2 серия: «По берегам Байкала» – смотрите «Большое путешествие «Байкал – Москва»»
11.12.2023 Творческая студия «Автомобиль Года в России» 3413Большое путешествие Авто Года на гибридных автомобилях Chery продолжается. Мы проедем более 7000 км по 11 регионам нашей страны. А в этот раз будем знакомиться с заповедными местами озера Байкал.
В нашем караване – пять гибридных автомобилей марки Chery. Это Tiggo 7 и Tiggo 8. Оба с приставкой Pro и оба с большой тяговой батареей. Мы выбрали эти автомобили для Большого путешествия не только потому, что они новые – действительно, обе модели вышли на российский рынок в 2023 году. Наша мотивация иная: марка Chery зарекомендовала себя как производитель технологичных автомобилей, и нам стало интересно: как кроссоверы с гибридными силовыми установками уживаются с российскими дорожными и климатическими условиями.
В этот раз съемочная группа пересела в гибридный Tiggo 8 Pro. Его силовая установка включает в себя сразу три мотора. Это бензиновый турбодвигатель объемом полтора литра и мощностью в 147 л.с. И два электромотора. Все вместе они выдают 235 л.с. Помимо высокой производительности этот автомобиль обещает высокую эффективность. С полностью заправленным бензобаком и заряженной батареей можно проехать около 1000 км. Когда мчишь по бескрайним сибирским просторам, эта мысль греет душу.
Стартовав из Иркутска, мы отправились к Байкалу вдоль левого берега Ангары, чтобы через Слюдянку, Байкальск и Бабушкин добраться до поселка Усть-Баргузин и посетить нацпарк Заповедное Подлеморье.
Первая остановка – Слюдянка. Небольшой город на западном краю Байкала. Через город проходит Транссиб – самая длинная железная дорога в мире. Грузовые составы следуют один за другим. И для поездов, идущих с запада, Слюдянка становится воротами Байкала. Поэтому к 1905 году здесь был построен вокзал, которому может позавидовать любая столица. Уникальное здание не просто облицовано мрамором, оно полностью построено из светящегося камня белого и розового оттенков. Выглядит очень эффектно, особенно в солнечную погоду.
Откуда столько ценного камня? Почему именно здесь появился единственный в мире мраморный вокзал? За ответом на эти вопросы мы отправляемся в дом одного из местных жителей, который превратил свое увлечение минералами в музейную коллекцию.
Фёдор Буцко, ведущий:
В Москве, финальной точке нашего путешествия – есть как минимум два отличных минералогических музея. Есть они и в других городах по пути нашего следования. Так почему надо заезжать в небольшой частный минералогический музей в Слюдянке? Сейчас узнаете.
В коллекции собрано около 11 тысяч образцов. Многие из них были найдены основателем музея в местных горах. Это кварцы, корунды, апатиты, нефриты и многое другое, включая ту самую слюду, что дала название городу.
В Слюдянке добывали девять разных видов слюды. В старые времена ее использовали вместо стекол в окнах, а в 20 веке этот минерал применялся в электротехнике, машиностроении и электронике. Об остальном расскажет хранительница музея.
Любовь Жигалова, хранительница музея:
В старое доброе время лазурита в России не добывали. Его Екатерина Вторая по заданию художников покупала в далеком Афганистане. За один пуд серебра она покупала пуд минерала, красками которыми рисовали Микеланджело, Рафаэль и другие художники.
А потом лазурит нашли в Слюдянке. Этим камнем облицованы стены Исаакиевского собора и дворцов Петербурга, а мрамор из Слюдянки украшает станции метро в разных городах страны. Но в местных горах находят и еще более ценные камни.
Корона Екатерины Второй, французская, английская сделаны из этого шикарного минерала, который получил название «камень королей и финансистов». Шпинель драгоценную на белом мраморном кальците мы пока еще встречаем в Слюдянке.
Кристаллы красного цвета настолько красивы, что их часто используют в ювелирных украшениях без обработки. И все эти минералы находят поблизости!
Первыми о богатстве этих гор узнали русские казаки, пришедшие сюда в середине 17 века. С тех пор здесь добывают полезные ископаемые. И даже если вы не собираетесь искать камни, прогулка на природе оставит самые яркие впечатления. Места тут очень красивые! А нам пришло время вернуться на маршрут, чтобы не отстать от каравана.
Трасса Байкал по большей части радует качественным покрытием, хорошей разметкой и разумным расположением дорожных знаков. Однако рельеф местности тут непростой. Прямых отрезков немного, за поворотом идёт поворот, а за подъемом — спуск.
Такая дорога требует полной концентрации от водителя и высокой курсовой устойчивости от автомобиля. Особую роль в этом играет резина. На нашем кроссовере установлены шины Gislaved NordFrost 200. Gislaved – это бренд с более чем 100-летней историей, который достойно зарекомендовал себя на российском рынке.
Шипованная модель NordFrost 200 изготовлена из специальной резиновой смеси, которая сохраняет эластичность и сцепные свойства в морозную погоду. Инновационный рисунок протектора содержит множество мелких ламелей особой формы. Во время движения они взаимоблокируются под определённым углом, образуя большее число кромок зацепления и усиливая тормозные свойства.
Еще одно ноу-хау: особые шипы. Они прочные и легкие, что позволило увеличить их количество на 30%. В любой момент в пятне контакта с дорогой находится больше шипов, – а значит, больше участков сцепления. Автомобиль эффективно разгоняется и по снегу, и по льду, и по промерзшему асфальту. Можно увереннее тормозить, поворачивать, выходить на обгон и завершать маневр. Шины Gislaved Nord Frost 200 надёжно держатся за дорогу – и это то, чего мы от них ждем.
По пути у нас город Байкальск, здесь расположен горнолыжный курорт. Снег только начал ложиться, но подъемник работает. 17 минут в пути над кронами деревьев, и мы поднимаемся на высоту в 900 метров. Кстати, в нашей команде есть почти профессиональный горнолыжник, и он сказал, что трассы здесь очень интересные. А со смотровой площадки открывается вид на великое озеро. Длина Байкала 636 километров, а максимальная ширина — почти 80. Вы видите бескрайние просторы, а ведь это лишь малая часть Священного моря, как называли Байкал наши предки.
Когда едешь мимо Байкала, хочется почаще останавливаться у воды. Сделать это можно не всегда. Где-то мешают горы, в других местах проходит ветка Транссиба.
А мы нашли отличное место. В городе Бабушкин можно проехать к старинному маяку. Он был построен в 1900 году как часть железно-дорожной инфраструктуры. Детали маяка отливали в Англии вместе с легендарными ледоколами Байкал и Ангара.
Кстати, Байкал увеличивается в размерах. Крупнейший на Земле резервуар пресной воды расположен на стыке двух тектонических плит. И эти плиты раздвигаются на 2 см в год. Некоторые ученые полагают, что Байкал – это зарождающийся океан. А лучший способ увидеть заповедную природу и не нанести ей вреда – это отправиться в национальный парк.
Николай Васильевич Маковеев, глава отдела охраны природы ФГБУ «Заповедное Подлеморье»:
«Мы находимся на КПП… Надо ознакомиться с правилами посещения и инструкцией».
В светлом пространстве можно узнать много интересного про Байкал и его обитателей. После короткого инструктажа отправляемся в путь. Батареи наших автомобилей заряжены, и мы переключаем силовую установку в полностью электрический режим.
Повезло с погодой. Солнышко светит и нет ветра. Мы едем по очень красивым природным местам. И сейчас Chery передвигается только на электротяге, а значит, что автомобиль не издает практически никаких звуков. И это очень приятно, потому что ты слышишь, как поют птички, как шумит ручей – замечательно!
Чтобы сохранить эту красоту, в нацпарке введены особые правила. Как и где ездить, где останавливаться и где гулять.
На данном этапе мы находимся на начале участка покоя… Здесь нельзя съезжать с дороги.
А во время пеших прогулок полезно иметь с собой пакет или мешок, в который вы сможете собрать мусор. Несмотря на усилия сотрудников нацпарка и волонтеров, на берегу остается мусор, которому здесь не место.
В этих лесах бродят медведи, лоси, косули, изюбри, соболи, волки, зайцы и много кто еще. А лисы и вовсе не боятся людей.
Самый известный из местных обитателей, конечно, живет в воде – это байкальская нерпа. Единственный пресноводный вид тюленя в мире. Таких нет больше нигде кроме Байкала.
Эти места прекрасны в любую погоду. Приехав сюда, вы наверняка захотите задержаться подольше. Остановиться на ночлег можно в населенных пунктах неподалеку. Например, можно снять номер в гостинице «Супер 8» в селе Максимиха. Двухэтажные жилые корпуса отлично подойдут для спокойного отдыха с семьей или любимым человеком. Здесь комфортные номера и радушные хозяева. Эта гостиница была построена при поддержке национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
А неподалеку расположен еще один отель, который появился при поддержке Нацпроектов. Называется «Тайга». Здесь симпатичные домики, удобные дорожки и кафе, где можно заказать особый чай.
На Байкале важно не использовать одноразовую посуду. Собственная термо-кружка удобнее и не наносит вреда окружающей среде.
А мы специально выбрали для этого путешествия экологичные автомобили, оснащенные гибридной технологией. По загородным шоссе гибридный Chery Tiggo 8 Pro способен преодолеть расстояние до 1000 км на одной полной заправке 60-литрового бака и полностью заряженной электрической батареи. А все 50 км по заповеднику наши автомобили проехали в режиме электротяги.
За окном прохладно. Некоторые озера уже замерзли, а в машине тепло в любом режиме движения. Особенно хорошо на передних креслах. Тут и двухзонный климат-контроль, и подогревы сидений, и особенно радующий водителя обогрев рулевого колеса. Штурманское кресло балует пассажира несколькими массажными программами.
А для тех, кто сидит во втором ряду, есть отдельная радость – это панорамная крыша. Люк мы, конечно, не открываем. Холодно. Но можно отодвинуть шторку, чтобы впечатлений от поездки было намного больше!
От берега Байкала наш караван направляется в Москву, а по пути нас ждет знакомство с крупными городами и уникальными природными объектами. Путешествуйте с нами, будет интересно!
Подпишитесь на рассылку последних новостей.