1 серия. «Дагестан: Чох и Гамсутль»

03.04.2024 Творческая студия «Автомобиль Года в России» 4117
Кадры из программы "Путешествие Авто Года. Дагестан"

Национальная премия «Автомобиль года в России» продолжает путешествие по стране. Мы прокладываем маршруты для тех, кто любит самостоятельно планировать свой отпуск на автомобиле.

Федор Буцко, ведущий:

Курортный сезон – это когда становится тепло и приезжает много людей. У всех достопримечательностей собираются толпы, в ресторанах приходится дольше ждать еду, а в хороших гостиницах нет мест. Но мы путешествуем на автомобиле, и для нас сезон не ограничивается тремя летними месяцами. Сейчас мы отправляемся в горный Дагестан, где нас могут ждать по-зимнему сложные дорожные условия.

Едем смело, потому что в своем автомобиле мы уверены. Это хорошо известный в нашей стране Kia Sportage. По российским дорогам ездит более 300 тысяч кроссоверов этой модели разных поколений. У нас — самый новый, пятый Sportage. Почему мы едем на нем?

У корейской модели высокий дорожный просвет, просторный салон и большой багажник, а мы в путешествии везем довольно вещей. Наши зрители хорошо знакомы с многочисленными преимуществами Sportage. Напомним о самом главном и дорогом в автомобиле — о силовом агрегате. Под капотом Kia Sportage 190-сильный атмосферный двигатель, и работает он в паре с классической автоматической коробкой передач с гидротрансформатором. В настоящее время силовые агрегаты такого типа стали редкостью на российском рынке, а ведь именно классическая конструкция наиболее надежна. Такие машины без проблем проезжают по 300 тысяч километров и более. В нормальных российских условиях эксплуатации такому силовому агрегату достаточно лишь регулярного техобслуживания.

А еще Kia Sportage позволяет ездить динамично. Полноприводный кроссовер вселяет уверенность. Он стабилен на прямой и устойчив в поворотах. У него жесткий кузов и точно настроенное рулевое управление. Это машина, в которой хочется сесть за руль.

Наша первая цель — Гунибский район. Время в пути от Махачкалы составляет около трех часов, и уже на подъезде становится понятно: мы приехали не зря. Эти пейзажи разительно отличаются от прибрежных районов. Настоящий Дагестан. Кстати, название республики можно перевести на русский как Страна гор.

И здесь, в горах, есть село Чох. Его письменная история ведется с 1300 года, но доподлинно известно, что люди здесь поселились намного раньше. Археологи говорят, что Чохское поселение — одно из древнейших на территории Северного Кавказа. Село расположено очень живописно на высоте около 1700 метров над уровнем моря. Крутой склон горы покрыт прижатыми друг к другу домами.

Федор Буцко, ведущий:

Эти узкие переулки среди старинных каменных домов напоминают Сицилию или другие города южного Средиземноморья. Впрочем, может быть, как раз наоборот? Может быть, это Сицилия напоминает Дагестан?

Автомобили здесь передвигаются только по самым широким улицам, а по остальным можно проехать разве что на лошади или пройти пешком.

Федор Буцко, ведущий:

Если путешествуете с семьей, учтите — за детьми здесь глаз да глаз. Буквально в метре от тропинки может быть обрыв. Да и сами тоже смотрите под ноги. Ну а на вечер готовьте фонарики.

Даже небольшая пешая прогулка среди старинных домов и живописных развалин погружает в особую Чохскую атмосферу. Это очень увлекательно и колоритно.

Федор Буцко, ведущий:

Местные жители зачастую не запирают двери своих домов. А если и запирают – вот только что была сценка – женщина вышла, заперла дверь, положила ключи тут же рядом на камушек, поздоровалась с нами и пошла по своим делам.

Радушие жителей аварского села с непривычки удивляет. Будьте готовы к тому, что с вами будут часто здороваться и приглашать в гости.

Батина Городова, жительница села Чох:

Заходи-заходи. Заходи.

Конечно, вы вправе отказаться от приглашения, но гораздо интереснее зайти и своими глазами увидеть жизнь селян. И тут уж без чашки чая вы точно не уйдете.

Гостеприимная хозяйка Батина Гаджиевна усаживает нас за стол, заваривает ароматный чабрец и достает угощения.

Батина Городова, жительница села Чох:

Вот кладовая у меня. Там варенье-маренье, компоты-мопоты. По-старому, немножко базар здесь, вот так.

Через несколько минут на столе появляются чай и сладости: печенье, конфеты, варенье. Мы познакомились пять минут назад, но Батина Гаджиевна уже переживает, что не знала о нашем приходе, и у нее не готов обед.

Батина Городова, жительница села Чох:

Ну я вам хинкал приготовила бы. Мясо у меня есть.

Здесь, в аварском селе Чох, даже незваный гость – это дорогой гость.

Батина Городова, жительница села Чох:

Я люблю гостей. Кто приходит к нам, мы гостей любим.

Такие короткие и теплые встречи придают особую изюминку вашему путешествию. Однако гостеприимство — не единственное, чем выделяется это высокогорное село.

Федор Буцко, ведущий:

В Чохе ценится хорошее образование. При сравнительно небольшом населении, отсюда родом десятки кандидатов и докторов наук. В основном, естественных наук – это физики, доктора, профессура. И сельчане ими по праву гордятся.

А еще отсюда родом первый в истории пятикратный чемпион мира по вольной борьбе Али Алиев. Памятник спортсмену парадоксально соседствует с бюстом Сталину на фасаде сельского культурного центра. А мы отправляемся в гости к самому известному современному жителю Чоха – это Заур Цохолов. С 2010 года он стремится возродить жизнь в родном селе через развитие туризма. Заур восстановил и продолжает реставрацию одного из самых красивых домов Чоха. Это многокомнатный особняк 1875 года постройки. Часть дома жилая, вторая половина стала колоритным гостевым домом.

Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом»:

Этнодом – это дом, в который может приехать любой желающий и остаться, окунуться в атмосферу, быт местного народа, узнать традиции и обычаи от истории дома до стоянки неолита, кухни и всего прочего.

С террасы П-образного дома открывается фантастический вид на расположенные ниже дома, на долину и горы. Одна из комнат Этнодома превращена в краеведческий музей. Эти многочисленные артефакты были найдены в самом селе и окрестностях.

Федор Буцко, ведущий:

В Чохе, увы, немало разрушенных или полуразрушенных домов. Но Чох – это село жилое. И, вполне вероятно, что, если вы приедете сюда через один или два года, эти дома уже будут восстановлены. Здесь будут жить люди, а может быть, будут принимать туристов. А вот рядом, на соседнем склоне есть село, в которое жизнь, вероятно, уже не вернется.

Впрочем, о будущем села-призрака мы еще поговорим, а по пути к Гамсутлю осмотрим удивительные Чохские террасы. Это диковинный ландшафт, который сразу приковывает к себе внимание.

Федор Буцко, ведущий:

Вы только представьте себе, каких усилий стоило создание этих террас во времена, когда у людей не было тяжелой техники. Мы не знаем, когда именно создавался этот прекрасный ландшафт, но ученые уверены, террасное земледелие на Кавказе появилось не менее 5000 лет назад. Сегодня эти террасы уже не используются по прямому назначению, вспаханных участков земли совсем немного. Тем не менее, здесь остались плодовые деревья. Конечно же, эти земли используются как пастбища для большого поголовья домашнего скота.

В Средние века через Чох проходил караванный путь между Востоком и Западом. Здесь развивались ремесла и торговля, однако жизнь в горах никогда не была простой. Здесь и сегодня нет супермаркетов, а столетия назад местные жители могли рассчитывать только на свои силы и свое хозяйство. По крутым склонам и сегодня бродят овцы, козы, лошади и коровы. И как только они умудряются не падать? Чохцы шутят, что у местных коров по одной стороне ноги короче – для устойчивости на склоне.

Федор Буцко, ведущий:

Зима в Дагестане бывает разной. В основном, температуры плюсовые. Но погода может быстро меняться, особенно в горах. Тут поневоле задумаешься о правильной обуви как для себя, так и для своего автомобиля.

Год от года автомобильные шины становятся лучше: надежнее, долговечнее, комфортнее. Но вместе с ростом мощности автомобилей и скорости движения растут и требования к шинам. Ошибка при выборе может дорогого стоить.

По горным районам Дагестана мы едем на шипованных Cordiant Snow Cross 2. В этих шинах применена новая схема ошиповки. В каждый момент в контакте с дорогой находятся не менее 10 шипов. Независимые тесты показали, что шины Snow Cross 2 в разгонах и торможениях показывают результаты на уровне лучших из конкурентов, чья продукция может стоить вдвое дороже. Шины Cordiant Snow Cross 2 уверенно едут и по снегу. Специальные снеговые карманы и боковые трехступенчатые грунтозацепы улучшают сцепление с заснеженной дорогой и облегчают выезд из глубокой снежной колеи.

Важную роль играет особая рецептура резины Snow Cross 2. В составе есть рапсовое масло и особый вид силики. Масло улучшает эластичность и расширяет диапазон рабочих температур. А силика позволяет эффективно отрабатывать микрорельеф дороги, повышая сцепление.

Даже на самом проходимом автомобиле можно преодолеть лишь часть дороги до села Гамсутль. Дальше — пешком, а летом можно на лошадях.

Федор Буцко, ведущий:

От верхней точки, куда можно безопасно проехать на полноприводном кроссовере до села Гамсутль около 2,5 километров пешком. При этом, перепад высот около 500 метров, так что путь будет не самым легким. Но бояться подъема не стоит, ведь в пути всегда можно остановиться, постоять, посмотреть на эту красоту, на горы и на парящих орлов.

Лишь подойдя к последнему повороту горной тропы, путнику открывается вид на Гамсутль, стоящему фактически на вершине горы. Поселение, возраст которого оценивается в 2000 лет, оказалось покинутым фактически уже в наше время.

Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом»:

Местные старцы рассказывают, что село начали покидать с 70-х годов. Кто-то говорит, что этому послужило то, что смыло мост, через который снабжали продовольствием село. Для кого-то это были трудные жизненные условия, нет автомобильной дороги. Автомобильная дорога была, но очень опасная, и не каждый хотел сюда подниматься.

Однако всегда находился кто-то, кто не допускал полного запустения в Гамсутле. До 2015 года здесь оставался последний житель по имени Абдулжалил. Редких гостей он приглашал в дом и угощал медом со своей пасеки. А после него за дело взялся Заур.

Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом»:

Гамсутль – это начало моего творческого пути, развития туризма. Я понимал, что Чох не быстро можно развить в плане привлечения внимания туристов, а Гамсутль вот он, как бы рядом.

Сегодня Гамсутль стал одной из модных и посещаемых достопримечательностей Дагестана. Гиды привозят туда туристов из Махачкалы и Дербента, а многие приезжают самостоятельно.

Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом»:

В сезон, особенно в праздничные дни, Гамсутль посещают несколько тысяч человек.

Высокогорное село с узенькими тропками между полуразрушенными домами не готово к приему большого потока туристов. Это небезопасно для людей и разрушительно для зданий. А ведь ученым только предстоит изучить древние символы на стенах домов: арабскую вязь, византийские кресты и шестиконечные звезды, — и тогда мы узнаем больше о прошлом древнего аварского села.

Заур Цохолов, руководитель проекта «Этнодом»:

Этот дом принадлежит дедушке моей супруги. И мы решили из этого дома сделать дом-музей, чтобы каждый человек, который приедет в Гамсутль, мог погрузиться в атмосферу и быт настоящего 150-летнего Гамсутля и ознакомиться воочию с историей этого уникального места.

В загадочном Гамсутле мы закрываем первую главу нашего путешествия по Дагестану. Впереди нас ждут даргинские и лакские села в горных районах республики и крупные города на побережье Каспия. Путешествуйте с нами – будет интересно!

15:10 «Охота на лис». Телесериал 16+
16:00 Новости 12+
16:10 Вкусы Синьцзяна. 5 серия 16+
17:00 Китайская панорама 12+

Получайте лучшие новости от Большой Азии

Подпишитесь на рассылку последних новостей.

Абхазия Азербайджан Армения Афганистан Бангладеш Бахрейн Бруней Бутан Восточный Тимор Вьетнам Грузия Израиль Индия Индонезия Иордания Ирак Иран Йемен Казахстан Камбоджа Катар Кипр Киргизия Китай КНДР Кувейт Лаос Ливан Малайзия Мальдивские Острова Монголия Мьянма Непал ОАЭ Оман Пакистан Палестина Республика Корея Россия Саудовская Аравия Сингапур Сирия Таджикистан Таиланд Туркменистан Турция Узбекистан Филиппины Шри-Ланка Южная Осетия Япония