боя впоследствии и стали распространять среди корейцев шаолиньский стиль кулачного боя, который постепенно «кореизировался» и стал известен как соримквон.
В XVIII веке отношения Кореи и Китая испортились. Корейские школы единоборств стали постепенно обретать только им присущую «изюминку». Отличительной чертой корейского рукопашного боя становятся сложные прыжки и удары в полёте — например, «фирменный» прыжок на высоту человеческого роста с последующим ударом ногой. Маститые корейские мастера могли легко выбить из седла всадника.
Однако современная история корейского рукопашного боя началась лишь в прошлом веке, поскольку духовно-философские традиции силовых состязаний пришлось возрождать практически заново. Об этом наш следующий рассказ.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.