«Узбекконцерт» запретил артистам петь под фонограмму
06.12.2018 «Большая Азия» 1Кроме того, госучреждение обещает перекроить репертуар праздничных концертов в пользу молодых талантов.
С декабря 2018 года все артисты, выступающие на государственных праздниках в Узбекистане, будут исполнять песни вживую. Как пояснил глава госучреждения «Узбекконцерт» Одилжон Абдукаххоров, таким образом планируется прервать сложившуюся среди исполнителей «неблаговидную» традицию — петь на таких важных мероприятиях под фонограмму.
Местные СМИ отмечают, что в Узбекистане концертные выступления — целая индустрия, в которой работает множество артистов, но вживую из них поют лишь единицы. Не в последнюю очередь это обусловлено крайне насыщенным графиком выступлений.
Первый концерт, в программу которого войдут только «живые» номера, будет приурочен к 26-летию конституции Узбекистана и состоится 8 декабря. Абдукаххоров заверил, что после этого на всех важных мероприятиях — в честь Новруза, Дня независимости республики и других — артисты будут петь сами, а не просто раскрывать рты, изображая пение.
Кроме того, узбекский чиновник пообещал, что подход к формированию концертного репертуара на государственные праздники будет принципиально изменен: планируется включить в программу до 70% номеров молодых талантливых исполнителей.
Из заявления руководителя «Узбекконцерта» осталось неясным, будут ли введены ограничения на использования фонограммы в рамках концертных программ на мероприятиях другого рода — не имеющих государственного значения.
«Узбекконцерт» обладает весомыми полномочиями в сфере республиканского шоу-бизнеса — например, с июля 2018 года это учреждение запретило артистам самовольно выкладывать клипы на их песни в YouTube и соцсети. Теперь для того, чтобы музыкальное видео узбекского исполнителя появилось в интернете, необходимо сдать ролик на показ в художественный совет при «Узбекконцерте» и только с его разрешения публиковать.
До середины февраля 2017 года этой сферой заведовала другая государственная организация — эстрадное объединение «Узбекнаво». Оно, помимо прочего, занималось выдачей артистам лицензий, позволяющих выступать на публичных мероприятиях и получать доход от концертной деятельности. В 2015 году надзорное ведомство ужесточило условия лицензирования, потребовав, чтобы певцы исполняли вживую 60% своего репертуара.
Однако затем решением президента Узбекистана Шавката Мирзиеева «Узбекнаво» и объединение национального танца «Узбекракс» были упразднены, а на их месте появился «Узбекконцерт», подведомственный республиканскому министерству культуры.
Кроме того, за деятельностью артистов в Узбекистане следит Госкомконкуренции, сотрудники которого при содействии экспертов с кафедры звуковой режиссуры и кинотелеоператорства Узбекского государственного института искусств и культуры проводят выборочную экспертизу концертов. Ей также подвергаются выступления иностранных исполнителей, приезжающих с гастролями в Узбекистан и заявляющих на своих афишах, что будут петь вживую.
Запрет на пение под «фанеру» действует в ряде стран. С 2005 года он введен в Китае, и его нарушителям грозит штраф в размере 100 тысяч юаней и лишение исполнительской лицензии. Тогда же использование фонограммы на публичных выступлениях запретили в Туркменистане. Аналогичные меры принял и Азербайджан.
В 2008 году власти Молдавии обязали организаторов коммерческих концертов указывать на афишах и в рекламных объявлениях долю композиций, исполняемых не вживую. На государственных мероприятиях фонограмма запрещена в принципе.
В 2013 году в Государственную думу РФ был внесен законопроект, обязывающий устроителей концертов уведомлять покупателей билетов о том, будет артист петь сам или под фонограмму. Однако инициатива не встретила поддержки, необходимой для принятия соответствующего закона.
В мае 2018 года пение под «плюс» (то есть использование трека, в состав которого входит и голос) запрещено в ночных клубах индийского Дели. Причиной этого решения стали многочисленные жалобы местных жителей на слишком громкую музыку, доносящуюся из заведений в поздние часы. Чиновники решили, что живое исполнение всегда звучит более мягко и не так громко.
Подпишитесь на рассылку последних новостей.